Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 июня 2017 г. N 04-07/102-2017
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Профит-плюс") от 07.06.2017 исх. N К0386 (вх. N 2673 от 07.06.2017) на действия государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Региональный ресурсный центр "Перспектива" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания в г. Плавске (закупка N 0366200035617002647) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона (закупка N 0366200035617002647).
По мнению Заявителя, документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания в г. Плавске (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1. В нарушение части 3 статьи 33 Закона в документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
По мнению Заявителя, включение Заказчиком в часть II "Техническое задание" документации об электронном аукционе требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и нарушает часть 6 статьи 66 Закона.
2. В нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона Заказчиком в части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно в пункте 8.9. раздела 8 части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных в пункте 4.1.20. настоящего Контракта, Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 5% процентов от цены Контракта.
3. В нарушение пункта 5 части 2 статьи 45 Закона в части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе не указан конкретный срок окончания действия контракта. Таким образом, с учетом возможной пролонгации его действия ввиду различных обстоятельств, невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии. Срок действия банковской гарантии, по мнению Заявителя, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы, считая доводы Заявителя необоснованными, а документацию об электронном аукционе соответствующей требованиям Закона, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 22.05.2017 N 2929 объявлен Электронный аукцион; создана Аукционная комиссия, определен ее состав.
Извещение и документация об электронном аукционе размещены 23.05.2017 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 327 600,00 рублей.
Относительно довода о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе, выразившегося в том, что в документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона предписано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, требования документации об электронном аукционе к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и действующим государственным стандартам.
Представители Заказчика указали, при разработке документации об электронном аукционе, при установлении соответствующих характеристик товара (используемых материалов), используемых при выполнении работ, Заказчик руководствовался, в том числе соответствующими ГОСТ.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссией установлено, что ряд ГОСТов, используемых Заказчиком при установлении характеристик товара (используемых материалов), требуемых при выполнении работ, на момент утверждения документации утратили свою силу, а именно:
- ГОСТ 26816-86 "Плиты цементно-стружечные. Технические условия" - документ утратил силу с 1 апреля 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 20.10.2016 N 1443-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 26816-2016.
- ГОСТ 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия" - документ утратил силу с 1 апреля 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11.11.2016 N 1677-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 18108-2016.
- ГОСТ 24045-94 "Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строительства. Технические условия" - документ утратил силу с 1 января 2012 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 19.04.2011 N 45-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 24045-2010.
- ГОСТ Р 52134-2003 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия" - документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.12.2013 N 2387-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 32415-2013.
- ГОСТ Р 50030.3-99 "Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 3. Выключатели, разъединители, выключатели-разъединители и комбинации их с предохранителями" - документ утратил силу с 01 января 2013 года. Взамен введен в действие ГОСТ 50030.3-2012.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены показатели для ряда характеристик, отличные от установленных в ГОСТ.
В частности, в пункте 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе для товара "Плиты минераловатные" по показателю "Водопоглощение при кратковременном и частичном погружении, кг/м" установлен не предусмотренный ГОСТ 9573-2012 "Межгосударственный стандарт. Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия" показатель "не более 1,0". Для показателя "Сжимаемость, %" установлено не соответствующее вышеуказанному ГОСТ значение "не более 30"
Кроме того, для товара "Плиты минераловатные" установлен не предусмотренный ГОСТ 9573-2012 показатель "Паропроницаемость, мг/(мчПа)". Для товара "Плиты цементно-стружечные" Заказчиком установлен не предусмотренный ГОСТ 26816-2016 "Плиты цементно-стружечные. Технические условия" показатель "Коэффициент теплопроводности, Вт/(м·К)".
При этом документация об электронном аукционе не содержит обоснование необходимости использования при составлении Заказчиком описания объекта закупки вышеуказанных показателей, отличных от установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Указав подобным образом характеристики материалов, требуемых для выполнения работ, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
Относительно довода о нарушении Заказчиком частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона в связи с установлением в части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе ненадлежащего размера штрафов, начисляемых исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1) настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 327 600,00 рублей.
Вместе с тем в пункте 8.9 раздела 8 "Ответственность сторон" части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе установлено, что "за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных в пункте 4.1.20. настоящего Контракта, Подрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 5% процентов от цены Контракта".
Учитывая, что Заказчик не может заранее знать цену, по которой с победителем Электронного аукциона будет заключен контракт, то установление Заказчиком подобным образом размера штрафа нарушает часть 8 статьи 34 Закона.
Таким образом, данный довод Заявителя является обоснованным.
Относительно довода о нарушении Заказчиком пункта 5 части 2 статьи 45 Закона по причине того, что в части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе не указан конкретный срок окончания действия контракта, в связи с чем не возможно установить срок действия банковской гарантии, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно разделу 12 "Срок действия контракта" части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе, контракт вступает в силу с даты его подписания уполномоченными представителями Сторон. Контракт действует до исполнения Сторонами своих основных обязательств по контракту, а в части расчетов - до полного их завершения.
Вместе с этим, данная формулировка не противоречит положениям Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также положениям Закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда срок действия контракта определен как до полного исполнения обязательств сторонами, банковская гарантия предоставляется с учетом срока исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя).
В разделе 3 "Сроки выполнения работ" части III "Проект Контракта" документации об электронном аукционе указано следующее:
"3.1. Сроки выполнения работ по настоящему Контракту: в течение 120 (ста двадцати) календарных дней с момента заключения Контракта.
3.2. На момент заключения настоящего Контракта дата окончания работ является исходной для имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ.".
Комиссией установлено, что Заказчиком срок исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что положения Закона не предусматривают возможность заключения дополнительного соглашения к контракту о продлении срока его действия. Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя о том, что с учетом возможной пролонгации действия Контракта ввиду различных обстоятельств, невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии, является несостоятельным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" от 07.06.2017 исх. N К0386 (вх. N 2673 от 07.06.2017) на действия государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Региональный ресурсный центр "Перспектива", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания в г. Плавске (закупка N 0366200035617002647) обоснованной в части.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (закупка N 0366200035617002647) признать государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области "Региональный ресурсный центр "Перспектива" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, часть 8 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать государственному учреждению социального обслуживания населения Тульской области "Региональный ресурсный центр "Перспектива", государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений пункта 2 части 1 статьи 33, части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания в г. Плавске (закупка N 0366200035617002647) и приведения положений документации об электронном аукционе в соответствие с положениями Закона и с учетом решения по делу N 04-07/102-2017.
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов (при наличии), составленных в ходе проведения данной закупки.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 июня 2017 г. N 04-07/102-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017