Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2017 г. N 2-57-6227/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А.Сомова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ": Савельева С.В., в отсутствие представителей ООО "Рельеф", уведомлены письмом Московского УФАС России от 01.06.2017 NМГ/27020/17,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по эксплуатации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (Закупка N 0373200002617000052) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.06.2017 NМГ/27020/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя документация об аукционе содержит противоречивую информацию о сроках оплаты выполненных работ.
В силу п.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Комиссией Управления установлено, что в п.6 Технического задания определены условия оплаты выполненных работ, а именно: Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится Заказчиком ежемесячно, по факту выполнения работ (оказания услуг) за соответствующий месяц, путем перечисления денежных средств на банковский счет Исполнителя на основании представленных Акта сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ), счета, счет-фактуры, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ).
Вместе с тем, установлено, что согласно п.2.5.2 проекта контракта Заказчик оплачивает услуги по факту всего объема оказанных услуг, в безналичном порядке путем перечисления Цены Контракта со своего лицевого счета, открытого в Департаменте финансов города Москвы на расчетный счет Исполнителя, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг, с приложением документов, подтверждающих объем оказанных услуг, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки оказанных услуг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя в проекте контракта не определены существенные условия в части срока действия контракта.
Согласно с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Вописании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссией Управления установлено, что в п. 12.1 проекта контракта указано следующее: "Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по "____" ___ 20__ года включительно", кроме того, согласно п. 9.2 проекта контракта "Обеспечение исполнения Контракта, в форме безотзывной банковской гарантии/путем внесения денежных средств, что составляет ____________ от начальной (максимальной) цены Контракта, предусмотренной документацией о закупке. (Данный вариант используется только в случае применения антидемпинговых мер в соответствии с требованием части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, при условии предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, по результатам проведения которой заключается настоящий Контракт, во исполнение требований вышеуказанной статьи закона). Срок действия данного обеспечения - до "___" ________ 20__ года включительно. (Устанавливается заказчиком с учетом, чтобы срок предоставления такого обеспечения в форме банковской гарантии не менее чем на 1 (один) месяц превышал срок действия контракта)".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствие указания на срок действия контракта или срок обеспечения контракта нарушает права участников закупки, поскольку такой срок имеет определяющее значение для условия банковской гарантии.
Таким образом, вышеуказанные положения проекта контракта, которые в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, не определены Заказчиком могут повлечь ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя проект контракта не содержит информацию о сроках приемки выполненных работ.
В силу п.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Комиссией Управления установлено, что в статье 4 проекта контракта установлен порядок сдачи-приемки выполненных работ. Вместе с тем, установлено, что аукционная документация Заказчика не содержит конкретных сроков, в период которых Государственным заказчиком осуществляется приемка выполненных исполнителем работ, что нарушает п.13 ст.34 Закона о контрактной системе
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к наличию трудовых ресурсов у Исполнителя, необходимых для выполнения работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Управления установлено, что в п.13 Технического задания установлено требование к численности персонала исполнителя, а именно: 38,13 единиц.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требования о численности персонала исполнителя для выполнения требований Контракта в количестве 38,13 единиц, таким образом, п.13 Технического задания нарушает п.1 ч.1, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
п. "Сталь": Марка стали среднего слоя 10 или БСт2кп или 15пс; Марка стали наружного слоя 60 или 65; п. "Сталь угловая равнополочная ГОСТ 19771" :Радиус кривизны R не более 4 или не более 6 или не более 7 мм; п. "Проволока стальная низкоуглеродистая ГОСТ 3282": Число перегибов при испытании проволоки на перегиб не менее 4; п. "Шайбы стопорные с внутренними зубьями тип 6, тип 1 ГОСТ 10462-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Кирпич по ГОСТ 530-2012": Средняя плотность От 710 до 800 или От 810 до 1000 Или От 1010 до 1200 или От 1210 до 1400 кг/м; Пустотность Должна быть не более 13 %; п. "Обои стеклотканевые ГОСТ Р 52805": Белизна Должна быть не менее 70 %; п. "Шайбы стопорные с наружными зубьями тип 6 ГОСТ 10463-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Шайбы стопорные с внутренними зубьями тип 2 ГОСТ 10462-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Шайбы стопорные с наружными зубьями тип 2 ГОСТ 10463-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Шайбы стопорные с наружными зубьями тип 5 ГОСТ 10463-81 ГОСТ 10461-81"; Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Шайбы стопорные с внутренними зубьями тип 3 ГОСТ 10462-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Шайбы стопорные с наружными зубьями тип 4 ГОСТ 10463-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Шайбы стопорные с внутренними зубьями тип 5 ГОСТ 10462-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Шайбы стопорные с наружными зубьями тип 3 ГОСТ 10463-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Шайбы стопорные с внутренними зубьями тип 4 ГОСТ 10462-81 ГОСТ 10461-81": Водородная хрупкость шайб: водородная хрупкость шайб, возникшая в процессе покрытия, должна быть снята или не применяется; п. "Встраиваемые распределительные модульные щитки тип1, тип 2, тип 3, тип 4": Дверца Должна быть затемненная, прозрачная, должна открываетьс я более чем на 170°.
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанного товара. Также указанные требования к товару могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку предполагают от участников закупки на этапе формирования заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
6. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению заявителя в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, например таким как:
п. "Шкурка шлифовальная ГОСТ 6456": Коэффициент нанесения шлифматериала на основу: Диапазон от 0.40 до 0.75; не нормируется;
п. "СОЛИДОЛ ГОСТ 1033-79": Солидол: скольжения различных машин и механизмов, работающих при температура х минус 25*_не выше плюс 65;
п. "ДИОД": Температура перехода диода диапазон: минус 70_+200.
Комиссией Управления установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не содержит трактования слов "от" и "до", символа "_" (многоточие), символа "*", что может вводить в заблуждение участников закупки и может препятствовать подготовке заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяют подготовить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации об аукционе.
7. На основании доводов жалобы Заявителя, в аукционной документации часть товаров и материалов, к которым установлены требования о представлении показателей, не заложена в начально-максимальной цене контракта, что препятствует формированию участниками закупки ценового предложения и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в п.15 Технического задания приложения ресурсная ведомость, в которую было неправомерно включено количество товаров, которые не учитывались Заказчиком при расчете НМЦК, например такие как: Стальной забивной анкер тип 5: 8 шт; Встраиваемые распределительные модульные щитки тип 1: 1 шт; Встраиваемые распределительные модульные щитки тип 3: 1 шт; Кабельный зажим с контргайкой тип 1: 2 шт; Переходник армированная труба - коробка Тип 1: 4 шт; Поворот на 90 градусов труба-труба тип 1: 2 шт; Колено открывающееся, 90 градусов Тип 1: 3 шт.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что товары и материалы, требуемые Заказчиком, указаны в ресурсной ведомости в количестве не превышающем указанного, но на общую сумму, не превышающую 5% от ФОТ.
Тем не менее, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не подтвердил, что данные товары учитывались при расчете начальной-максимальной цены контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 13 ст. 34, п.1 ч.1 ст.33, п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ст.42, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Д.А. Сологов
К.А. Сомов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2017 г. N 2-57-6227/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2017