Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2017 г. N 2-57-5946/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя Департамента строительства города Москвы: С.А. Севостьянова,
при участии представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
при участии представителей ООО "БиоВитрум": А.А. Романенко, Н.В. Лосевой, Е.В. Майстренко, Д.В. Тимофеева,
рассмотрев жалобу ООО "БиоВитрум" (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования для объекта: "Реконструкция с надстройкой и пристройкой патологоанатомического корпуса Городской клинической больницы N 50", по адресу: г. Москва, САО, район Тимирязевский, ул. Вучетича, д. 21 (Закупка N 0173200001417000354) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/26216/17 от 30.05.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в техническом задании требований к поставляемым товарам таким образом, что наименования товаров, указанные в извещении о проведении закупки не соответствуют наименованиям товаров, указанным в техническом задании аукционной документации, что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение, не позволяя определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
На заседании Комиссии Управления представитель Департамента города Москвы по конкурентной политике пояснил, что формирование аукционной документации и извещения о проведении электронного аукциона осуществлялось Заказчиком в Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (далее - ЕАИСТ), существующий функционал которой позволяет заказчикам города Москвы указать наименования поставляемых товаров только на основании существующих шаблонов наименований товаров без учета конкретных особенностей предмета закупки, при этом характеристики поставляемых товаров приведены Заказчиком в Приложении N 3 к техническому заданию аукционной документации.
Кроме того, п. 1.4 проекта государственного контракта установлено, что количество, наименование, цена и технические характеристики поставляемых товаров установлены в спецификации и техническом задании аукционной документации.
По мнению Заявителя Заказчиком в извещении о проведении закупки неправомерно указан код 32.50.11.000 "Инструменты и приспособления стоматологические" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) в отношении товара "Шланг для устройства пылевсасывающего зуботехнического, внутренний диаметр 38 мм, наружный диаметр 44 мм, 1 м, шт", код 32.50.21.121 "Аппараты для ингаляционного наркоза" в отношении товара "Распылитель анестезирующего средства", код 32.50.30.110 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части" в отношении товаров "Стол операционный рентгенопрозрачный, 2070х500х710-1100 мм", "Стол неонатальный, с подогревом, 628х955х1930мм", поскольку ОКПД2 не содержит кодов, которым соответствует товар "Шланг для устройства пылевсасывающего зуботехнического, внутренний диаметр 38 мм, наружный диаметр 44 мм, 1 м, шт", а также поскольку изделия "Распылитель анестезирующего средства", "Стол операционный рентгенопрозрачный, 2070х500х710-1100 мм" относятся к коду 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", изделие "Стол неонатальный, с подогревом, 628х955х1930мм" относится к коду ОКДП2 26.51.66.190 "Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки".
На заседании Комиссии Управления представитель Департамента города Москвы по конкурентной политике пояснил, что формирование аукционной документации и извещения о проведении электронного аукциона осуществлялось Заказчиком в ЕАИСТ, существующий функционал которой позволяет заказчикам города Москвы указать коды ОКПД2 поставляемых товаров только в соответствии с Классификатором предметов государственного заказа города Москвы, при этом Заказчиком указаны коды ОКПД2, соответствующие закупаемым товарам.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод, в частности, свидетельствующих о том, что указанные в извещении о проведении закупки коды ОКПД2 не соответствуют поставляемым товарам, в частности, свидетельствующих о том, что стол операционный и стол неонатальный не являются медицинской мебелью, при этом стол неонатальный является изделием для измерения или контроля, и свидетельствующих о том, каким образом Заказчику необходимо описать в извещении о проведении закупки поставляемый "Шланг для устройства пылевсасывающего зуботехнического, внутренний диаметр 38 мм, наружный диаметр 44 мм, 1 м, шт" без указания кода ОКПД2 и не указано в чем различие в наименованиях применяемых товаров, указанных в извещении о проведении закупки и техническом задании.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, поставка которых является предметом закупки:
- в п. 37 "Автомат для гистологической проводки" установлено требование "Крышка камеры для проводки: Прозрачная или имеет прозрачное окно для визуального наблюдения процесса проводки";
- в п. 38 "Принтер для маркировки стекол" установлены требования "Принцип печати: Термотрансферный", "Печать: Не требует дополнительной фиксации какими-либо растворами, или облучения ультрафиолетовой лампой";
- в п. 39 "Станция для заливки биологических тканей парафином" установлены требования: "Количество модулей: Не более 2", "Программное обеспечение: На русском языке", "Дисплей или клавиатура для управления прибором и отображения основных текущих параметров: Сенсорный", "Емкость для парафина: Не менее 5", "Нагрев парафин ванн и всех нагреваемых поверхностей и емкостей в диапазоне температур: +55* .. + 70*", "Установка температуры на модуле охлаждения в диапазоне: -3*... -12*";
- в п. 40 "Автоматический ротационный микротом" установлены требования "Система автоматического перемещение изготовленного среза от ножа к водяной бане c помощью ламинарного потока воды: Наличие, для получения тонких парафиновых срезов высокого качества и объединения двух этапов работы в один", "Подогреваемая водяная баня для расправления и визуального контроля качества изготовленных срезов: Наличие, устанавливается непосредственно на микротом, с блоком управления для установки заданного значения температуры и индикацией на жидкокристаллическом дисплее";
- в п. 46 "Автомат для заключения под покровные стекла" установлено требование "Одновременная загрузка не менее 5 штативов с предметными стеклами";
- в п. 50 "Прикладное программное обеспечение" установлено требование "Требования автоматизации аналитического этапа: Подключение к ЛИС следующего оборудования: тип Excelsior AS - 1 шт.; тип PrintMate 450 - 1 шт.; тип SlideMate - 1 шт";
- в п. 11 "Стол рабочий с нижней вытяжной системой гистологический" установлены требования "Высота рабочей поверхности стола: не более 750 мм", "Высота рабочей поверхности стола с системой освещения: не более 1600 мм", "Съемные устойчивые перфорированные пластины рабочей области: не менее 3 шт", "Размер перфорированной рабочей области: Длина: не менее 950 мм; Ширина: не менее 670 мм", "Мощность встроенной в рабочую поверхность вытяжная системы: до 750 м/ч", "Размер раковины: Ширина: не менее 400 мм; Длина: не менее 400 мм; Глубина: не менее 200 мм";
- в п. 18 "Секционная пила" установлены требования "Частота колебаний полотна регулируется в диапазоне 12000*-21000* колебаний в минуту", "Пила комплектуется съемными полотнами. Сегментарное полотноД=65 мм с двумя рабочими поверхностями: 92 мм и 12 мм. Сегментарное полотноД=65 мм с одной рабочей поверхностью20мм. Пила снабжена 8-ми ступенчатым регулятором скорости", "Вес: 9,5 кг";
- в п. 23 "Тележка" установлены требования "Высота: не более 650 мм", "Тележка имеет собственную ручку для транспортировки";
- в п. 24 "Холодильная камера с большой дверью для хранения 5-и тел" установлены требования "Габаритный размер носилок: Длина: не менее 2080 мм; Ширина: не менее 620 мм; Высота: не менее 90 мм", п. 25, 26, 27 "Холодильная камера с большой дверью для хранения 3-х тел", "Холодильная камера с большими дверьми для хранения 30-и тел", "Холодильная камера с большими дверьми для хранения 10-и тел" установлены требования "Размер носилок: Длина: не более 2080 мм; Ширина: не более 620 мм; Высота: не более 90 мм", а также в указанных позициях установлены требования "Размер двери: Ширина: 680 мм; Высота: 2200 мм", "Размеры компрессора: Ширина: 436 мм; Длина: 905 мм; Высота: 360 мм";
- в п. 29 "Тележка подъемно-транспортная анатомическая, 30 "Тележка подъемно-транспортная анатомическая" установлены требования "Ширина: не менее 750 мм", "Диапазон высоты: 300* - 1950* мм", "Длина: не более 2080 мм", "Ширина: не более 620 мм", "Высота: не более 90 мм".
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что вышеуказанным требованиям п. 37, 38, 39, 40, 46, 50 Приложения N 3 к техническому заданию соответствует изделия единственного производителя, а именно "Термо Фишер Сайентифик", а также указывает на то, что требованиям п. 11, 18, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30 Приложения N 3 к техническому заданию соответствует изделия единственного производителя, а именно "Kugel Medical".
Согласно п. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить какие изделия, помимо изделий производства "Термо Фишер Сайентифик" соответствуют вышеуказанным требованиям п. 37, 38, 39, 40, 46, 50 Приложения N 3 к техническому заданию, а также у затруднился пояснить какие изделия, помимо изделий производства "Kugel Medical" соответствуют вышеуказанным требованиям п. 11, 18, 23, 24, 25, 26, 7, 29, 30 Приложения N 3 к техническому заданию.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в документации о закупке следующего требования к товару п. 34 "Рабочий стол гистолога на два рабочих места": "Установленное на компьютере программное обеспечение позволяет: делать снимки дистанционно, менять папку назначения, задавать имя файла, включать/выключать автофокус, просматривать образец в режиме реального времени на экране монитора, проводить видеосъёмку, принудительно включать и выключать вспышку, выбрать формат изображения для сохранения (в т.ч профессиональный формат RAW), контролировать уровень заряда аккумуляторной батареи фотоаппарата, видеть сколько ещё можно сохранить фотографий заданного формата в выбранное хранилище, Производить обрезку сделанных фотографий, Проводить автокоррекцию полученного изображения, Корректировать цвет и яркость изображения, изменять резкость изображения, Проводить вставку текста (комментария) к фотографии (с выбором размера, цвета шрифта и др..), Редактировать отснятое видео, Измерение размеров объектов по фотографии, Извлекать фотоизображения из видео, Проводить удаление любого изображения, Проводить поиск изображений по имени или по времени съёмки", поскольку данное требование свидетельствует о необходимости поставки в составе рабочего стола гистолога также системы для макросъемки, применяемых для фото и видео документирования различных исследований, проводимых в лабораторных исследований, и которая является отдельным изделием медицинского назначения, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о необходимости установления требований к данному оборудованию в отдельной позиции Приложения N 3 к техническому заданию.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требования к товару "Рабочий стол гистолога на два рабочих места" в аукционной документации вышеуказанным образом.
По мнению Заявителя Заказчиком при формировании предмета закупки неправомерно установлено требование о поставке наряду с оборудованием прижизненных патолого-анатомических исследований также посмертных патолого-анатомических исследований, поскольку данное оборудование не связано функционально и технически и используется в различных лабораториях, что также подтверждается письмом ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий" Федерального медико-биологического агентства (N б/н от б/д), согласно которому указанное в техническом задании аукционной документации оборудование не может использоваться в рамках функционирования единой лаборатории в силу положений Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 179Н от 24.03.2016 "О правилах проведения патолого - анатомических исследований".
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком о поставке в рамках одного лота наряду с медицинским оборудованием также изделий "Умывальник хирургический", "Контейнер для сбора люминесцентных ртутных ламп", "Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный настенный", "Автоматический дозатор жидкого мыла", "Стол лабораторный с раковиной", "Рециркулятор-облучатель ультрафиолетовый бактерицидный настенный", "Табурет лабораторный", "Стол-мойка", "Мойка высокого давления", "Сворачиваемый шланг для воды", "Стол моечный", "Столик", "Стол-мойка", "Автоклав", "Стол с бортом", "Стол без борта", "Укладка", "Столик", "Стол без борта", поскольку данные изделия не являются лабораторным оборудованием, а также поскольку поставка данных товаров не предусмотрена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 179Н от 24.03.2016 "О правилах проведения патолого - анатомических исследований".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами Заказчиком установлено требование о поставке указанных товаров рамках одного лота, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к поставляемым товарам указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "БиоВитрум" на действия Департамента строительства города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований в п. 11, 18, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 34, 37, 38, 39, 40, 46, 50 Приложения N 3 к техническому заданию, а также объединения в один лот закупки несвязанных изделий.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Е.А. Миронова
Д.А. Орехов
Исп. Д.А. Орехов (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2017 г. N 2-57-5946/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017