Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2017 г. N 2-57-6370/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники": Нестеренко Т.А., Сухих А.А.,
в отсутствие представителей ООО МП "АФИНА", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/27668/17 от 06.06.2017),
рассмотрев жалобу ООО МП "АФИНА" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории сквера, расположенного по адресу: пр-т Маршала Жукова, д. 3 (Закупка N 0373200067117000212) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/27668/17 от 06.06.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложение N4 к аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, таким как:
- В п.1. Геотекстиль установлены требования Поверхностная плотность; Разрывная нагрузка для полоски.
- В п.3. Песок для строительных работ установлены требования Полный остаток на сите с сеткой N 063; Средний; Очень крупный; Очень мелкий; Крупный; Содержание зерен крупностью: Св. 10 мм в среднем песке, Св. 10 мм в крупном песке, Св. 10 мм в очень мелком песке, Св. 10 мм в очень крупном песке, Св. 5 мм в среднем песке 5,10,15, Св. 5 мм в крупном песке, Св. 5 мм в очень мелком песке, Св. 5 мм в очень крупном песке, Св. 5 мм в мелом песке, Менее 0,16 мм; в среднем песке Менее 0,16 мм в крупном песке, Менее 0,16 мм в очень крупном песке, Менее 0,16 мм в очень мелком песке, Менее 0,16 мм в мелком песке.
- В п.5. Эмульсии дорожные, битумные установлены требования Содержание битума с эмульгатором; По скорости распада при нанесении на обрабатываемый материал быстрораспадающаяся, среднераспадающаяся; медленнораспадающаяся, не распадающаяся; класс; Содержание битума с эмульгатором катионных эмульсий; Содержание вяжущего в обратных эмульсиях.
- В п.9. Посадочный материал установлены требования Параметры посадочного материала: высота - не менее 0,3-м, количество скелетных ветвей - не менее 5 шт., диаметр кома не менее 0,3 м. шт.,м.
- В п.11. Плотные асфальтобетонные горячие песчаные смеси установлены требования содержание в минеральном порошке, применяемом при изготовлении асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 1,25 мм; пористость минерального порошка, применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси; содержание в минеральном порошке, применяемом при изготовлении асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 0,315 мм; влажность минерального порошка (только для неактивированного МП-1 и МП-2), применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси; водостойкость образцов из смеси порошка с битумом (только для МП-2); показатель битумоемкости минерального порошка (только для МП-2), применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси.
- В п.13. Гвозди строительные установлены требования Отклонение от соосности головки относительно стержня; Отклонения от круглости головок; Угол заострения по граням; Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, Заказчиком по п.13. Гвозди строительные установлены характеристики, такие как: Отклонение от соосности головки относительно стержня; Отклонения от круглости головок; Угол заострения по граням; Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя, при этом, согласно ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия" Полуматрицы вставляют в обойму по скользящей посадке. Размер квадратного отверстия ГОСТ 283-75 Гвозди проволочные. Технические условия должен быть равен номинальному диаметру стержня гвоздя плюс допустимое значение прогиба согласно п.1.9. Допуск на исполнение отверстия ГОСТ 283-75 Гвозди проволочные. Технические условия - Н9 по ГОСТ 25347. Длина матрицы ГОСТ 283-75 Гвозди проволочные. Технические условия должна быть не менее номинальной длины гвоздя. Гвозди должны входить в отверстие приспособления до насечки без усилия и свободно проворачиваться в отверстии. Допускается проводить контроль прогиба гвоздей другими методами и средствами, аттестованными в установленном порядке. При разногласиях контроль проводят способом, установленным настоящим стандартом. 3.3. Отклонение от соосности головки относительно стержня должно соответствовать черт.2 и вычисляться по формуле.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Также Установлено, что требования характеристик указанных в составе жалобы Заявителя явились причиной для признания заявок участников закупки несоответствующими требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком размещена инструкция по заполнению заявки, которая отличается от типовой, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в составе аукционной документации размещена типовая инструкция, положения которой не препятствуют корректной подготовке заявки на участие в данном аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств и сведений, подтверждающих его доводы в части невозможности формирования заявки согласно требованиям аукционной документации, в том числе отсутсвует указание какие именно положения инструкции по заполнению заявки влекут за собой ограничения количества участинков.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО МП "АФИНА" на действия ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники" обоснованной в части установления неправомерных, излишних требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
С. И. Казарин
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2017 г. N 2-57-6370/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017