Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2017 г. N 2-57-6333/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО МГЛУ: Ю.В. Горюшкина, О.В. Барановой,
ООО "Рельеф": И.В. Балякина,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории (Закупка N 0373100104817000008) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/27493/17 от 05.06.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены такие требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п.2 "Жидкое мыло" установлены требования "Пенообразующая способность: - пенное число, мм: не менее 145*; - устойчивость пены: не менее 0,8*", "Массовая доля хлоридов %: не боле 6*";
- В п.6 "Средство для чистки оргтехники и офисной мебели" установлены требования "Содержание растворителя %: не более 15", "Моющая способность: не менее 80%*";
- В п.11 "Средство против ржавчины" установлено требование "Эффективность удаления ржавчины не менее 80%*";
- В п.14 "Средство для удаления засоров и различных отложений с труб канализации" установлено требование "Очищающая способность не менее 80%*";
- В п.16 "Песок" установлены требования "Содержание зерен крупности св.5 мм: не более 15 %", "Содержание глины в комках в % по массе: не более 0,25* или не более 0,35* или не более 0,5*", "Содержание пылевидных и глинистых частиц в % по массе: не более 2* или не более 3* или не более 5*";
- В п.17 "Гранитная крошка" установлены требования "Дробленный камень различной формы и фракции: Минимальный размер не более 2 мм. Максимальный размер не более 5 мм.", "Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы к общему объему, %: Минимальное количество: не менее 0. Максимальное количество: не более 35".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Форме-2 Аукционной документации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в Форме-2 аукционной документации установлены требования таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют определить потребность Заказчика, а именно:
- В п. 2 "Жидкое мыло" установлено требование "Отдушка: в ассортименте", что, по мнению Заявителя, не позволяет участнику закупки определить потребность Заказчика, а именно количество и допустимый вид отдушек.
- В п. 8 "Освежитель воздуха" установлено требование "Объем: не менее 250", без указания единицы измерения, что, по мнению Заявителя, не позволяет определить потребность Заказчика в объеме освежителя воздуха.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в части не установления требований к показателям, позволяющим определить потребность Заказчика
Кроме того, в п. 11 "Средство против ржавчины"и п. 12 "Полироль для мебели" установлено требование "Содержание рН", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку рН является мерой активности водородных ионов и выражается числом и невозможно объективно оценить потребность по "содержанию" числа в средстве.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих доводы жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель обжалует установление в Форме-2 аукционной документации неправомерных требований к товарам, расширяющие форму, а именно:
- В п. 16 "Песок" установлены требования "Группа песка: средний или мелкий или очень мелкий", "Класс песка: первый или второй";
- В п. 17 "Гранитная крошка" установлено требование "Группа 1 или 2 или 3 или 4", что, по мнению Заявителя, не позволяет определить потребность Заказчика, поскольку на выбор представлены все возможные группы и классы товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", песок подразделяется на следующие группы: повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий, очень тонкий. Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", щебень делится на группы: 1, 2, 3, 4, 5. Таким образом, в требованиях к товарам по указанным характеристикам Заказчиком установлены показатели, удовлетворяющие потребность Заказчика.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления показателя "Класс песка" с возможностью предоставления всех возможных классов, предусмотренных ГОСТ 8736-2014.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы в части установления неправомерного требования "Класс песка: первый или второй" к товару по п. 16 "Песок" и нарушении Заказчиком п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении в составе аукционной документации инструкции, позволяющей однозначно определить толкование символов "и", ",", а также приоритетность их применения.
В Форме 2 Заказчиком установлены такие требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п. 3 "Средство для очистки масляных и жировых загрязнений" Состав: рН не менее 12, но не более 14. Согласно доводам жалобы, в данном показателе запятая означает предоставление одного значения, находящегося в установленном диапазоне, поскольку предоставление двух значений будет противоречить здравому смыслу.
- п. 3 "Средство для очистки масляных и жировых загрязнений" Растворяет масляные и жировые загрязнения, обладает нейтральным запахом. Согласно доводов жалобы, в данном пункте символ "," по логике применения означает необходимость указания перечисленных через данные символы параметры.
При этом, по мнению Заявителя, использование одних и тех же символов для разных ситуаций вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации не содержится инструкции, определяющей толкование символов "и", ",", в виду того, что указанные слова и символы используются в аукционной документации в соответствии с правилами пунктуации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, согласно доводам жалобы, Заявитель имеет понимание в каких показателях необходимо представить одно значение, а где необходимо указать перечисление параметров.
на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что не размещение в составе аукционной документации инструкции, позволяющей однозначно определить толкование символов "и", ",", а также приоритетность их применения не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика, подготовить заявку на участие в электронном аукционе, а также влечет ограничение участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы, в Форме 2 аукционной документации неправомерно объединены графы "Требуемый параметр" и "требуемое значение", что вводит в заблуждение, влечет ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционе.
Форме 2 Заказчиком установлены такие требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, так например:
- В п. 1 "Средство для очистки стеклянных поверхностей в зимнее время" установлено требование "Возможность использования при температуре (до -10°С): наличие", что позволяет участникам закупки однозначно определить, что "Возможность использования при температуре (до -10°С)" является требуемым параметром, а "наличие" - требуемым значением.
- В п. 20 "Универсальное моющее средство для уборки помещений" установлено требование "Состав: очищенная вода, фосфаты, щелочные добавки, смесь НПАВ 5-15%*", что позволяет участникам закупки однозначно определить, что "Состав" является требуемым параметром, а "очищенная вода, фосфаты, щелочные добавки, смесь НПАВ 5-15%*" - требуемым значением. При этом, согласно положения инструкции, * отмечены показатели, которые не подлежат изменению.
Таким образом, Комиссии Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. По мнению Заявителя в аукционной документации не определено количество товара, используемого при выполнении работ, а именно товаров:
- Средство для очистки стеклянных поверхностей в зимнее время;
- Жидкое мыло;
- Средство для очистки масляных и жировых загрязнений;
- Очиститель-кондиционер для кожи;
- Чистящее средство для стеклянных и зеркальных поверхностей;
- Средство для чистки оргтехники и офисной мебели;
- Полиэтиленовые мешки для мусорных корзин;
- Освежитель воздуха;
- Туалетная бумага;
- Полотенца бумажные;
- Средство против ржавчины;
- Полироль для мебели;
- Средство для удаления жевательной резинки;
- Средство для удаления засоров и различных отложений с труб канализации;
- Мешки для мусора с завязками;
- Песок;
- Гранитная крошка;
- Полотенца бумажные для рук;
- Мастика для пола;
- Универсальное моющее средство для уборки помещений;
- Краска.
В силу п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Техническом задании аукционной документации установлены площади объектов оказания услуг и периодичность оказания услуг, что соответствует п.2 ч.42 Закона о контрактной системе, а также позволяет участникам закупки определить количество необходимых для оказания услуг товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ФГБОУ ВО МГЛУ обоснованной в части установления избыточных требований к товарам, требований вводящих участников закупки в заблуждение и не позволяющих определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
А.С. Спирякова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
1. ФГБОУ ВО МГЛУ
119034, Москва, ул. Остоженка, дом 38/строение 1
2. ООО "Рельеф"
142600, г.Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, оф.34
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-6333/77-17 об устранении нарушений
законодательства о размещении заказов
09.06.2017 г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
на основании решения Комиссии от 09.06.2017 по делу N 2-57-6333/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории (Закупка N 0373100104817000008) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии Заказчика, Заказчику при рассмотрении заявок и при заключении контракта по результатам проведения Аукциона не учитывать неправомерные требования Формы-2, согласно мотивировочной части решения от 09.06.2017 по делу N 2-57-6333/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедур осуществления закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 1. 09.06.2017 по делу N 2-57-6333/77-17.
3. Заказчику в срок до 31.07.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или по электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
А.С. Спирякова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2017 г. N 2-57-6333/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017