Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июня 2017 г. N 2-57-6454/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
Е.А. Исаевой - начальника отдела обжалования государственных закупок,
а также Комиссии Управления в составе:
С.С. Бугримовой - начальника отдела проверок государственных закупок,
Д.А. Орехова - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок,
при участии представителей ФКУ "Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации": М.В. Тумасяна, В.В. Кондратова,
при участии представителя ООО "ЭкоУниверсал": Е.. Михайловой,
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоУниверсал" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем и оборудования (Закупка N 0373100066917000074) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.06.2017 N МГ/28031/17 документы и сведения.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам "Кабель силовой тип 1", "Кабель силовой тип 2", "Кабель силовой тип 3", "Кабель силовой тип 4", "Кабель силовой тип 5", "Провод тип 1", "Провод тип 2", "Провод тип 3", "Трубы для электропроводки тип 7", "Трубы для электропроводки тип 8", "Трубы для электропроводки тип 9", "Трубы для электропроводки тип 11", "Розетка тип 3", "Теплоизоляционный материал тип 1", "Теплоизоляционный материал тип 2", "Мастика тип 2", "Трубки теплоизоляционные тип 1", "Трубки теплоизоляционные тип 2", "Трубки теплоизоляционные тип 3", "Трубки теплоизоляционные тип 4", "Трубки теплоизоляционные тип 5", "Трубки теплоизоляционные тип 6", "Смеситель тип 1", "Смеситель тип 2", "Смеситель тип 4", "Трубы для водоснабжения тип 2", "Трубы для водоснабжения тип 3", "Трубы для водоснабжения тип 5", "Трубы для водоснабжения тип 6", "Трубы для водоснабжения тип 7", "Унитаз керамический тип 1", "Воздуховоды тип 1", "Воздуховоды тип 2", "Воздуховоды тип 3", "Воздуховоды тип 4", "Воздуховоды тип 5", "Уголок тип 1", "Уголок тип 2", "Состав огнезащитный тип 1", "Маты минераловатные тип 1", "Рулонная теплоизоляция тип 1", "Решетки тип 1", "Покрытие огнезащитное тип 1", "Гидростеклоизол тип 1", "Гидростеклоизол тип 2", "Пена монтажная тип 1", "Состав огнезащитный тип 2", "Доски паркетные", "Пленка полиэтиленовая", "Стеклоткань", "Плиты цементно-стружечные тип 1", "Лист профилированный тип 1", "Олифа тип 1", "Олифа тип 2", "Олифа тип 3", "Краска тип 1", "Краска тип 2", "Краска тип 3", "Краска тип 4", "Краска тип 5", "Краска тип 6", "Краска тип 7", "Грунтовка тип 1", "Растворитель тип 2", "Уайт-спирит тип 1", "Ацетон технический тип 1", "Скотч малярный тип 1", "Мастика тип 1", "Электроды тип 1", "Нащельники тип 1", "Кирпич керамический", "Прокат тип 1", "Раствор тип 1", "Раствор тип 2", "Раствор тип 3", "Арматурная сталь", "Плиты теплоизоляционные тип 1", "Плиты теплоизоляционные тип 2", "Плиты теплоизоляционные тип 3", "Плиты теплоизоляционные тип 4", "Уплотнитель резьбовых соединений тип 1", применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования аукционной документации к избыточным характеристикам вышеуказанных товаров устранены Заказчиком 02.06.2017, т. е. до подачи Заявителем жалобы.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих установление Заказчиком в аукционной документации указанных требований к товарам, в редакции аукционной документации, действующей на момент подачи Заявителем жалобы на действия Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п. 20 информационной карты установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка проводится на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем и оборудования Заказчика, при этом техническим заданием аукционной документации наряду с оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений предусмотрено выполнение иных видов работ, не требующих наличия у исполнителя контракта указанной лицензии, в частности, обслуживание системы электроснабжения, вентиляции, оборудования бассейна, телевизионного вещания.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации).
При этом, в случае если в один лот с работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерности установления Заказчиком требования о наличии вышеуказанной лицензии именно у участников закупки, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, что также, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоУниверсал" на действия ФКУ "Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации" обоснованной в части установления неправомерного требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Комиссия Управления в составе:
Председательствующий Е.А. Исаева
Начальник отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримова
Старший государственный инспектор Д.А. Орехов
отдела обжалования государственных закупок
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июня 2017 г. N 2-57-6454/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017