Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июня 2017 г. N 2-57-6390/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителей ГБОУ г. Москвы "Школа им. Н.М. Карамзина: Д.О. Федоровского, Е.В. Андреевой, Е.А. Макарцовой, а также при участии представителя ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ г. Москвы "Школа им. Н.М. Карамзина" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению текущего ремонта зданий и сооружений для нужд образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2017 году (ЮЗАО) (торги среди СМП и СОНО) (совместные торги) (Закупка N 0373200173917000460) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/27785/17 от 07.06.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1) На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно, по товарам:
- п.2 "Листы гипсокартонные влагостойкие": "Разрушающая нагрузка для образцов продольных образцов при изгибе при постоянном пролете (l = 350 мм) не менее 174 (17,4). Разрушающая нагрузка для образцов поперечных образцов при изгибе при постоянном пролете (l = 350 мм) не менее 68 (6,8). Водопоглощение не более 10";
- п.3 "Обои высококачественные (стеклотканевые)": "Массовая доля веществ, удаляемых при прокаливании не менее 20. Белизна не менее 70";
- п.4 "Растворы строительные": "Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения допускается не более 10. Норма подвижности по погружению конуса 1-14. Не погасившихся зерен не более 15. Время гашения не более 40. Предел прочности при сжатии не менее 3. Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм не более 23. Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток не менее 29,4. Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток не менее 4,4";
- п.5 "Олифа для окраски комбинированная Оксоль": "Цвет по йодометрической шкале не темнее 800. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0 _ 0,5) °С 18 - 25. Кислотное число не более 8. Отстой по объему не более 1. Прозрачность 100. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже 32. Время высыхания до степени 3, ч, при температуре (20 _ 2) °С не более 24";
- п.7 "Краска фасадная ХВ-161": "Расход на двухслойное покрытие 300-400. Сухой остаток 43-47. Время высыхания до степени 3при температуре 20+/-2°С не более 4. Условная вязкость по ВЗ-246 (сопло 4 мм) при температуре 20+/-0,5°С 35-70. Степень перетира не более 140. Эластичность пленки при изгибе не более 5.";
- п.8 "Смеси сухие цементно-песчаные для устройства стяжки": "Прочность при изгибе не менее 7. Прочность на сжатие не менее 20. Жизнеспособность состава не менее 30. Свободная усадка не более 6";
- п.13 "Электроды": "Механические свойства при нормальной температуре, металла шва или наплавленного металла. Временное сопротивление разрыву не менее 42. Механические свойства при нормальной температуре, металла шва или наплавленного металла. Ударная вязкость не менее 7. Механические свойства при нормальной температуре, металла шва или наплавленного металла. Относительное удлинение не менее 16";
- п.14 "Шпатлевка масляно-клеевая универсальная": "Расход не более 0,9. Высыхание не более 4";
- п.15 "Проволока арматурная ВР-I": "Предельные отклонения по диаметру не более -0,15/+0,05. Предельные отклонения по глубине вмятин не более -0,02/+0,05. Предельное отклонение по шагу вмятин не более 0,2. Предельное отклонение по длине выступа не более 0,2. Разрывное усилие не менее 400. Усилие, соответствующее условному пределу текучести Р0,2 не более 985. Относительное удлинение не более 3. Линейная плотность не более 0,144";
- п.16 "Пигмент зеленый": "Относительная красящая способность (концентрация), 100. Реакция водной вытяжки (рН) 5,5-7,0. рН водной суспензии 4-7. Диспергируемость за 30 мин не более 25. Маслоемкость 30-60. Укрывистость не более 20. Относительная красящая способность не менее 95. Остаток после мокрого просеивания на сите с сеткой 0063 не более 0,30. Остаток после сухого просеивания на сите с сеткой 016 не более 0,05 или не нормируется";
- п.17 "Бруски обрезные хвойных пород": "Сучки сросшиеся здоровые пластевые и ребровые в долях ширины не должны превышать и быть в количестве не более 4 . Трещины пластевые и кромчатые неглубокие или неглубокие и глубокие длиной в долях длины пиломатериала не превышающие
. Сучки частично сросшиеся пластевые и ребровые в общем числе здоровых сросшихся в долях ширины стороны не превышающие 1/3 на любом однометровом участке длины каждой из сторон не более 3. Трещины торцевые (кроме трещин усушки) на одном торце длиной в долях толщины пиломатериала не должны превышать
. Прорость односторонняя в долях соответствующей стороны пиломатериала, не более 1/4 и длиной в долях длины пиломатериала, не более 1/10. Заболонные грибные окраски и плесень глубокие (по площади) не более 50. Червоточина на любом однометровом участке длины пиломатериала не более 3. Инородные включения (проволока, гвозди и др.) должны отсутствовать. Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость, стрела прогиба в долях длины пиломатериала не более 0,4. Покоробленность поперечная, стрела прогиба в долях ширины пиломатериала не более 2";
- п.18 "Пропан-бутан сжиженный газ": "Объемная доля жидкого остатка при 20 °С не более 1,6. Давление насыщенных паров, избыточное, при температуре плюс 45°С не более 1,6. Интенсивность запаха не менее 3";
- п.19 "Кирпич керамический": "Средняя плотность 800-2000. Коэффициент теплопроводности сухой кладки не более 0,50. Предел прочности на сжатие не более 30. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в изделиях должна быть не более 370";
- п. 20 "Вода": "Максимальное допустимое содержание: растворимых солей
- не более 35000 мг/л ионов SO4-2 не более 2700 мг/л ионов Cl-1 не более 20000 мг/л взвешенных частиц 200-500 мг/л";
- п.21 "Уайт-спирит": "Плотность не более 0,790 . Температура вспышки в закрытом тигле не ниже 33";
- п.22 "Цемент общестроительный": "Прочность в возрасте 28 суток не менее 20. Начало схватывания не ранее 45. Равномерность изменения объема не более 10";
- п.24 "Материал рулонный кровельный рубероид": "Предельное отклонение полотна по ширине не более _ 5. Разрывная сила при растяжении не менее 225 (23). Водопоглощение в течение 24 ч не более 2,0";
- п.25 "Доски обрезные хвойных пород": "Сучки сросшиеся здоровые пластевые и ребровые в долях ширины не должны превышать и быть в количестве не более 4. Трещины пластевые и кромчатые неглубокие или неглубокие и глубокие длиной в долях длины пиломатериала не превышающие
. Сучки частично сросшиеся пластевые и ребровые в общем числе здоровых сросшихся в долях ширины стороны, не превышающие 1/3 на любом однометровом участке длины каждой из сторон не более 3. Трещины торцевые (кроме трещин усушки) на одном торце длиной в долях толщины пиломатериала не должны превышать
. Прорость односторонняя в долях соответствующей стороны пиломатериала, не более 1/4 и длиной в долях длины пиломатериала, не более 1/10. Заболонные грибные окраски и плесень глубокие (по площади) не более 50. Червоточина на любом однометровом участке длины пиломатериала не более 3. Инородные включения (проволока, гвозди и др.) должны отсутствовать. Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость, стрела прогиба в долях длины пиломатериала не более 0,4. Покоробленность поперечная, стрела прогиба в долях ширины пиломатериала не более 2";
- п.26 "Сталь листовая, оцинкованная": "Временное сопротивление разрыву 255-490. Толщина цинкового покрытия 10-60. Относительное удлинение 4, %, (при l0 = 80 мм) 21-28. Глубина сферической лунки 6,9-11. Содержание цинка в покрытии не менее 99,95";
- п.28 "Гипсовые вяжущие (гипс) для штукатурных работ": "Предел прочности при сжатии не менее 3. Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм не более 23";
- п.29 "Известь хлорная": "Коэффициент термостабильности не менее 0,6";
- п.30 "Прокат полосовой стальной гарячекатаный": "Предельное отклонение по толщине проката не более +0,3/-2,4. Предельное отклонение по ширине не более +1,7/-4,0. Серповидность длины не более 0,5. Отклонение от плоскости на 1 м длины проката не более 20";
- п.31 "Проволока стальная низкоуглеродистая": "Поверхностная плотность цинка 10-155. Предельные отклонения по диаметру 0,02-0,2";
- п.32 "Кабели силовые с медными жилами": "Максимально допустимая температура нагрева при коротком замыкании (4 с.) не более 160. Наименьший радиус изгибания при устройстве: провода с тремя жилами не более 7,5";
- п.33 "Пена монтажная": "Скорость отверждения для слоя толщиной не более 3 см не более 30. Выход пены не более 40/1000. Влагопроницаемость не более 70. Время высыхания верхнего слоя 20-25. Ячеистая структура, изолированных ячеек не менее 80. Плотность не менее 27. Термостойкость от - 40°C до +100. Изоляционный фактор не менее 0,033. Сопротивление при растяжении не менее 0,197";
- п.34 "Мыло твердое хозяйственное": "Качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г) не менее 70,5 - 64,0";
- п.36 "Спирт этиловый технический ректификованный": "Проба на окисляемость при 20 °С не менее 10. Температура вспышки не менее 13";
- п.37 "Мастика герметизирующая, кровельная, горячая": "Теплостойкость в течение 5 ч не менее 55. Температура размягчения по методу "кольца и шара", °С не более 110. Гибкость при температуре (182) °С на стержне диаметром, мм не более 40";
- п.38 "Пленка полиэтиленовая": "Прочность при растяжении: в продольном направлении не менее 13,7 (140) в поперечном направлении не менее 11,8 (120). Относительное удлинение при разрыве: в продольном направлении не менее 200 в поперечном направлении не менее 300. Удельное поверхностное электрическое сопротивление не более 1·1016. Коэффициент дымообразования не более 1600. Кислородный индекс не менее 18. Показатель токсичности продуктов горения (при времени экспозиции 30 мин) не менее 17";
- п.39 "Клей ПВА": "Расход клея в один слой от 80 до 255. Вязкость по ВЗ- 4 не меньше 150 . Водостойкость не менее 24";
- п.40 "Пакля льняная": "Фактическая влажность не более 20";
- п. 41 "Шкурка шлифовальная на бумажной основе": "Нормальный электрокорунд; Белый электрокорунд; Легированный электрокорунд; Циркониевый электрокорунд; Монокорунд; Зеленый карбид кремния; Черный карбид кремния; Стекло";
- п.42 "Краски масляные жидкотертые цветные": "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0+/-0,5) °С 65-140. Степень перетира не более 90. Расход краски на однослойное покрытие мин 55 - макс 240 . Укрывистость невысушенной пленки не более 120. Твердость пленки, условные единицы, по маятниковому прибору типа М-3 не менее 0,13";
- п.43 "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная": "Предел прочности при растяжении 0,08 - 0,15. Относительное удлинение при максимальной нагрузке Не менее 35. Водопоглощение Не более 0,4. Консистенция 7 - 11. Стекание мастики при 70 °С (теплостойкость) Не более 2,0. Относительное удлинение при температуре минус 50 °С Не менее 7,0";
- п.44 "Керамогранит": "Твердость по МООСУ не менее 8. Прочность на изгиб более 40. Водопоглощение не более 0,05";
- п.45 "Смеси сухие (клеи) для облицовки стен и полов керамическими плитками и плитками из природного камня": "Удельная объемная масса не менее 1,35. Время открытого слоя при t° + 23°С не более 23. Время корректировки слоя при t° + 23°С не более 60. Адгезия через 28 дней (EN 1348) >1. Адгезия после циклов замораживания/размораживания (EN134) >1 . Морозостойкость не менее 50. Расход клея 2,5-5";
- п.46 "Смеси сухие декоративные фуговочные для заделки швов между плитками": "жизнеспособность раствора не менее 2. прочность на сжатие не менее 10. адгезионная прочность не менее 0,5. Морозостойкость не менее 50. Адгезионная прочность не менее 1";
- п.47 "Пластиковый кабель-канал - короб": "Удельное объёмное сопротивление при температуре +20 °С не ниже 1109. Прочность при температуре -32 °С не менее 5";
- п.48 "Краски водно-дисперсионные": "рН краски 7,5-9,5. Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 _ 2) °С не менее 24. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С не более 1. Укрывистость высушенной пленки не более 100. Морозостойкость краски не менее 5. Степень перетира не более 60";
- п.49 "Песок для строительных работ": "Полный остаток на сите N 063 5-75. Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 10. Содержание глины в комках не более 1 . Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф до 370";
- п.50 "Краски масляные жидкотертые цветные": "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0х0,5) °С 65-140. Степень перетира не более 80. Расход краски на однослойное покрытие мин 55 - макс 240. Укрывистость невысушенной пленки не более 235. Твердость пленки, условные единицы, по маятниковому прибору типа М-3 не менее 0,10";
- п.51 "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся": "Временное сопротивление (предел прочности) при сжатии половинок образцов-балочек размерами 40х40х160 мм, изготовленных из раствора состава 1:3 (по массе) с нормальным песком, через трое суток твердения не менее 280 (28) . Линейное расширение образцов размером 40х40х160 мм, изготовленных из цементного теста нормальной густоты, через 3 суток с момента изготовления не менее 0,1 и не бо-лее 0,7";
- п.52 "Плитки керамические, однотонные": "Отклонения от номинальных размеров по длине и ширине не более 0,8. Отклонения от номинальных размеров по толщине не более 10. Предел прочности при изгибе не менее 15,0. Кривизна лицевой поверхности не более 0,8. Водопоглощение не более 16";
- п.53 "Резина техническая (пластина)": "Предельное отклонение по толщине не более _2,3. Относительное удлинение при разрыве не менее 150. Относительная остаточная деформация при сжатии на (20 + 5)% в воздухе при 70 °С в течение 24 ч не более 80";
- п.54 "Канаты пеньковые пропитанные тросовой свивки": "Номинальная линейная плотность каболки 4,0 - 5,5. Отклонение от номинальной линейной плотности каболок не более _8. Число кручений на 1 м каболки не более 60. Разрывная нагрузка каболки не менее 44,1 (45). Номинальная линейная плотность каната 74,9 - 9500,0. Отклонение от номинальной линейной плотности каната не более +8,0. Разрывная нагрузка каната в целом виде не менее 615,4 (628). Фактическая влажность не более 16,0. КИП каболок в канате 0,925 - 0,61. КИП прядей в канате 0,69".
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Например, показатели характеристики для товара п.42 "Краски масляные жидкотертые цветные" согласно положениям соответствующего ГОСТ 10503-71 в том числе, согласно п.4. "Методы испытаний" укрывистость и твердость пленки определяют на стекле для фотографических пластинок размером 9х12-1,2 по ТУ 21-0284461-058.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком не установлен запрет на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В п.5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Извещение о проведении закупки на выполнение работ по проведению текущего ремонта зданий и сооружений для нужд образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2017 году (ЮЗАО) (торги среди СМП и СОНО) (совместные торги) размещено Заказчиком 24.05.2017, при этом, Заказчиком, в нарушение п.7 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем, согласно пп. "а" п.1 Указа Президента Российской Федерации N 244 от 31.05.2017 г. "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации отменен с 31.05.2017 г., в связи с чем допущенное Заказчиком нарушение при формировании положений аукционной документации не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
3) В составе жалобы Заявитель указывает на то, что в соответствии с Извещением о проведении закупки, данная закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе если в извещении о закупке установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, то участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком, в нарушение п.2 ч.1 ст.64 и п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, в разделе 17.2 Информационной карты аукционной документации не установлено требование к составу второй части заявки о предоставлении декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
4) Согласно доводам жалобы, Заказчиком в нарушение норм Закона о контрактной системе не установлен конкретный срок действия государственного контракта.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п.9.1 проекта государственного контракта срок действия обеспечения исполнения Контракта - до "___" ________ 20__ года включительно. (Устанавливается заказчиком с учетом, чтобы срок предоставления такого обеспечения в форме банковской гарантии не менее чем на 1 (один) месяц превышал срок действия контракта), вместе с тем, 12.1 проекта государственного контракта установлено: "Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по "____" ___ 20__ года включительно". Таким образом, Заказчиком не установлен конкретный срок действия государственного контракта, что не позволяет определить необходимый срок действия банковской гарантии.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик не имел технической возможности внести изменения в типовые контракты, сформированный Библиотекой контрактов в Единой автоматизированной информационной системе, при этом, в Извещении о проведении электронного аукциона установлен срок завершения работ - 31.12.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в аукционной документации не установлен срок действия государственного контракта, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
5) На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод жалобы Заявителя на предмет установления неправомерных требований к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки.
Согласно Инструкции по заполнению Формы-2 (далее - Инструкция): "В случае указания значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон _", "область_" участник размещения заказа должен указать именно диапазон значений, так как поименованные данным образом показатели, являются показателями, значения которых не могут изменяться. В случае указания значений показателей, сопровождающихся словами: "значение должно быть в диапазоне_", участник закупки должен указать один конкретный показатель, соответствующий требуемому диапазону значений".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлена Инструкция таким образом, что не позволяет участникам закупки корректно сформировать заявки на участие в аукционе, а также приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
6) Комиссией Управления рассмотрен довод жалобы Заявителя на предмет установления Заказчиком неправомерных требований к используемым при выполнении работ товарам, поскольку условные обозначения, отображающие требуемое значение, установлены Заказчиком как в графе "Требуемый параметр", так и в графе "Требуемое значение", например: п.16 "пигмент зеленый": графа "Требуемый параметр" "Массовая доля водорастворимых веществ, не более"; графа "Требуемое значение" 1,0%".
Комиссией Управления установлено, что вышеуказанное требование может препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, вводить участников закупки в заблуждение, а также повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводы об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБОУ г. Москвы "Школа им. Н.М. Карамзина" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33, п.7 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64 и п.7 ч.5 ст.66, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: З.У. Несиев
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июня 2017 г. N 2-57-6390/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017