Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июня 2017 г. N 2-57-6586/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
Е.А. Исаевой - начальника отдела обжалования государственных закупок;
а также Комиссии Управления в составе:
С.С. Бугримовой - начальника отдела проверок государственных закупок;
Р.Г. Осипова - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок;
при участии представителей:
ФГБУ "ННПЦССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России: А.В. Мезенцева,
ООО "Магнусмедикал": А.А. Буланкова,
рассмотрев жалобу ООО "Магнусмедикал" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ННПЦССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для проведения эндоваскулярных вмешательств (Закупка N 0373100095217000160) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/28498/17 от 09.06.2017) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части:
1) установления требований, которые вводят участника закупки в заблуждение;
2) установления требований к товарам, ограничивающих количество участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены неправомерные требования в части отлагательных условий оплаты.
На основании ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п.8 Информационной карты, п.4 Технического задания и п.2.5 проекта контракта установлено: "Срок и порядок оплаты: по мере поступления денежных средств, в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке".
Вместе с тем, принятие заказчиком бюджетных обязательств до доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования может содержать признаки нарушения бюджетного законодательства и привести к невозможности своевременной оплаты за поставленные товары (работы, услуги), что повлечет ответственность заказчика за неисполнение обязательств по контракту и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату товаров, работ, услуг. Однако Законом о контрактной системе не установлено запрета на заключение контракта под отлагательным условием.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части требований, установленных в п.8 Информационной карты, п.4 Технического задания, п.2.5 государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Вместе с тем, на основании ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в , установленном Правительством Российской Федерации.
Заказчиком в п.7.6 проекта контракта установлено: "Заказчик не несет ответственность за несвоевременную оплату поставляемого Товара, связанную с несвоевременными поступлениями денежных средств из бюджета".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования п.7.6 проекта контракта установлены таким образом, что у участника закупки отсутствует возможность в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, свидетельствующей о ненадлежащем исполнении Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), что нарушает п.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, по мнению Заявителя, в п.5.5 проекта контракта установлены неправомерные требования, а именно: "Остаточный срок годности - не менее 80 % от даты изготовления".
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, требования Заказчика об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Кроме того, указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.
Кроме того, по мнению Заявителя, в п.3.2 проекта контракта неправомерно предусмотрено, что заказы Товара могут осуществляться Заказчиком по телефонам, указанным Поставщиком (Исполнителем), в рабочие дни с 9-00 до 16-00. Заказом является письменная/устная заявка Заказчика, отправленная на факс/телефон Поставщика (Исполнителя), с перечислением/сообщения необходимого Товара и его количества.
Согласно п.1 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации N 51-ФЗ от 30.11.1994 (далее - Гражданский кодекс), договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
На основании п.3 ст.455 Гражданского кодекса, условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В соответствии с п.1 ст.467 Гражданского кодекса, если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Поскольку в силу п.3 ст.455, ст.506 Гражданского кодекса, условия об ассортименте товара является существенным условием договора поставки, определение и изменение ассортимента товара должно в силу п.12.3 проекта контракта и п.1 ст.452 Гражданского кодекса осуществляться сторонами в письменной форме и должно быть подписано обеими сторонами.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в проекте контракта ненадлежащим образом установлен порядок согласования одного из существенных условий, поскольку п.3.2 проекта контракта допускается подача заявки в устной форме, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении в аукционной документации требований к товарам, ограничивающих количество участников закупки, а именно, в части установления требований в пп. 2, 3, 8, 28 Технической части аукционной документации, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя в Технической части аукционной документации установлены характеристики к товарам, соответствующие продукции единственного производителя, а именно:
-п.2 "Баллоннорасширяемые периферические стенты" соответствует продукции iVascular (Restorer);
-п.3 "Система коронарного стента с лекарственным покрытием" соответствует продукции Boston Scientific;
-п.8 "Периферический баллонный катетер" соответствует продукции Natec Medical, Nimble, Маврикий.
-п.28 "Набор для проведения ВСУЗИ" соответствует продукции Volcano Corp (США). В жалобе Заявителя указано, что по п.28 "Набор для проведения ВСУЗИ" установлена совместимость с оборудованием, установленным у Заказчика, однако, по мнению Заявителя, расходные материалы, необходимые Заказчику для обеспечения работоспособности имеющегося оборудования, определенного производителя необходимо закупать в рамках отдельной процедуры.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил документов, подтверждающих наличие эквивалентного оборудования в совокупности вышеуказанных требований отвечающим всем характеристикам, установленными Заказчиком в документации аукциона в электронной форме по товарам пп. 2, 3, 8, 28 Технической части аукционной документации, а также документов, опровергающих доводы, изложенные в жалобе Заявителя.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в связи с чем товар по п.28 "Набор для проведения ВСУЗИ", необходимый Заказчику для обеспечения работоспособности имеющегося оборудования, определенного производителя не закупаются Заказчиком в рамках отдельной закупки или отдельного лота.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация электронного аукциона содержит требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Магнусмедикал" на действия ФГБУ "ННПЦССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований в пп. 3.2, 5.5, 7.6 проекта контракта; в части установления неправомерных требований к товарам пп. 2, 3, 8, 28 Технической части аукционной документации.
2.Признать в действия Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Исаева
Начальник отдела
проверок государственных закупок С.С. Бугримова
Главный государственный инспектор Р.Г. Осипов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ФГБУ "ННПЦССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России
119049, г. Москва, пр-кт Ленинский, дом 8
2. ООО "Магнусмедикал"
107076, г. Москва, Колодезный переулок, д. 14, пом. XIII, офис 41
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-6586/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
15.06.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
Е.А. Исаевой - начальника отдела обжалования государственных закупок;
а также Комиссии Управления в составе:
С.С. Бугримовой - начальника отдела проверок государственных закупок;
Р.Г. Осипова - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок;
на основании решения Комиссии от 15.06.2017 по делу N 2-57-6586/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Магнусмедикал" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ННПЦССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для проведения эндоваскулярных вмешательств (Закупка N 0373100095217000160) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о конкратной системе и с учетом решения от 15.06.2017 по делу N 2-57-6586/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 15.06.2017 по делу N 2-57-6586/77-17.
6. Заказчику в срок до 27.07.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание по делу N 2-57-6586/77-17 от 15.06.2017 может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Исаева
Начальник отдела
проверок государственных закупок С.С. Бугримова
Главный государственный инспектор Р.Г. Осипов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июня 2017 г. N 2-57-6586/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017