Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 июня 2017 г. N 163
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Самар Л.В. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Косимова М.П. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок; |
|
- Горянская А.С.
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в присутствии представителей:
от заявителя ООО "Юнидез":
- Ляликов Всеволод Александрович (генеральный директор);
от уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края:
- Дмитренко Анна Евгеньевна (представитель по доверенности);
от заказчика - КГБУЗ "Солнечная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края представитель, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился,
рассмотрев жалобу ООО "Юнидез" и материалы дела N 7-1/284,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Юнидез" на действия уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Солнечная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств, жидкого мыла с дезинфицирующим эффектом и кожных антисептиков для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Солнечная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (N0122200002517002437).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона.
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон - о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002517002437 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24.05.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 226 460,60 рубля.
Источник финансирования: бюджет Хабаровского края.
Стадия проведения электронного аукциона: подача заявок.
В процессе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом, заказчиком представлены мотивированные отзывы, в соответствии с которыми, считают жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме, а также заявил дополнительные доводы, касающиеся описания объекта закупки.
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию, изложенную в своем отзыве.
Изучив материалы дела N 7-1/284 и заслушав представителей сторон, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Извещением N 0122200002517002437 о проведении электронного аукциона сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг установлены в соответствии с графиком поставки товара.
Указанный график поставки товара входит в состав аукционной документации.
Также Извещением N 0122200002517002437 о проведении электронного аукциона установлено место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный, ул. Ленина, 4, склад аптеки.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии в извещении о проведении электронного аукциона информации о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, а также информации о месте доставки товара не находят своего подтверждения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 4 раздела 1 "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" аукционной документации установлены требования к подготовке заявки.
Пунктом 4.2.3 части 4 раздела 1 "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" аукционной документации определен состав первой части заявки.
Исчерпывающий перечень показателей, в отношении которых требуется указание их конкретных значений, указан в разделе IV "Предложение участника закупки" (рекомендуемая форма) документации об аукционе.
В связи с чем, довод заявителя об отсутствии в аукционной документации инструкции по заполнению конкретных показателей товара в первой части заявки является необоснованным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки в данном случае является поставка дезинфицирующих средств.
Разделом 3 "Техническая часть" аукционной документации определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в своей жалобе указывает, что в п. 5.3, 6,3 раздела III "Техническая часть" аукционной документации указано действующее вещество -триклозан. Триклозан относится к группе фенолов, также, как, например, 2-феноксиэтанол, который обладает аналогичным антимикробным действием. Указание в данном случае на конкретное действующее вещество является фактором, ограничивающим конкуренцию. Достаточно указать группу -производное фенола.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель уполномоченного органа пояснил, что исходя из информации, полученной от заказчика, триклозан менее токсичен, чем 2-феноксиэтанол: LD50 (острая токсичность) при ведении в желудок у триклозана - 3815 мг/кг, а у 2-феноксиэтанола - 2350 мг/кг. Требования к конкретному составу дезинфицирующих средств, в том числе в отношении п. 5.3, 6.3 раздела III "Техническая часть" аукционной документации определены исходя из интересов больных, медицинского персонала, потребностей медицинского учреждения.
Комиссией Хабаровского УФАС России определено, что триклозан не является товарным знаком, знаком обслуживания, фирменным наименованием, патентом, полезной моделью, промышленным образцом. Это действующее вещество соответствующего дезинфицирующего средства, требования к которому заказчик вправе устанавливать в соответствии с потребностью медицинского учреждения.
Заявитель в своей жалобе указывает, что установленное в п.9.7 раздела III "Техническая часть" аукционной документации требование к расходу средства на 1 л воды - не более 6,6 г, не может быть применено к средству, предназначенному для стирки и дезинфекции белья. Должно устанавливаться требование к количеству средства для обработки 1 кг белья, т.к. дезинфицируется не определенный объем воды, а определенное количество белья.
В подтверждение указанного довода на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России заявитель сослался на п. 3.15 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" согласно которому "при проектировании прачечных при медицинских организациях производительность следует принимать из расчета 2,3 кг сухого белья в смену на одну койку (в случае круглосуточного пребывания лиц по уходу добавляется 1 кг), 0,4 кг сухого белья в сутки на одно посещение амбулаторно-поликлинического отделения (организации)".
Представитель уполномоченного органа пояснил, что исходя из информации, полученной от заказчика, в инструкциях по применению дезинфицирующих средств концентрация рабочего раствора указывается исходя из расчета необходимого количества средства на 1 литр воды. Учитывая, что количество воды, заливаемой для стирки 1 кг белья, может быть разным (от 2 до 5 литров, что в свою очередь зависит от объема барабана стиральной машины), указание в п. 9.3 раздела III "Техническая часть" аукционной документации дозировки средства для приготовления 1 литра рабочего раствора является целесообразным.
В результате изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что требование относительно концентрации рабочего раствора для стирки и дезинфекции именно килограмма белья не закреплено в соответствующих стандартах, нормах, регламентах.
Ссылка заявителя на п. 3.15 СанПиН 2.1.3.2630-10 не является состоятельной, так как в указанном пункте установлены требования к проектированию прачечных при медицинских организациях.
Вместе с тем, в п. 9 раздела III "Техническая часть" аукционной документации определены режимы стирки: ручной способ и в стиральных машинах, что также подтверждает необходимость установления требований к расходу средства на 1 л воды.
Таким образом, требования концентрации рабочего раствора для стирки и дезинфекции белья "расход средства на 1 л воды - не более 6,6 г" установлены заказчиком исходя из анализа инструкций по применению дезинфицирующих средств и в силу своей потребности.
Также заявитель указывает, что в п. 10.6.1.1 раздела III "Техническая часть" аукционной документации установлено требование к концентрации рабочего раствора по активному хлору, % - не более 0,015, однако средство с большим содержанием действующего вещества не будет менее эффективным, а наоборот будет сильно эффективнее. Считаем, что следует заменить требуемое значение показателей на "не менее 0,015".
В подтверждение указанного довода на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России заявитель сослался на информацию, представленную в таблицы 4 Федеральных клинических рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, согласно которой концентрация рабочего раствора по действующему веществу для хлорактивных химических соединений: натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты должна быть не менее 0,015 % (по активному хлору).
Представитель уполномоченного органа пояснил, что исходя из информации, полученной от заказчика, при установлении в п. 10.6.1.1 раздела III "Техническая часть" аукционной документации требования к содержанию активного хлора "не более 0,015" учитывался не только показатель антимикробной активности, но и степень безопасности для медицинского персонала.
Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что клинические рекомендации отдельных лиц, на которые ссылается заявитель, не относятся к документам, перечисленным в п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, которыми следует руководствоваться при описании объекта закупки. Требования к содержанию активного хлора "не более 0,015" установлены в целях безопасности для медицинского персонала и в силу потребности медицинского учреждения.
Заявитель в своей жалобе указывает, что установленное в п. 10.6.3 раздела III "Техническая часть" аукционной документации требование
10.6.3 |
Режим дезинфекции медицинских отходов при бактериальных (включая туберкулез), вирусных и грибковых инфекциях: |
|
10.6.3.2 |
Время обеззараживания, мин |
Не более 60 |
невозможно объяснить объективными потребностями заказчика. По вопросу дезинфекции медицинских отходов имеются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 г. N 2). В указанном СанПиНе не установлено, что дезинфекция медицинских отходов должна производиться не более 60 минут. Большая часть зарегистрированных дезинфицирующих средств имеет время экспозиции при дезинфекции медицинских отходов - 120, 130, 140 минут.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что исходя из информации, полученной от заказчика, указанное требование установлено с целью сокращения времени обеззараживания для последующего перемещения обеззараженных отходов в место для временного хранения и своевременного вывоза отходов с территории заказчика. Требования ко времени обеззараживания отходов в действующих нормативных документах не установлены.
В результате изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что СанПиН 2.1.7.728-99, на который ссылается заявитель, утратил свою силу, требование относительно времени обеззараживания отходов не закреплено в соответствующих стандартах, нормах, регламентах. Заказчик при установлении указанного требования руководствовался опытом работы и существующей потребностью лечебного учреждения.
Требования к товару, установленные в технической части, обусловлены объективными потребностями заказчика в приобретении дезинфицирующих средств с необходимыми заказчикам характеристиками. Оспариваемые заявителем пункты раздела III "Техническая часть" аукционной документации, составленного заказчиком в полной мере, соответствуют правилам описания объекта закупки, установленным ст. 33 Закона о контрактной системе и отвечают потребностям заказчика.
Техническая часть аукционной документации носит объективный характер и содержит в себе стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к проведению дезинфекционных мероприятий в медицинских организациях, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России при анализе оспариваемых заявителем пунктов раздела III "Техническая часть" аукционной документации не усматривает нарушений заказчиком ст. 33 Закона о контрактной системе.
Озвученные заявителем на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России дополнительные, не заявленные ранее в жалобе доводы не подлежат рассмотрению, в силу истечения срока обжалования положений аукционной документации, установленного ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок.
Ввиду того, что заявителем оспаривается, в том числе потребность заказчика, жалоба ООО "Юнидез" подлежит передаче в орган внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения вопроса согласно компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнидез" на действия уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Солнечная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств, жидкого мыла с дезинфицирующим эффектом и кожных антисептиков для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Солнечная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (N0122200002517002437) - необоснованной;
2. Передать жалобу ООО "Юнидез", в силу п. 1 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения согласно компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Л.В. Самар |
Члены Комиссии: |
М.П. Косимова
А.С. Горянская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 июня 2017 г. N 163
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017