Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июня 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 16.06.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.06.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" от 09.06.2017 N955-ж на действия Заказчика - МУП г. Нижневартовска "Горводоканал", Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по реконструкции сетей холодного водоснабжения 10 микрорайона с подключением ЦТП-10/1 (извещение N0187300001217000165) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе.
1. В Проекте контракта Заказчика указана следующая обязанность Подрядчика: "2.3.29. Исполнять иные обязанности, предусмотренные Контрактом и действующим законодательством".
В данном случае Заказчик не устанавливает исчерпывающий список обязательств Подрядчика.
Неисполнение обязательства либо ненадлежащее его исполнение признается нарушением контракта и при этом возникает обязанность нарушившей стороны возместить другой стороне ущерб, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактных обязательств. Отсутствие конкретики в формулировке обязанностей Подрядчика является недопустимым и несет для последнего непредвиденные риски.
2. Предметом контракта обжалуемой закупки являются строительные работы, заказчик также требует предоставить опыт исполненных работ, относящихся к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом в Проекте контракта установлен следующий порядок оплаты выполненных работ: "3.7. Оплата работ осуществляется Заказчиком по факту выполненных в полном объеме Подрядчиком и принятых Заказчиком работ, единовременно, после подписания двумя сторонами Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3, в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, на основании счета-фактуры (счета, представленного Подрядчиком".
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 314-ФЗ "О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Закон о контрактной системе дополнен статьей 110.2, в том числе пунктом 5 следующего содержания: "Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта".
Таким образом, совершая закупку предметом которой являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, Заказчик обязан установить условие о поэтапной оплате выполненных работ, однако Документация Заказчика не содержит указанного условия. Следовательно, Заказчик нарушает статью п. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Согласно проекту контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Одновременно с этим в проекте контракта указано, что "88.6. Денежные средства в обеспечение надлежащего исполнения Контракта должны быть зачислены на расчетный счет Заказчика не позднее срока заключения настоящего Контракта и находиться на данном расчетном счете до истечения срока действия настоящего Контракта
Денежные средства возвращаются Подрядчику в полном объеме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, возникших в период действия Контракта, в том числе по выплате неустойки (штрафа, пени) в порядке, предусмотренном пунктом 8.7 настоящего Контракта) в течение десяти рабочих дней с даты подписания Заказчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.8а) настоящего Контракта".
Таким образом, заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта. Устанавливая такие противоречивые требования, заказчик вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по реконструкции сетей холодного водоснабжения 10 микрорайона с подключением ЦТП-10/1 (извещение N0187300001217000165) размещены на официальном сайте единой информационной системы 12.05.2017.
Пунктом 2.3.29 проекта контракта установлена обязанность Подрядчика исполнять иные обязанности, предусмотренные контрактом и действующим законодательством.
Аналогичное условие содержится в пункте 2.1.5 проекта контракта применительно к обязанностям Заказчика.
Комиссия Управления приходит к выводу, что данные условия не налагают на Подрядчика и Заказчика исполнение обязанностей, не относящихся к предмету контракта и не предусмотренных действующим законодательством, поскольку к иным обязанностям, применительно к данным пунктам, относятся обязанности, предусмотренные в других пунктах проекта контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы, подтверждающие утверждение Заявителя о необходимости установления в проекте контракта исчерпывающего списка обязательств Подрядчика, Заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
2. В соответствии с пунктом 2.3.3 проекта контракта подрядчик обязан до начала производства работ согласовать с Заказчиком проект производства работ согласно СНиП 12-01-2004 "Организация строительного производства" с указанием предлагаемых к применению материалов.
Пунктом 5.7.5 СНиП 12-01-2004 "Организация строительного производства" установлено, что Проект производства работ в полном объеме включает в себя:
календарный план производства работ по объекту;
строительный генеральный план;
график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
график движения рабочих кадров по объекту;
график движения основных строительных машин по объекту;
технологические карты на выполнение видов работ; схемы размещения геодезических знаков.
Согласно пункта 3.7 проекта контракта оплата работ осуществляется Заказчиком по факту выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ, после подписания двумя сторонами Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3, в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, на основании счета-фактуры (счета, представленного Подрядчиком).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что условие о поэтапной оплате выполненных работ в проекте контракта содержится, поскольку приемка выполненных работ и их оплата будут производиться в соответствии с календарным планом производства работ по объекту, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 8.4 проекта контракта установлено, что в случае обеспечения исполнения Контракта банковской гарантией, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта, (срок выполнения Подрядчиком всех обязательств по Контракту) не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 8.6 проекта контракта денежные средства возвращаются Подрядчику в полном объеме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, возникших в период действия Контракта, в том числе по выплате неустойки (штрафа, пени) в порядке, предусмотренном пунктом 8.7 настоящего Контракта) в течение десяти рабочих дней с даты подписания Заказчиком последней справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.8а) настоящего Контракта.
Таким образом, пунктом 8.4 проекта контракта установлены требования к минимальному сроку действия банковской гарантии, в случае предоставления победителем закупки обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии.
Пунктом 8.6 проекта контракта установлены сроки возврата победителю денежных средств, в случае если победителем закупки было выбрано в качестве обеспечения исполнения контракта внесение денежных средств вместо банковской гарантии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" от 09.06.2017 N955-ж на действия Заказчика - МУП г. Нижневартовска "Горводоканал", Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по реконструкции сетей холодного водоснабжения 10 микрорайона с подключением ЦТП-10/1 (извещение N0187300001217000165) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июня 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017