Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июня 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 16.06.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.06.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Петров В.В. по доверенности N01 от 15.06.2017;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 21.03.2017, Пойлова Е.А. по доверенности от 01.01.2017.
рассмотрев жалобу ООО СК "ДАНКОР" от 09.06.2017 N941-ж на действия Заказчика - БУ "Центр адаптивного спорта", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка спортивного оборудования и инвентаря (извещение N0187200001717000395) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе, влекущих ограничение количества участников.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В п. 1.1 проекта государственного контракта по данной закупке изложено следующее:
Поставщик обязуется поставить спортивный оборудования и инвентарь, в количестве, ассортименте и качестве:
- п. N 1 технического задания "Помост для пауэрлифтинга для парапимтпщев" имеют сертификат Международого паршишпийского комитета (International Paralympic Committee, IPC);
- п. N 2 технического задания "Скамья для пауэрлифтинга спорт лиц с поражением опорно- двигательного аппарата" имеют сертификат Международого паралпмпийского комитета (International Paralympic Committee, IPC);
- п. N 4 технического задания "Комплект штанги для соревнований пауэрлифтингу" имеют сертификат Международого паралпмпийского комитета (International Paralympic Committee, IPC);
- п. N 3 технического задания "Скамья для пауэрлифтинга", имеют сертификат международной Федерации пауэрлифтинга IPF), согпасно Спецификации (Приложение N 1) (далее - товар),
в срок согпасно разделу 4 Договора, а Заказчик обязуется принять товар и обеспечить его оппату.
Поскольку законодательство о контрактной системе запрещает изменение существенных условий контракта при его подписании, то оспорить или внести в него изменения по инициативе Поставщика невозможно. Поэтому указанные условия поставки по сути являются обязательными требованиями технического задания к оборудованию, которые Заказчик по какой-то причине вынес за его рамки в текст проекта контракта.
Цель процедуры сертификации оборудования для пауэрлифтинга Международным паралимпийским комитетом заключается в обеспечении допуска к международным паралимпийским соревнованиям по пауэрлифтингу исключительно такого оборудования, которое отвечает разработанным паралимпийским комитетом правилам и регламентам.
Хотим особо подчеркнуть: сертификация обязательна только для оборудования, которое будет использоваться на международных соревнованиях, проходящих под эгидой Международного паралимпийского комитета.
Сами требования к оборудованию изложены в п. 12.5 и 12.6 Правил и норм по пауэрлифтингу Международного паралимпийского комитета (см. приложение 2, официальный перевод на русский язык к сожалению не существует). Адрес в сети Интернет: https://www.paralympic.org/powerlifting/rules-and-regulations/rules.
Как видно из текста, суть требований заключается в регламентации определенных геометрических размеров и веса для данного оборудования или его элементов, что может быть легко проконтролировано с помощью простейших измерительных инструментов. Никаких особых методик испытаний, требующих специальных условий и инструмента, указанные Правила не содержат.
Требования IPC в отношении дисков, грифов и замков штанг аналогичны требованиям к этому оборудованию со стороны Международной федерации пауэрлифтинга IPF.
По информации официального сайта Международной федерации пауэрлифтинга IPF, на сегодняшний день в мире существуют 11 компаний-производителей оборудования, сертифицированного этой федерацией: http://www.powerlifting-ipf.com/fileadmin/ipf/data/rules/approved-list/NE W_IPF_Approved_List_19-05-2017.pdf
По информации официального сайта Международного паралимпийского комитета IPC на сегодняшний день единственным в мире партнером этого комитета по пауэрлифтингу и единственным в мире производителем сертифицированного IPC оборудования является компания ELEIKO (Швеция).
По информации официального сайта компании ELEIKO http://www.eleiko.com/en/product.aspx?articleCode=3002309&cn=l в ее ассортименте имеется лишь одна штанга, сертифицированная IPC, а именно штанга "Eleiko Para powerlifting Competition Set - 190.5 kg", артикул 3002309, которая состоит из элементов (гриф, диски), сертифицированных Международной федерацией пауэрлифтинга IPF и замков, сертифицированных Международной федерацией тяжелой атлетики IWF.
Т.е. фактически для паралимпийцев-пауэрлифтеров IPC регламентирует точно такие же комплектующие штанг (грифы, диски и замки) как и IPF регламентирует для обычных спортсменов в своих дисциплинах.
Заказчик осуществляет подготовку (тренировку) спортсменов-паралимпийцев по пауэрлифтиигу для участия в соревнованиях высокого уровня, но не проводит международных паралимпийских соревнований под эгидой Международного паралимпийского комитета на своей базе.
Использование спортсменами на соревнованиях собственного оборудования невозможно как технически (габариты и вес), так и запрещено регламентом IPC по их проведению.
Поэтому Заказчику для осуществления своей деятельности по подготовке паралимпийцев обязательно не требуется оборудование, сертифицированное IPC, но требуется оборудование соответствующее требованиям IPC, для того чтобы создать условия для тренировок соответствующие условиям соревнований.
Введя в условия проекта контракта необходимость предоставления сертификатов IPC, Заказчик тем самым полностью ограничил конкуренцию между 11-ю производителями эквивалентного оборудования до уровня одной компании. При этом существует возможность изготовления или поставки оборудования 10-ти оставшихся компаний, полностью удовлетворяющего требованиям, изложенным в п. 12.5 и 12.6 Правил и норм по пауэрлифтингу Международного паралимпийского комитета, но не прошедшего процедуры сертификации IPC. Высокий уровень потребительских характеристик может быть подтвержден сертификатами IPF и IWF.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Это значит, что характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании, должны иметь диапазон, который позволяет принять участие в процедуре не одному производителю (или его представителю), а нескольким. Заказчик обязан сформировать техническое задание таким образом, чтобы предусматривалась возможность поставки альтернативного товара, оказание аналогичной услуги или работы. Именно таким образом будут соблюдаться принцип обеспечения конкуренции и принцип ответственности за эффективность закупок, регламентированные ст.6 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили Комиссии Управления, что необходимое Заказчику оборудование относится именно к паралимпийскому виду спорта, в упомянутых Заявителем правилах (https://www.paralympic.org/powerlifting/rules-and-regulations/rules) в пунктах "8.3 Региональные рекорды" и "12.6 Спортивное оборудование" указано, что для признания региональных рекордов и проведения соревнований по правилам IPC (МПК) необходимо использовать именно сертифицированное(аттестованное) оборудование IPC (МПК). Именно поэтому на официальном российском сайте ПАРА Пауэрлифтинга вместе с календарем всероссийских соревнований приводятся переведенные на русский язык международные правила IPC (МПК) http://www.fpri.ru/ipc/pravila. Более того, в том же пункте "12.6 Спортивное оборудование" четко указано о недопустимости использования тяжелоатлетических (а значит и сертифицированных IWF) грифов в пара пауэрлифтинге "Weightlifting bars must never be usedat any IPC Powerlifting recognized competitions for training or competition purposes" даже на тренировках.
В связи с открытием в городе Сургуте Центра адаптивного спорта Заказчиком планируется проведение паралимпийских соревнований российского и международного уровней, в связи с чем, приобретаемое оборудование в будущем будет находиться в городе Сургуте.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика заявил, что утверждение Заявителя о монополизме фирмы ELEIKO (Швеция), как о единственном производителе IPC оборудования является недостоверным, поскольку требованиям Заказчика соответствует товар производства ZKC (Китай) и Ivanko (CША).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка спортивного оборудования и инвентаря (извещение N0187200001717000395) размещены на официальном сайте единой информационной системы 26.05.2017.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Учитывая, что потребность Заказчика определена в сертифицированном спортивном оборудовании и инвентаре, доказательства о не соответствии оборудования, производимого ZKC (Китай) и Ivanko (CША), требованиям Заказчика на заседании Комиссии Управления не представлены, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО СК "ДАНКОР" от 09.06.2017 N941-ж на действия Заказчика - БУ "Центр адаптивного спорта", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка спортивного оборудования и инвентаря (извещение N0187200001717000395) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июня 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017