Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 июня 2017 г. N 44-60/17
Резолютивная часть решения оглашена 14.06.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.06.2017 года.
На заседании производилась аудиозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
в отсутствии представителей ответчиков Администрации Себежского района, МУП Себежского района "Теплоэнергия", извещенных надлежащим образом, представивших ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие,
в присутствии представителя от ООО "Ленинвестстрой" (доверенность б/н от 08.06.2017 года),
рассматривая жалобу ООО "Ленивестстрой" на действия аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на поставку щепы топливной для нужд МУП Себежского района "Теплоэнергия" (извещение: 0157300009817000033),
УСТАНОВИЛА:
26 мая 2017 года Уполномоченным органом Администрацией Себежского района был объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на поставку щепы топливной для нужд МУП Себежского района "Теплоэнергия" (номер извещения: 0157300009817000033).
Извещение о проведении вышеуказанного конкурса размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 26.05.2017 года в 16:04.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 132 500.00 руб. рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, с учетом внесения изменений в документацию аукциона - 02.06.2017 года 09:00.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 02 июня 2017 года, заявка единственного участника ООО "Ленинвестстрой" была признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.
06 июня 2017 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (исх.б/н от 03 апреля 2017 года).
Рассмотрение жалобы состоялось 14 июня 2017 года в 14:30.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх. 36/з от 06.06.2016 года).
Действия комиссии по отклонению заявки подателя жалобы являются неправомерными.
Представители Уполномоченного органа, а также Заказчика представили письменные объяснения N 1229 от 09.06.2017 г., N 165 от 13.06.2017 г. (в материалах дела), в которых указали на несогласие с доводами жалобы, полагая действия комиссии по отклонению заявки ООО "Ленинвестстрой" правомерными ввиду не предоставления конкретных показателей товара.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
1. При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Вместе с тем, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологий.
Техническим задание аукционной документации установлены следующие требования к предмету закупки:
Щепа топливная должна соответствовать технологическим условиям Товара:
1. длина - не менее 20 мм, не более 50 мм, max 100 мм;
2. ширина - не менее 10 мм, не более 50 мм;
3. толщина - не более 5 мм;
4. влажность - не менее 40%, не более 50%;
5. различные посторонние включения (камни, щебень, металлические изделия, стекло и т.д.), а также обугленные частицы не допускаются;
6. отсутствие трухлявой гнили;
7. массовая доля коры - не более 1,0-1,5%;
8. массовая доля пород древесины в щепе: хвойные - 80%, лиственные - 20%;
9. зольность - 0,6-0,7%;
10. низшая теплота сгорания - 2440 ккал/кг;
11. срок изготовления щепы не должен превышать 3-х суток.
Вместе с тем, требования к твердому биотопливу, его техническим характеристикам установлены ГОСТом Р 54220-2010 (ЕН 14961-1:2010) "Биотопливо твердое. Технические характеристики и классы топлива".
Согласно указанному ГОСТу, щепа должна иметь размер от 5 до 100 мм, массовая доля влаги от 10 % до > 55%; зольность от 0,5 % до >10% и т.д.
Требования к массовой доли коры, массовой доли пород древесины в щепе в указанном ГОСТе отсутствуют, указанные параметры содержаться в ГОСТе, устанавливающем требования к технологической щепе.
Таким образом, установленные характеристики к названному товару сужают требование ГОСТ, устанавливают противоречивые требования к товару, при этом документация электронного аукциона не содержит обоснование потребности в соответствующих характеристиках щепы и их влияние на результаты работы водогрейных котлов, для топки которых закупается щепа.
Указанное свидетельствует о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0157300009817000033-1 от 02 июня 2017 года, первая часть заявки единственного участника ООО "Ленинвестстрой" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией электронного аукциона ввиду отсутствия конкретных показателей материалов, а именно длины, ширины, влажности, зольности поставляемой щепы топливной.
Как следует из заявки единственного участника ООО "Ленинвестстрой", к поставке предложен товар, со следующими характеристиками:
1. длина - от 20 мм, до 50 мм;
2. ширина - от 10 мм, до 50 мм;
3. толщина - не более 5 мм;
4. влажность - от 40%, до 50%;
5. различные посторонние включения (камни, щебень, металлические изделия, стекло и т.д.), а также обугленные частицы отсутствуют;
6. отсутствие трухлявой гнили;
7. массовая доля коры - не более 1,5%;
8. массовая доля пород древесины в щепе: хвойные - 80%, лиственные - 20%;
9. зольность - 0,6-0,7%;
10. низшая теплота сгорания - 2440 ккал/кг;
11. срок изготовления щепы не должен превышать 3-х суток.
Таким образом, заявителем в составе заявки были указаны параметры товара, отвечающие требованиям документации электронного аукциона, и могут считаться его конкретными показателями.
Такие характеристики как размер щепы, ее влажность и т.д. варьируются в зависимости от технологических условий производства и могут быть установлены в конкретном значении для отдельной партии протоколом испытаний.
Учитывая, что на момент проведения электронного аукциона, участник не должен иметь в наличии товар, поставка которого будет осуществлена при исполнении обязательств по контракту, а следовательно не имеет протокола испытаний с конкретными характеристиками партии товара, аукционная комиссия неправомерно признала заявку единственного участника не соответствующей требованиям, установленным документацией электронного аукциона, что нарушает ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. В результате осуществления в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующие.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов дополнительные требования, в соответствии с п.1-4 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, установление дополнительных требований не является произвольным и возможно только в случае, если Постановлением Правительства Российской Федерации такие дополнительные требования установлены к участникам закупок отдельных видов товаров. Учитывая, что предметом закупки является топливная щепа, в извещении о проведении электронного аукциона, неправомерно установлено требование о соответствии его участников ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, п. 2 Инструкции для участников закупки содержит требование к составу второй части заявок участников аукциона, а именно п. 8 обязывает участников предоставить копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленными в документации об электронном аукционе: (статья 14 - ППРФ N656).
Вместе с тем Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 устанавливает запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из предмета закупки, установление данного обязательного требования к составу второй части заявки, является неправомерным и нарушает ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в ходе рассмотрения жалобы ООО "Ленинвестстрой" нарушения являются существенными и подлежат устранению путем внесения изменений в документацию электронного аукциона.
Ввиду того, что аукцион, в соответствии с ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе, признан несостоявшимся, оснований для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования закупки, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ленинвестстрой" обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному сотруднику Псковского УФАС для проведения административного расследования в отношении должностных лиц, допустивших нарушения требований Закона.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 июня 2017 г. N 44-60/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017