Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 июня 2017 г. N 05-02/170Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 июня 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Потемкина Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ОАО "Гатчинапассажиравтотранс" (далее - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика - департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - заказчик) - представитель по доверенности Косарев А.В.,
от уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее - уполномоченный орган) - представители по доверенности Лукина Е.В., Юртайкина И.Ю.,
от оператора торговой площадки - АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ОАО "Гатчинапассажиравтотранс" на действия заказчика - департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля - при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля с использованием автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом общего пользования в третьем квартале 2017 года (извещение N 0371300027817000209) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ОАО "Гатчинапассажиравтотранс" на действия заказчика - департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля - при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля с использованием автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом общего пользования в третьем квартале 2017 года (извещение N 0371300027817000209) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе должна содержать ясные и четкие требования, однако, по мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным органом при формировании документации об электронном аукционе описание объекта закупки установлено необъективным образом: не указаны конкретные требования, показатели, позволяющие определить, что необходимо выполнить и какой результат по окончании работ предоставить заказчику, и вместо функциональных, технических и качественных характеристик заказчиком приведен перечень работ (объем). Установленное описание объекта закупки, как считает заявитель, не позволяет идентифицировать объект закупки.
Кроме того, в документации об электронном аукционе не указано, какие требования заказчик предъявляет к автоматизированной навигационной системе управления пассажирским транспортом общего пользования, использование которой необходимо для выполнения закупаемых работ.
Таким образом, по мнению заявителя, в данном случае участникам закупки не представляется возможным однозначным образом определить объект закупки, объем оказываемых услуг, а также сформировать свое ценовое предложение.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 26.05.2017 размещено извещение N 0371300027817000209 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля с использованием автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом общего пользования в третьем квартале 2017 года вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта.
Заказчиком выступил департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 424 984,60 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
При составлении описания объекта закупки следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, при формировании описании объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям. При этом заказчик при формировании документации вправе не делать ссылки на стандарты, технические регламенты, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика, при отсутствии таковых.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 4 главы 3 "Информационная карта" части I "Электронный аукцион" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является оказание услуг по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля с использованием автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом общего пользования в третьем квартале 2017 года. Описание объекта закупки содержится в техническом задании и представленном в составе документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью II "Описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе в рамках данной закупки заказчику необходимо, чтобы исполнителем (победителем электронного аукциона) были оказаны услуги по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля с использованием автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом общего пользования в третьем квартале 2017 года, в объем которых включено осуществление диспетчерского контроля за работой не менее чем 50 маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок:
- разработка расписаний движения городского пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и представление заказчику данных расписания с аналитической информацией;
- разработка и ведение паспортов маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования;
- разработка схем движения городского пассажирского транспорта общего пользования;
- оборудование остановочных пунктов городского пассажирского транспорта общего пользования указателями в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
- контроль за работой городского пассажирского транспорта общего пользования в части выполнения расписаний. Фиксация времени выхода транспортных единиц (автобус, троллейбус, трамвай) на линию из парка, количества выполненных рейсов, учет схода транспортных единиц с линии, а также осуществление оперативного управления ситуацией при проведении перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования. При выявлении схода транспортной единицы с маршрута принятие оперативных мер для ее замены. В случае остановки движения по маршруту организация работы городского пассажирского транспорта общего пользования по укороченным или измененным маршрутам. Указанные услуги оказываются через действующую на территории города Ярославля диспетчерскую службу, не зависящую финансово и юридически от транспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, с применением технических средств управления, как на диспетчерских пунктах, так и на всех транспортных единицах;
- предоставление водителям и кондукторскому персоналу санитарно-бытовых услуг (туалет, комната отдыха), при возможности - услуг пункта питания на конечных остановочных пунктах городского пассажирского транспорта общего пользования в период с 6.00 до 23.00 часов. Услуги должны предоставляться в благоустроенных (теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением) помещениях;
- осуществление ежедневного расчета и передачи в транспортные организации данных в режиме реального времени о количестве выполненных рейсов, регулярности движения, сходах с линии;
- ежемесячная подготовка информации об оказании транспортными организациями услуг по перевозке пассажиров для расчета субсидий из бюджета города Ярославля и предоставление указанной информации заказчику не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным;
- ежемесячное предоставление заказчику не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, ведомости качества исполненного движения;
- ежемесячное предоставление заказчику акта приема-передачи оказанных услуг и счета (счета-фактуры, если исполнитель является плательщиком НДС) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным;
- информирование пассажиров посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о действующих расписаниях движения на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля, о схемах маршрутов с указанием наименования остановочных пунктов;
- предоставление оперативной информации в режиме реального времени о движении городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием не менее трех ближайших отправлений общественного транспорта от любого остановочного пункта города Ярославля;
- рассмотрение обращений граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
- самостоятельное и за свой счет устранение допущенных по своей вине при оказании услуг недостатков в согласованные с заказчиком сроки.
Как справедливо отметили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, на сегодняшний день законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком закупки исходя из его потребностей. В частности, при описании требований к оказываемой услуге заказчик вправе устанавливать такие параметры к объекту закупки, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупки.
Согласно пояснениям уполномоченного органа ежеквартально заказчиком пересматриваются условия исполнения контрактов и требования к оказанию услуг по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования; функциональные и технические требования к данной услуге заказчиком и уполномоченным органом описаны в соответствии с потребностями заказчика без указаний на требований ГОСТов, ТУ, технических регламентов, связанных с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика ввиду их отсутствия.
В документации об электронном аукционе (часть II "Описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе) содержатся требования, установленные заказчиком, к объекту закупки, подробно и детально дано представление о потребностях и нуждах заказчика, учитываются основные значения оказания услуг и процесс достижения необходимого результата: сроки оказания услуг, объем оказываемых услуг, требования к услугам, формы отчетности, описание оказываемых услуг.
Результатом оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, является обеспечение бесперебойного и качественного движения маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования посредством организации диспетчерского контроля.
Комиссией установлено, что в рамках рассматриваемой закупки заказчику требуется, чтобы исполнителем были оказаны услуги по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования, а не поставлена автоматизированная навигационная система управления пассажирским транспортом общего пользования, поэтому заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе не установлены конкретные требования к такой системе. Следовательно, в данном случае потенциальный исполнитель при оказании услуг, являющихся объектом данной закупки, вправе использовать по своему выбору любую автоматизированную навигационную систему управления пассажирским транспортом, позволяющую оказывать необходимые заказчику услуги в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе. Так, представитель заказчика на заседании Комиссии отметил, что существует, как минимум, пять различных программных комплексов диспетчерского управления пассажирским транспортом: "Транснавигация", "Умный транспорт", "АСК-мониторинг транспорта", "ПМК навигатор", "Интеграция" и другие, - которые соответствуют потребностям заказчика.
Кроме того, жалоба заявителя не содержит указаний на требования, которые, по его мнению, должны содержаться в техническом задании документации об электронном аукционе, однако, не включены заказчиком и уполномоченным органом в последнее. Также из анализа жалобы заявителя не представляется возможным установить, какие конкретно требования, показатели, указанные заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе, изложены неясно и нечетко.
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе (часть II "Описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе) указаны конкретные требования, показатели, позволяющие определить, какие услуги в рамках исполнения контракта, заключенного по итогам проведения данной закупки, должны быть оказаны исполнителем и какой результат предоставлен заказчику, следовательно, описание объекта закупки в данном случае позволяет потенциальным участникам закупки идентифицировать объект рассматриваемой закупки.
Исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений Комиссия не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа при формировании объекта закупки (электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля с использованием автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом общего пользования в третьем квартале 2017 года (извещение N 0371300027817000209) нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки (объема оказываемых услуг, требований к данным услугам).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО "Гатчинапассажиравтотранс" на действия заказчика - департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля - при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению диспетчерского контроля за движением городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, на территории города Ярославля с использованием автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом общего пользования в третьем квартале 2017 года (извещение N 0371300027817000209) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Потемкина Т.В.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 июня 2017 г. N 05-02/170Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017