Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 июня 2017 г. N 529
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:*******в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "АгроПремиум" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (далее - заявитель); при участии представителяМуниципальное учреждение "Управление строительства, архитектуры и инвестиционной политики администрации Тайшетского района"(далее - заказчик) *****в отсутствии представителяМуниципального учреждения Администрации Тайшетского района (далее - уполномоченный орган) -надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведенииэлектронного аукциона на Капитальный ремонт здания МКДОУ детский сад "Ромашка" г.Тайшет, извещение N 0134300026317000297(далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 09 июня 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.По мнению заявителя, заказчиком в документации об аукционе в нарушение ч.8 ст.30 Закона установлен срок оплаты заказчиком выполненных работ. Также заказчиком не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное п.7 ч.1 ст.31 Закона.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом24мая 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300026317000297, а также документация об электронном аукционе на Капитальный ремонт здания МКДОУ детский сад "Ромашка" г.Тайшет(далее - документация об электронном аукционе).
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к выводам об обоснованности доводов заявителя.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона установлено, что закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу ч.8 ст.30 Закона, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Федеральным законом N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществить оплату по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Однако, заказчиком в пункте 2.6 проекта контракта, установлено, что заказчик оплачивает работы, выполненные подрядчиком в соответствии с контрактом, ежемесячно, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими сторонами контракта Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), Акта о приёмке выполненных работ (форма КС-3) с приложением исполнительной документации по выполненным работам, в течение 30 (тридцати) банковских дней с даты выставления Подрядчиком счета-фактуры на оплату Цены Контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком в аукционной документации в нарушение части 8 статьи 30 Закона установлен ненадлежащий порядок оплаты подрядчику выполненной работы.
Согласно части 3 статьи 64 Закона, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона установлены единые требования к участникам закупки, которые заказчик должен установить при осуществлении закупки.
При этом, Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Закона, вступившего в силу с 09.01.2017 г., в части 1 статьи 31 Закона, внесены следующие изменения:
- дополнен п. 7: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- введен п. 7.1: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования к участникам закупки определены заказчиком в пункте 30 "Информационная карта" документации об электронном аукционе, при этом, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ изменения в пункты 7 и 7.1 часть 1 статьи 31 Закона заказчиком при формировании указанных требований не учтены и в документации об электронном аукционе отсутствуют.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение подпунктов 7, 7.1, части 3 статьи 64, части 1 статьи 31 Закона.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что в техническом задании содержится указание на товарные знаки, в частности: гидроизоляция Delta-Protekt; битумно-полимерный самоклеющийся материал Барьер ОС; покрытие по ферм "Сенеж огнебио", без обязательной оговорки об эквивалентности.
С учетом установленных обстоятельств, заказчиком допущены нарушенияп.1 ч.1 ст.33 Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с положениями Закона заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе не содержит инструкцию по заполнению заявки.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что в документации об электронном аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что участники закупки, в том числе заявитель, не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона).
Требования к работам, являющимся предметом контракта, товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в приложение N2 к техническому заданию документации об электронном аукционе.
Изучив содержащееся Техническое задание, Комиссия установила, что в отношении "Досок 30х200" заказчиком установлено: "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 200-210 мм, толщиной 30-35 мм, II сорта Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax не должен превышать 1600 мкм. Сросшиеся здоровые пластевые и ребровые сучки допускаются максимально 75 мм и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более 4 шт. или не допускаются. Частично сросшиеся и несросшиеся пластевые и ребровые сучки допускаются в общем числе сросшихся здоровых сучков размером не более 75 мм и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более 4 шт. Пластевые сквозные трещины, в том числе выходящие на торец допускаются общей длиной не более 1,625 м. Гнили не допускаются. Червоточина допускается на любом однометровом участке длины пиломатериала в количестве не более 6 шт. Доски должны быть сухими. Влажность не превышает 22%. Торцовые трещины (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной не более 75 мм или допускаются при условии сохранения целостности пиломатериала. Пластевые и кромочные трещины, в том числе выходящие на торец допускаются при условии сохранения целостности пиломатериала либо допускаются неглубокие и глубокие длиной не более 3,25 м.".
Согласно полученному Иркутским УФАС России заключению специалистов в области древесиноведения, лесного товароведения и производства пиломатериалов ФГБОУ ВО "Московский государственный университет леса" установлено, что "на этапе подготовки заявки на участие в торгах, в ходе которых используются пиломатериалы как товар, их точные характеристики порокам и дефектам древесины определить практически невозможно. Данное обстоятельство объясняется тем, что древесина является природным материалом, обладающим высокой степенью изменчивости строения и свойств, в том числе и пороков древесины. Отсюда следует, что значения показателей качества древесины пиломатериалов (характеристики) от партии к партии могут изменяться. Степень этой изменчивости заранее точно определить невозможно. На практике качественные характеристики пиломатериалов указываются обычно в виде ограничений в установленных пределах для каждой градации качества (в данном случае для каждого сорта) пиломатериалов отдельно. Пределы этих ограничений устанавливаются соответствующими нормами, в зависимости от сорта и назначения пиломатериалов. Для пиломатериалов общего и специального назначения эти пределы устанавливаются соответствующими нормативными документами - стандартами или техническими условиями".
Таким образом, при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики пиломатериалов по порокам и дефектам древесины.
В этой связи, заказчиком в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона неправомерно сформированы требования к товарам, предполагаемым к использованию в ходе выполнения работ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлены, помимо прочего, следующие правила описания объекта закупки: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Требования к работам, являющимся предметом контракта, товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в приложение N2 к техническому заданию документации об электронном аукционе.
Изучив Техническое задание, Комиссия установила, что по ряду материалов заказчиком установлены излишние требования, а также требования к компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными при испытании партии товара после его производства, в частности, такие требования, установлены: к "Битумно-полимерный самоклеющийся материал Барьер ОС" (Водопоглощение в течение 24 ч, % по массе, не более 1; Относительное удлинение, %, не менее 200); "Плиты: или маты минераловатные или стекловолокнистые" (Влажность % не более 0,2; содержание органических веществ % не более 1,9; сжимаемость % не более 40).
Сформированное заказчиком в Техническом задании описание товаров (материалов) подобным образом не обусловлено целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие в аукционе.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.
Комиссией одновременно с жалобой ООО "АгроПремиум" рассмотрена жалоба ООО "СибЭлит" на действия заказчика, и в результате установленных нарушений выдано предписание об аннулировании торгов- электронного аукциона на Капитальный ремонт здания МКДОУ детский сад "Ромашка" г.Тайшет, извещение N0134300026317000297. Учитывая данное обстоятельство, Комиссия повторно предписание об аннулировании торгов решила не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 64, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 1 часть 1 статьи 33, п.п. 7, 7.1 часть 1 статьи 31,часть 8 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
4. Направить копию решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 июня 2017 г. N 529
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017