Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 июня 2017 г. N 884-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе
рассмотрев жалобу ООО "Медицинские технологии" (625032, г. Тюмень, ул. Баумана, 32) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер" (620036, г. Екатеринбург, ул. Соболева, 29), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию эндоскопического оборудования "Olimpus" (извещение N 0362200071717000484), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медицинские технологии" (вх. N 01-9985 от 06.06.2017 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждение здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер", его комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию эндоскопического оборудования "Olimpus" (извещение N 0362200071717000484) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
25 мая 2017 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362200071717000484 и аукционная документация на оказание услуг по техническому обслуживанию эндоскопического оборудования "Olimpus".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 485 023 ,00 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчиком определен объект закупки в соответствии с извещением и п. 11.1 информационной карты документации об электронном аукционе как - "оказание услуг по техническому обслуживанию эндоскопического оборудования "Olimpus""
В части 2 "описание объекта закупки" заказчиком, в том числе определен список оборудования, подлежащего техническому обслуживанию.
Пунктом 2 части 2 "описание объекта закупки" установлены следующие обязательные требования:
- в связи с конструктивными особенностями и техническими характеристиками оборудования при выполнении технического обслуживания должны использоваться детали и запасные части торгового знака "Olympus" (используется продукция конкретного разработчика в целях необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с программами и оборудованием, используемым Заказчиком на основании N 44-ФЗ от 05.04.2013).
2.1. Доставка оборудования для ремонта и технического обслуживания в учреждение производится Исполнителем.
2.2. Исполнитель организует работу по техническому обслуживанию в собственном лицензированном сервисном центре (участке, ремонтной базе). Прилагается копия лицензии, заверенная руководителем, с приложением, подтверждающим местонахождение сервисного центра (участка, ремонтной базы) и указанием вида обслуживаемого оборудования.
2.3. Участники не вправе привлекать субподрядные организации для выполнения всех условий муниципального контракта по техническому обслуживанию медицинской техники.
2.4. Участники должны предоставить документы, подтверждающие квалификацию представителей от производителя оборудования (действующие сертификаты, допуски).
2.5. Техническое обслуживание должно производиться с использованием только новых деталей оборудования.
2.6. Участник предоставляет справку о ремонтной базе и наличии оригинальных запасных частей для технического обслуживания оборудования.
2.7. Стоимость запасных частей и материалов входит в стоимость технического обслуживания.
2.8. В стоимость технического обслуживания входит обучение медицинского персонала правилам эксплуатации оборудования на рабочем месте.
2.9. Исполнитель обязан иметь лицензию государственного образца на техническое обслуживание медицинской техники (на основании N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. и Постановления N469 от 03.06.2013 г, с указанием видов работ по техническому обслуживанию медицинской техники:
- Контроль технического состояния медицинской техники,
- Периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники,
- Ремонт (текущий) медицинской техники.
2.10. Техническое обслуживание и ремонт медицинской техники, оборудования осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями N 293-22/233 от 27.10.2003 г. "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденными Министерством здравоохранения РФ и Министерством промышленности, науки и технологий РФ, требованиями эксплуатационной документации, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе государственных стандартов, норм, правил и технических условий, регламентирующих данный вид деятельности.
2.11. Периодичность (частота) проведения технического обслуживания медицинской техники должна быть не реже 1 раза в квартал;
2.12. В случае возникновения повреждений и неисправностей выезд специалиста по заявке Заказчика с регистрацией заявки в журнале.
2.13. Время прибытия инженера для устранения неисправности вышедшего из строя оборудования либо его части, с момента поступления и регистрации заявки в журнале должно быть не более 3 рабочих дней.
2.14. Исполнитель должен вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию медицинской техники.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в части технического обслуживания медицинской техники входят:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений) закреплено, что поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений (часть 1 статьи 19 Закона об обеспечении единства измерений).
В соответствии с п. 4.1.4 Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минздравом РФ Минпромнауки РФ 21 сентября, 10 октября 2003 г., специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Законодателем установлена диспозитивная норма, предусматривающая возможность выбора организации проводящей обучение: организации осуществляющей производство медицинской техники соответствующего вида (наименования) или организации, осуществляющей образовательную деятельность и предоставляющими выдачу документов установленного (государственного) образца.
Соответственно норма п. 4.1.4Методических рекомендаций, предусматривающая возможность прохождения обучения на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники, прямо предусматривает возможность равнозначного обучения у производителя любого из приборов, аппаратов и оборудования (вне зависимости от типа, марки, названия, модификации, места производства и производителя).
Вышеуказанные Методические рекомендации, введены в действие с 01.01.2004 письмом Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233н предназначены для применения на территории РФ службами, осуществляющими техническое обслуживание медицинской техники: медицинскими учреждениями, эксплуатирующими медицинскую технику: органами, осуществляющими контроль и надзор за эксплуатацией медицинской техники.
Таким образом, положения аукционной документации о предоставлении документов в виде действующих сертификатов, допусков, подтверждающих квалификацию представителей от производителя оборудования, являются требованием к квалификации участников размещения заказа, что нарушает ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 5.2 Методических рекомендаций установлено, что к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники, отнесены: ввод в эксплуатацию; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; текущий ремонт.
Разделом 2 Методических рекомендаций дано понятие технического обслуживания медицинской техники, под которым понимается комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Под контролем технического состояния медицинской техники понимается проверка соответствия значений параметров и характеристик изделия медицинской техники требованиям нормативной и эксплуатационной документации, выявление изношенных и поврежденных частей (деталей), проверка действия всех защитных устройств и блокировок, наличия и ведения эксплуатационной документации.
Под эксплуатационными документами понимаются документы, прилагаемые к изделию медицинской техники при поставке (паспорт, формуляр, руководство по эксплуатации, методика поверки средств измерений и др.), содержащие:
- сведения о конструкции, принципе действия, параметрах, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частей;
- указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, хранения и транспортирования);
- сведения по утилизации;
- информацию об изготовителе, поставщике изделия и их гарантийных обязательствах.
Пунктом 5.1 Методических рекомендаций установлено, чтовиды, объемы и периодичность работ по техническому обслуживанию медицинской техники, особенности организации этих работ в зависимости от этапов, условий и сроков эксплуатации изделий медицинской техники устанавливаются в соответствующей нормативной и эксплуатационной документации.
В соответствии с п. 6.5.2 Методических рекомендацийработы по техническому обслуживанию выполняются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что к эксплуатационным документам на оборудование "Olympus", находящегося у заказчика относятся, в том числе:
- Общее руководство по техническому обслуживанию OlympusMedicalSystemsСorp." (август 2010 г.);
- "Стандарты качества сервиса для Европейской организации по сервису и ремонту OlympusEuropaHoldingGmbH" (апрель 2011 г.).
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что нормативная эксплуатационная документация на эндоскопическое медицинское оборудование "Olympus" не размещена в составе документации об аукционев нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того на заседание Комиссии представителями заказчика не представлено каких-либо доказательств того, что медицинское оборудование, определенное в техническом задании аукционной документации, находится на гарантийном обслуживании, в связи с чем не имеется оснований полагать, что на оборудование, техническое обслуживание которого является предметом закупки, данное обслуживание может осуществляться только специалистом, авторизированным компанией-производителем.
В состав деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в части технического обслуживания медицинской техники входит, в том числе ремонт медицинской техники, в связи с чем указанный вид не является отдельным видом деятельности. Доказательств обратного не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медицинские технологии"признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер", выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию об электронном аукционе с документами подтверждающими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации N 0362200071717000484 и ее размещению в единой информационной системе на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения __________ _________________ 2017 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 июня 2017 г. N 884-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017