Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июня 2017 г. N 05-127-17
резолютивная часть решения объявлена 16.06.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 20.06.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системе (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя уполномоченного органа - Управление по муниципальным заказам Местной администрации городского округа Нальчик (далее - уполномоченный орган) - по доверенности от 10.01.2017 г. N45-1-24/15, в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Специализированная организация "Госзакупки" (далее - Заявитель), муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик" (далее - заказчик) и АО "Единая электронная торговая площадка",
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300014417000112 "Благоустройство дворовых территорий городского округа Нальчик в рамках федеральной программы "Формирование современной городской среды" в 2017 году по следующим адресам: ул. Ашурова, 20; ул. Идарова, 1, 3, 34 а, 34, 1 а, 1 б; ул. Ингушская, 13, 19; ул. Кабардинская, 10, 12, 14, 70; ул. Киримова, 138, 138 б, 138 а; ул. Профсоюзная, 220 б, 232, 230; Прохладненское шоссе, 1, 2, 3, 4, 5, 6" (далее - аукцион), руководствуясь ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г.,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены установлением ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе, а также положения документации об аукционе, противоречат требованию Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы, состоялось 19 июня 2017 года.
Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.05.2017 г. 19:07 ч. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка", http://roseltorg.ru) был размещен аукцион N0104300014417000112 "Благоустройство дворовых территорий городского округа Нальчик в рамках федеральной программы "Формирование современной городской среды" в 2017 году по следующим адресам: ул. Ашурова, 20; ул. Идарова, 1, 3, 34 а, 34, 1 а, 1 б; ул. Ингушская, 13, 19; ул. Кабардинская, 10, 12, 14, 70; ул. Киримова, 138, 138 б, 138 а; ул. Профсоюзная, 220 б, 232, 230; Прохладненское шоссе, 1, 2, 3, 4, 5, 6" с начальной (максимальной) ценой контракта - 22 135 002.00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 30.05.2017 г. 19:07; Дата и время окончания подачи заявок - 20.06.2017 г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 26.06.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 29.06.2017 г. 11:29; Размер обеспечения заявок - 1 106 750,10; Размер обеспечения исполнения контракта - 6 640 500,60.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образам зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, но с учетом ограничений предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Заказчиком установлены требования к подробному описанию участниками закупки товаров в заявке (путем предоставления диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) и компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, т.е. описывается компоненты товара, и значения показателей товара которые становятся известными при испытании определенной партии товара, не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в товарах, используемые при выполнении работ (прикреплены отдельным файлом в формате "PDF" и состоят из 335 стр.) (далее - ведомость материалов). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - инструкция) содержится в ведомости материалов.
В соответствии с п.4 таблицы N1 государственного стандарта (далее - ГОСТ) 22245-90. "Битумы нефтяные дорожные вязкие" температура хрупкости определяется методом испытания по ГОСТ 11507-78 "Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу".
Водостойкость при длительном водонасыщении по ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" определяется при периодическом контроле качества смесей.
Согласно сведениям официального сайта http://www.gost.ru, ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" предусмотренный в ведомости материалов заменен другим ГОСТом 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Показатели и значения (индекс пенетрации, глубина проникновения иглы), предусмотренные по позиции "Битумы нефтяные дорожные" могут быть определены согласно ГОСТам 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", 11501-78 "Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы" и 11506-73 "Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару" только в результате испытаний, и которые становиться известными в процессе изготовления товара.
Обоснованный и довод жалобы касаемо установления чрезмерного требования по позиции "Смеси асфальтобетонные", в частности от участника закупки требуют на момент подачи заявки на участия в аукционе указание водонасыщение образцов асфальтобетона отформованных из смеси.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок.
Как указано в жалобе и установлено Комиссией, инструкция содержит следующее положение "Все слова, указанные в столбце "Наименование товара" и "Наименование показателя" в предложении Участника не могут быть изменены и должны быть представлены участником в первой части заявки на участие в аукционе в исходной (первоначальной) форме за исключением наименования товара сопровождаемых словами "или эквивалент", а также инструкция не содержит пояснений к символам "[" и "]".
Однако, столбцы "наименования товара" и "наименование показателя" присутствуют не во всех пунктах ведомости материалов, квадратные скобки "[" и "]" не дают понять о необходимости конкретизации либо неконкретизации показателей (к примеру, по позиции "Песок для строительных работ, рядовой" показатель "Фракция фракционного песка").
Положения ведомости материалов противоречат ГОСТу 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", так модуль крупности согласно п.20 ведомости материалов не более 3, при этом у заказчика потребность в указании не менее 2 мм. фракций, одна из которых [2,5-5] не соответствует модулю крупности, так как максимальный размер в данной фракции 5 мм.
П.20 ведомости материалов "Бетон" противоречит положению ГОСТа 25192-2012 "Бетоны. Классификация и общие технические требования" и инструкция вводит участников закупки в заблуждение. Так, в столбце "Минимальное значение показателей" установлено требование "портландцемент", а в столбце "Максимальное значение показателей" предусмотрено "Шлакопортландцемент". В соответствии с указанным стандартом (п.2.4) по виду вяжущего бетоны подразделяют на цементные, известковые, шлаковые, гипсовые и специальные. Данные несоответствия и нарушения предусмотрены и по показателю "порода щебня" (изверженные, метаморфические минимальное значение и осадочные максимальное значение) и "мелкие заполнители" (минимальное значение природный песок и максимальное значение песок из отсевов дробления горных пород), а также по другим позициям ведомости материалов.
В силу ГОСТа 25192-2012 "Бетоны. Классификация и общие технические требования" бетона с ускоренным твердением не существует, как того требует заказчик в ведомости материалов.
Комиссия, исследовав документацию об аукционе, приходит к выводу, что документация об аукционе, содержит помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении материала (товара). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Комиссия признает жалобу заявителя обоснованной в полном объеме.
В результате внеплановой проверки выявлены также аналогичные нарушение, а именно указание помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении товара, к примеру: позиция "Щебень" (полные остатки на контрольных ситах), "Бетон" (класс прочности в проектном возрасте) и много др.
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированная организация Госзакупки" обоснованной.
2. Признать в действиях Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик нарушения ч. 3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33, п.1, 2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик, Местной администрации городского округа Нальчик, Единой комиссии Местной администрации городского округа Нальчик (Управление по муниципальным заказам) и АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная организация "Госзакупки"
360051, КБР, г. Нальчик, пр-т. Шогенцукова, д.25, пом.13852а, zakupkikbr@mail.ru
МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик"
360051, КБР, г. Нальчик, пр. Шогенцукова, 17, zakupki@ugkh07.ru
Управление по муниципальным заказам Местной администрации г.о. Нальчик
360000, КБР, г. Нальчик, ул. Кешокова, 70,
Zakupki-nalchik@mail.ru
АО "Единая электронная торговая площадка"
127006, г. Москва, Каретный ряд, д. 2/1, info@roseltorg.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N05-127/17
о нарушении законодательства о контрактной системе
20.06.2017 г. г.Нальчик
резолютивная часть предписания объявлена 16.06.2017 г.
в полном объеме предписание изготовлено 20.06.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системе (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя уполномоченного органа - Управление по муниципальным заказам Местной администрации городского округа Нальчик (далее - уполномоченный орган) - по доверенности от 10.01.2017 г. N45-1-24/15, в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Специализированная организация "Госзакупки" (далее - Заявитель), муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик" (далее - заказчик) и АО "Единая электронная торговая площадка",
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300014417000112 "Благоустройство дворовых территорий городского округа Нальчик в рамках федеральной программы "Формирование современной городской среды" в 2017 году по следующим адресам: ул. Ашурова, 20; ул. Идарова, 1, 3, 34 а, 34, 1 а, 1 б; ул. Ингушская, 13, 19; ул. Кабардинская, 10, 12, 14, 70; ул. Киримова, 138, 138 б, 138 а; ул. Профсоюзная, 220 б, 232, 230; Прохладненское шоссе, 1, 2, 3, 4, 5, 6" (далее - аукцион), руководствуясь ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст.99 Закона о контрактной системе, на основании своего решения по делу N05-127/17 от 20.06.2017 г. и в соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик, Местной администрации городского округа Нальчик:
а)привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом решения N05-127/17 от 20.06.2017 г., в частности:
-исключить из документации об аукционе показатели, получаемые при изготовлении материала (товара), а также показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства или в процессе изготовления товара;
-исключить из документации об аукционе указания на недействующий государственный стандарт (ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия");
-установить требования, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
-установить надлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в аукционе. При этом установить положения касаемо знаков препинания и символов;
б)назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в единой информационной системе соответствующей документации об аукционе.
2. АО "Единая электронная торговая площадка":
-обеспечить возможность исполнения Муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика", Местной администрации г. о. Нальчик, Местной администрации городского округа Нальчик (Управление по муниципальным заказам) и Единой комиссии Местной администрации городского округа Нальчик (Управление по муниципальным заказам) требований пунктов 1, 2 настоящего предписания;
-блокировать проведения процедур аукциона (рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов аукциона);
-направить участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе уведомление о прекращении действия подданных ранее заявок и о возможности подачи новых заявок;
-не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;
-не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе о новой дате окончания срока подачи заявок на участие, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
3.Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик, Местной администрации городского округа Нальчик, АО "Единая электронная торговая площадка" в срок до 26.06.2017 г. представить в Кабардино-Балкарское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания в письменном виде, а так же по факсимильной связи (8662) 409-309 и по электронной почте - e-mail: to07-Gaev@fas.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
В соответствии с ч. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок влечет административную ответственность.
В соответствии со ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверной информации и документов, влечет административную ответственность.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июня 2017 г. N 05-127-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017