Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июня 2017 г. N 05-128-17
резолютивная часть решения объявлена 16.06.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 20.06.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системе (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя уполномоченного органа - Управление по муниципальным заказам Местной администрации городского округа Нальчик (далее - уполномоченный орган) -по доверенности от 10.01.2017 г. N45-1-24/15, в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Баксан-Строй" (далее - Заявитель), муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" Местной администрации г. о. Нальчик" (далее - заказчик) и АО "Единая электронная торговая площадка",
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300014417000112 "Благоустройство дворовых территорий городского округа Нальчик в рамках федеральной программы "Формирование современной городской среды" в 2017 году по следующим адресам: ул. Ашурова, 20; ул. Идарова, 1, 3, 34 а, 34, 1 а, 1 б; ул. Ингушская, 13, 19; ул. Кабардинская, 10, 12, 14, 70; ул. Киримова, 138, 138 б, 138 а; ул. Профсоюзная, 220 б, 232, 230; Прохладненское шоссе, 1, 2, 3, 4, 5, 6" (далее - аукцион), руководствуясь ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г.,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены установлением ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе, а также положения документации об аукционе, противоречат требованию Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку, признать нарушение и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы, состоялось 19 июня 2017 года.
Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.05.2017 г. 19:07 ч. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка", http://roseltorg.ru) был размещен аукцион N0104300014417000112 "Благоустройство дворовых территорий городского округа Нальчик в рамках федеральной программы "Формирование современной городской среды" в 2017 году по следующим адресам: ул. Ашурова, 20; ул. Идарова, 1, 3, 34 а, 34, 1 а, 1 б; ул. Ингушская, 13, 19; ул. Кабардинская, 10, 12, 14, 70; ул. Киримова, 138, 138 б, 138 а; ул. Профсоюзная, 220 б, 232, 230; Прохладненское шоссе, 1, 2, 3, 4, 5, 6" с начальной (максимальной) ценой контракта - 22 135 002.00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 30.05.2017 г. 19:07; Дата и время окончания подачи заявок - 20.06.2017 г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 26.06.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 29.06.2017 г. 11:29; Размер обеспечения заявок - 1 106 750,10; Размер обеспечения исполнения контракта - 6 640 500,60.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образам зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, но с учетом ограничений предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Заказчиком установлены требования к подробному описанию участниками закупки товаров в заявке (путем предоставления диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) и компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, т.е. описывается компоненты товара, и значения показателей товара которые становятся известными при испытании определенной партии товара, не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в товарах, используемые при выполнении работ (прикреплены отдельным файлом в формате "PDF" и состоят из 335 стр.) (далее - ведомость материалов). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - инструкция) содержится в ведомости материалов.
В соответствии с п.4 таблицы N1 государственного стандарта (далее - ГОСТ) 22245-90. "Битумы нефтяные дорожные вязкие" температура хрупкости определяется методом испытания по ГОСТ 11507-78 "Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу".
Характеристики установленные в позиции "Бетон" класс прочности в проектном возрасте, твердение при атмосферном давлении определяются в ходе испытаний согласно ГОСТ 18105-2010 "Бетоны. Правила контроля и оценки прочности".
Не обоснованный является довод жалобы касаемо отсутствия ответа на поданный запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, так как заказчиком в ЕИС 06.06.2017 г и 08.06.2017 г. размещены ответы.
Комиссия, исследовав документацию об аукционе, приходит к выводу, что документация об аукционе, содержит помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении материала (товара). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Комиссия признает жалобу заявителя обоснованной в части утверждения документации об электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате внеплановой проверки выявлены нарушение, а именно указание помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении товара (решение от 16.06.2017 г N05-127/17) и установление недействующего ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Баксан-Строй" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик нарушения ч. 3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33, п.1, 2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что по жалобе ООО "Специализированная организация Госзакупки" на действия Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик выдано предписание, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июня 2017 г. N 05-128-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017