Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июня 2017 г. N 348-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Системы мониторинга транспорта" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку комплекса рентгеновского диагностического на 2 рабочих места цифрового (изв. N 0169200001017000499) в присутствии:
- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 09.01.2016, от 21.03.2017, от 14.06.2017;
- представителя ООО "Системы мониторинга транспорта" (далее - заявитель, Общество), действующего на основании доверенности от 14.06.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.06.2017 поступила жалоба ООО "Системы мониторинга транспорта" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку комплекса рентгеновского диагностического на 2 рабочих места цифрового (изв. N 0169200001017000499) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 22.05.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 12 300 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 08.06.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в аукционной документации установлены характеристики товара, которым соответствует только оборудование, выпускаемое ООО "С. П. Гелпик". По мнению заявителя, указанное обстоятельство свидетельствует об ограничении заказчиком конкуренции.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности медицинского учреждения, для которого закупается аппарат, в оперативном и качественном оказании медицинской помощи пациентам с тяжелой патологией.
Более того, установленным в аукционной документации требованиям соответствует оборудование, производимое ЗАО "НИПК "Электрон" (Россия), ООО "Севкаврентген-Д" (Россия) под товарными знаками АРЦ-"ОКО", Диаком.
Заслушав пояснения заказчика, заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к информационной карте аукционной документации (далее - приложение N 1). Так, заказчику требуется комплекс рентгеновский диагностический на 2 рабочих места цифровой.
По мнению заявителя, установленным в приложении N 1 характеристикам товара соответствует исключительно оборудование, производимое ООО "С. П. Гелпик".
Вместе с тем, в жалобе не обозначены характеристики, которые, по мнению заявителя, ограничивают возможность предложения аппаратов иных производителей.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представителем ООО "Системы мониторинга транспорта" указано на факт направления Обществом в адрес заказчика запроса о предоставлении разъяснений положений аукционной документации, в котором указаны пункты технического задания, ограничивающие количество участников (п. 3.1.8, 3.1.9, 3.1.12, 3.1.19, 3.7, 3.8, 3.12, 3.4.11, 3.7.4).
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, свидетельствующие о безосновательном установлении заказчиком требований к товару, а также об отсутствии иных производителей, осуществляющих выпуск оборудования с характеристиками, установленными в пунктах 3.1.8, 3.1.9, 3.1.12, 3.1.19, 3.7, 3.8, 3.12, 3.4.11, 3.7.4 приложения N 1 аукционной документации. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение того, что оборудование с указанными в приложении N 1 характеристиками производится исключительно ООО "С. П. Гелпик".
Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к представленной заявителем копии письма ООО "КПО Медаппаратура" (исх. N 177 от 14.06.2017), в соответствии с которым рентгены, производимые данной организацией, не подходят под требования технического задания аукционной документации; из известных Обществу аппаратов техническому заданию полностью соответствует продукция только одного производителя ООО "С. П. Гелпик". Так, ООО "Системы мониторинга транспорта" не представлены оригинал письма, запрос, направленный Обществом в ООО "КПО Медаппаратура", что не позволяет однозначно установить взаимосвязь документа с рассматриваемой закупкой. Более того, копия письма ООО "КПО Медаппаратура" не свидетельствует об ограничении заказчиком конкуренции. Содержащиеся в данном документе выводы не подтверждены документально и носят субъективный характер.
Исходя из представленных заказчиком коммерческих предложений N 143 от 11.04.2017, N 1277 от 11.04.2017, установленным в приложении N 1 характеристикам будут соответствовать рентгенографические аппараты "Диаком", АРЦ-"ОКО", производимые ООО "Севкаврентген-Д", ЗАО "НИПК Электрон".
Кроме того, по результатам аукциона определены три участника, предложившие рентгенографический аппарат трех различных производителей, а именно АРЦ-"ОКО" производства ЗАО "НИПК Электрон" (Россия), "РЕНЕКС-РЦ" производства ООО "С. П. Гелпик" (Россия), "Диаком" производства ООО "Севкаврентген-Д". Заявки указанных участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о соответствии требованиям аукционной документации продукции, выпускаемой исключительно ООО "С. П. Гелпик", а также о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции. В связи с чем, доводы жалобы ООО "Системы мониторинга транспорта" являются необоснованными, в связи с недоказанностью.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Системы мониторинга транспорта" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку комплекса рентгеновского диагностического на 2 рабочих места цифрового (изв. N 0169200001017000499) необоснованными, в связи с недоказанностью.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июня 2017 г. N 348-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017