Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июня 2017 г. N 355-ж/17
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение и жалобу ООО "Уралсервиском" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по очистке систем ливневой канализации на территории Коркинского городского поселения (изв. N 0169300043117000015) (далее - аукцион, закупка) в присутствии:
- представителей Администрации Коркинского городского поселения (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 15.06.2017 N 59,60,62;
- представителя ООО "Уралсервиском" (далее - заявитель, Общество, участник закупки), действующего на основании доверенности от 13.06.2017 N 09-17,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 08.06.2017 поступила жалоба ООО "Уралсервиском".
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 09.06.2017 N 347-ж/2017, в связи с нарушением части 7, пункта 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В Челябинское УФАС России 08.06.2017 поступила жалоба ООО "Уралсервиском" на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем опубликования 26.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещения о проведении аукциона, документации об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 300 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 03.06.2017 в 23:59.
По состоянию на 16.06.2017 контракт по результатам аукциона не заключен, поскольку антимонопольным органом приостановлено заключение контракта в части его подписания Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией неправомерно отказано ООО "Уралсервиском" с порядковым номером заявки 2 в допуске к участию в электронном аукционе. По мнению заявителя, Обществом в заявке указаны характеристики материалов, полностью соответствующие требованиям аукционной документации.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику с порядковым номером заявки 2.
ООО "Уралсервиском" с порядковым номером заявки 2 отказано в допуске к участию в аукционе на основании непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Так, участником в заявке не указаны конкретные показатели товара, предназначенного для выполнения работ, а именно воды.
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела, на участие в закупке подано две заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 05.06.2017 N 20 участнику с порядковым номером заявки 2 (ООО "Уралсервиском") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Участником не представлена информация, предусмотренная пунктом 17 аукционной документации, что является нарушением требований, предъявляемых пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В пункте 17 аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе на выполнение работ;
- конкретные показатели используемого товара (п.14 аукционной документации), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 14 аукционной документации содержатся наименования и характеристики товаров, используемых при выполнении работ.
N п/п |
Наименование материалов |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Вода |
м3 |
278,0 |
Аналогичная информация указана в приложении 2 к аукционной документации (техническое задание).
Заявка ООО "Уралсервиском" содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также подтверждение оснащения техникой, однако сведения о показателях используемого товара (вода) отсутствуют.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявку ООО "Уралсервиском", требования к содержанию первой части заявки, установленные заказчиком в пункте 17 информационной карты аукционной документации, основание отказа в допуске, содержащееся в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 05.06.2017, не усматривает в действиях аукционной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку в заявке участника закупки отсутствуют сведения о показателях, указанных в пункте 14 аукционной документации, что противоречит требованиям, установленным аукционной документацией.
Доводы представителей заказчика о необходимости указания в заявке сведений о количестве товара не может быть принят во внимание Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку количество товара не является показателем товара, а относится к условиям исполнения контракта.
Об отсутствии необходимости указания в заявке сведений о количестве товара свидетельствует установленный законодательством о контрактной системе порядок заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик направляет проект контракта для подписания победителю аукциона, включая в него предложенные участником цену и конкретные показатели товара.
Пункт 1.2 проекта контракта в качестве предмета предусматривает выполнение работ по очистке систем ливневой канализации на территории Коркинского городского поселения, в соответствии с конкретными показателями и объемами работ (Приложение 1 к муниципальному Контракту).
Графа "Количество" приложения 1 к муниципальному контракту заполнена, что не подлежит изменению при заключении и исполнении контракта в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с гражданским законодательством условие о товаре является существенным условием контракта. В данном случае, предметом контракта являются, в том числе индивидуально-неопределенные вещи, следовательно, в силу части 3 статьи 455 Гражданского кодекса РФ условие о товаре считается согласованным, когда контракт позволяет определить наименование и количество товара.
Пункт 14 аукционной документации, также определяя предмет контракта, указывает и количество используемых при выполнении работ товаров, и наименования: вода в количестве 278,0 м3.
Таким образом, предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ с использованием товаров, которые определяются двумя параметрами: наименованием (Вода) и количеством (278,0 м3). Участники закупки, подавая заявки на участие в аукционе, указывая параметры товаров не должны были указывать их количество, так как оно уже утверждено документацией об аукционе, является безусловной потребностью заказчика и условием исполнения контракта.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.
1. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Однако в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона не указаны единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанные требования установлены в пункте 26 документации об аукционе.
2. Исходя из содержащейся в пунктах 5, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе информации о перечне документов, предъявляемых участниками в составе второй части заявки, следует, что заказчиком для учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы, а также для организаций инвалидов могут быть установлены преимущества. Однако в случае осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, заказчик должен устанавливать ограничение. При этом в соответствии с частью 3 статьи 30, пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе информация об установленном ограничении должна быть указана в извещении о закупке.
Как следует из материалов дела, настоящая закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком предусмотрено ограничение, в соответствии с которым участником закупки может быть только субъект малого предпринимательства.
При этом, в аукционной документации не предусмотрено требование о предоставлении участниками в составе заявки декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указанный запрет распространяется на проведение электронных аукционов при описании объекта закупки.
Вместе с тем, в разделе "Наименование и объем работ" технического задания установлен перечень выполняемых работ, а именно: Промывка спецмашинами <СКАНИЯ> и <SISU> канализационных трубопроводов диаметром 600 мм; Промывка спецмашинами <СКАНИЯ> и <SISU> канализационных трубопроводов диаметром 500 мм.
Из пояснений заказчика следует, что наименование спецмашин в техническом задании указано ошибочно, заказчиком не устанавливаются требования о наличии у участников закупки машин <СКАНИЯ> и <SISU>.
Указанные условия технического задания фактически отражают требования к наличию технологического оборудования у участника закупки в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На официальном сайте ЕИС заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 30.05.2017 NРД1.
Вместе с тем, разъяснения положений аукционной документации, размещенные заказчиком в единой информационной системе, не содержат указания на предмет поступившего от участника запроса, что не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В пункте 14 документации об аукционе, приложении N 2 к аукционной документации указано количество используемого товара: 278,0 м3.
Вместе с тем в приложении N 1 к муниципальному контракту указано количество используемого товара: 7,2814206 м3.
Представители заказчика согласились с тем, что в аукционной документации содержится противоречивая информация количества используемого товара, пояснили, что указанное противоречие допущено из-за размещения нескольких аналогичных закупок одновременно и является технической ошибкой, а также отметили, что верным количество используемого товара является: 278,0 м3.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком допущено противоречие между условиями документации об аукционе и проектом контракта.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы, обращения ООО "Уралсервиском" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в Первомайском городском поселении (извещение N 0169300053417000022) необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 30, части 5 статьи 31, части 3 статьи 33, пункта 4 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии К.А. Долгополова
А.А. Васянина
Администрация Коркинского городского поселения
456550, Челябинская область, г. Коркино, ул. Цвиллинга, 18
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
ООО "Уралсервиском"
620151, г. Екатеринбург, ул. Маяковского, д. 25А, оф. 812
Аукционная комиссия по Аукциону (извещение N 0169300043117000015)
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе по делу N 355-ж/2017, 133-ВП/2017
16 июня 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 16.06.2017, по итогам рассмотрения обращения, жалобы ООО "Уралсервиском" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по очистке систем ливневой канализации на территории Коркинского городского поселения (извещение N 0169300043117000015) (далее - аукцион), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации Коркинского городского поселения со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и/или получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе до полного исполнения предписания.
2. Аукционной комиссии в срок до 26.06.2017 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение Администрации Коркинского городского поселения для размещения в ЕИС.
3. Администрации Коркинского городского поселения:
3.1. в срок до 27.06.2017 разместить решение, указанное в пункте 2 настоящего предписания, в ЕИС и направить его оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ";
3.2. в срок до 27.06.2017 внести изменения в извещение о проведении аукциона, документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России N 355-ж/2017, 133-ВП/2017 от 16.06.2017, в том числе:
- установить в аукционной документации требования к составу первых частей заявок на участие в аукционе в соответствии с объектом закупки;
- указать в извещении о проведении аукциона единые требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и объектом закупки;
- указать в извещении о проведении аукциона, в аукционной документации об установлении ограничения участия в том числе и для социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе;
- исключить из технического задания наименование спецмашин, используемых при выполнении работ;
- устранить противоречия между положениями аукционной документации и проектом в части указания количества воды;
- разместить аукционную документацию с изменениями, указанными в пункте 3.2 настоящего предписания, в ЕИС;
- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 7 дней с момента размещения в ЕИС документации с внесенными изменениями.
4. ЗАО "Сбербанк-АСТ":
с 22.06.2017 обеспечить Администрации Коркинского городского поселения, аукционной комиссии возможность исполнения данного предписания.
5. Администрации Коркинского городского поселения в подтверждение исполнения предписания в срок до 07.07.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, документацию с внесенными изменениями, документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями, решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, в ЕИС (информацию предоставить на электронном носителе - диске).
6. ЗАО "Сбербанк-АСТ" в подтверждение исполнения предписания в срок до 07.07.2017 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии К.А. Долгополова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июня 2017 г. N 355-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017