Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 июня 2017 г. N 229-кз/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Павлова И. Н. -заместителя руководителя; |
Членов Комиссии: |
Амировой В.Р. - ведущего специалиста-эксперта; Сальмановой Э. М. -ведущегоспециалиста-эксперта; |
в присутствии представителязаказчика -ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Мироновой Екатерины Игоревны (доверенность от14.06.2017г.N947), в присутствии представителей заявителя ООО "СтройСпецТранс"ГабдулхаковойАйгульРадиковны (доверенность от 13.06.2017 г. Nб/н), рассмотрев жалобуООО "Стройспецтранс" (вх.10027/ж от 07.06.2017 г.) на действия заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации при проведении открытого аукциона в электронной форме N0311100013017000081 на предмет: "Выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения (г.Чистополь)",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311100013017000081 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 05.05.2017 г.
Заказчик - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 661 390,00 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заявка Заявителя была неправомерно отклонена.
Заслушав представителязаказчика, а также изучив материалыпо данной закупке, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе,необоснованнымиввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме при определении подрядчика на выполнение работ, при выполнении которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождениятовара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным даннойдокументацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знакобслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе в документации об аукционе должны быть установлены требования к товарам. Во исполнение указанных положений Закона о контрактной системе в техническом задании, а также в прилагаемых к нему локальных сметах, которые являются неотъемлемой частью технического задания. Заказчиком установлены требования к закупаемым работам и используемым при их выполнении товарам, в том числе приведены максимальные и (или) минимальные значения показателей товаров, значения показателей товаров, которые не могут изменяться (без указания на товарный знак).
При таких требованиях к товарам, установленных в документации об аукционе, участники закупки должны руководствоваться подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и указать в первой части заявки на участие в аукционе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. В случае непредставления участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе информации о конкретных показателях, используемых при выполнении работ товаров, либо предоставления недостоверной информации, либо несоответствия такой информации требованиям документации о таком аукционе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколомN132аэфрассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 29 мая 2017 г., заявке Заявителя под порядковым номером 4 былоотказано в допуске к участию в аукционе, как несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
1. При установленном пунктом 38 "Трубы стальные квадратные" требовании к кривизне труб "Кривизна труб не должна превышать 2 мм на 1 м длины" Заявителем представлено значение "Кривизна труб не превышает 2 мм на 1 м длины". Согласно ГОСТ 8639-82 "Кривизна труб не должна превышать 2 мм на 1-м длины".
Согласно позиции Министерства экономического развития РФ, выраженной в Письме от 8 апреля 2015 г. NД28и-984 "О реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": "В случае если в аукционной документации установлено требование к товару в виде конкретного значения показателя или диапазона значений, то заказчик вправе отклонить первую часть заявки на участие в электронном аукционе, в которой содержится диапазон значений показателя товара или указание на ГОСТ и отсутствуют конкретные показатели товара, предполагаемого к поставке, на основании части 4 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Диапазон значений показателя товара не является конкретным показателем и не позволяет определить реальные конкретные характеристики предлагаемого участником к поставке товара.
Таким образом, участник аукциона обязан в первой части заявки указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей, в том числе в форме дублирования норм технических регламентов, стандартов и т.п., является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику".
Таким образом, Заявителем не представлено конкретное значение кривизны труб.
Следовательно, действия Заказчика не противоречат нормам действующего законодательства о контрактной системе, и довод заявителя признается необоснованным.
2. При установленных в пунктах 43, 48, 71, 87, 104 "Кирпич силикатный полнотелый утолщенный" Локальной сметы N 02-01-01 требованиях к марке кирпича Заявителем не представлено конкретное значение показателя. Согласно разделу 18 "Техническая часть" (стр.20) документации требования к видам и объемам работ, товарам (материалам, конструкциям, изделиям), используемым при выполнении работ (в том числе к их техническим и функциональным характеристикам), иные требования, связанные с выполнением работ, установлены в техническом задании, а также в прилагаемых к нему локальных сметах, которые являются неотъемлемой частью технического задания.
Таким образом, участники закупки осведомлены о разделах документации содержащих требования Заказчика к работам и используемым при их выполнении материалам.
Позиция Заказчика согласуется с мнением ФАС России, выраженным в письме от 1 июля 2016 г. NИА/44536/16, согласно которому в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках.
Аналогично Заявителем не представлены конкретные значения показателей по пункту 53 "Перегородки на алюминиевом каркасе цельностеклянные" (в части толщины стекла), установленных в Локальной смете N 02-01-01, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме,
по пункту 286 "Гидро-пароизоляционный самоклеящийся битумно-полимерный безосновный материал" (в части ширины, длины),установленных в Локальной смете N 02-01-01, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме;
по пункту 401 "Доски необрезные хвойных пород" (в части длины, толщины), установленных в Локальной смете N 02-01-01, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме;
по пункту 439 "Опорный поручень для санузлов" (в части длины), установленных в Локальной смете N 02-01-01, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме;
по пункту 454 "Кирпич керамический лицевой" (в части марки),установленных в Локальной смете N 02-01-01, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме;
по пункту 456 "Полотна калиток решетчатые" (в части высоты), установленных в Локальной смете N 02-01-01, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме;
по пункту 59 "Вентилятор" (в части установочного диаметра) установленных, в Локальной смете N 02-01-02, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме;
по пункту 60 "Вентилятор" (в части установочного диаметра, уровня шума), установленных в Локальной смете N 02-01-02, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме;
по пункту 87 "Подводка гибкая армированная резиновая" (в части длины),установленных в Локальной смете N 02-01-03, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме;
по пункту 24 "Шины соединительные (штырь) однорядные" (в части длины),установленных в Локальной смете N 02-01-04, являющейся приложением N1 к разделу 18 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе в электронной форме.
Таким образом, Заявителем не представлены конкретные значениявышеуказанных показателей.
Следовательно, действия Заказчика не противоречат нормам действующего законодательства о контрактной системе, и довод заявителя признается необоснованным.
3. Пунктом 2 "Болты с гайками и шайбами строительные" установлены требования к классу прочности болтов "Класс прочности до 10.9" и классу прочности гаек "Класс прочности гайки свыше восьми". Также установлено требование о соответствии ГОСТ Р 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия" болтов с гайками и шайбами, что подтверждается тем, что позиция N2 именуется "Болты с гайками и шайбами строительные":
"2. Болты с гайками и шайбами строительные. Болты и гайки должны быть сопрягаемые. Характеристики высокопрочных болтов: Класс прочности до 10.9. Наружный диаметр резьбы не должен быть больше 48 мм. На поверхности болтов не должны быть окалины и ржавчины. Временное сопротивление должно быть не более 1275 Н/мм2. Относительное удлинение свыше восьми процентов. Твердость по Бринеллю более 242НВ. Характеристики высокопрочных гаек: Класс прочности гайки свыше восьми. Твердость по Бринеллю не более 353 НВ. Материал гайки сталь 40 или 35Х или 40Х. Количество граней гайки должно быть шесть. Материал шайбы сталь Ст5сп2 или 35 или 40. Соответствие ГОСТР 52643-2006".
Заявителем в своей заявке предложен класс прочности болта "10.9", класс прочности гайки "9", в то время как при выборе класса прочности болта "10.9" необходимы гайки с классом прочности 10.
Таким образом, Заявителем представлены недостоверные сведения о конкретных показателях, используемых при выполнении работ, товаров.
Следовательно, действия Заказчика не противоречат нормам действующего законодательства о контрактной системе, и довод заявителя признается необоснованным.
В ходе анализа аукционной документации, Комиссией Татарстанского УФАС установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Учитывая, что Заказчиком определено, что локальные сметы, прилагаемые к техническому заданию, являются неотъемлемой его частью, многочисленные противоречия могли ввести в заблуждение потенциальных участников закупки, тем самым, противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пример можно привести следующее противоречие:
В пункте 33 "Трубы стальные электросварные прямошовные" Технического задания указано, что "Наружный диаметр 89 мм, толщина стенкиот 3,2 мм до 5,5 мм".
Вместе с тем, в пункте 166 локальной сметы N 02-01-01 установлено следующее:
"Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой черные обыкновенные (неоцинкованные), диаметр условного прохода 40 мм, толщина стенки 3,5 мм, м".
Таким образом, действия Заказчика противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 Федерального закона от 01.05.2017 N83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вносятся следующие изменения в положения Закона о контрактной системе:
"в части 8 статьи 30 слова "тридцати дней" заменить словами "пятнадцати рабочих дней".
Вместе с тем, Заказчиком в извещении и документации установлено, что участниками закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N44-ФЗ).
Однако, согласно пункту 3.4 проекта контракта указано, что Заказчик осуществляет оплату работ в размере 100 (сто) процентов за фактически выполненные работы в течении 15 (пятнадцать) банковский дней при условии передачи Подрядчиком счета и (или) счета-фактуры и акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), принятые и подписанные Заказчиком. Оплата производится Заказчиком путем перечисления в безналичном порядке платежными поручениями денежных средств на расчетный счет Подрядчика.
Следовательно, Заказчиком нарушено требование части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно 13 информационной карты аукционной документации,даты начала срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме определяется согласно строке 14 настоящего раздела.
Вместе с тем, в пункте 14 информационной карты указано, что "значение даты и времени начала подачи заявок будет сформировано автоматически при размещении извещения. Значение будет соответствовать фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, размещающей закупку".
Учитывая вышеизложенную норму Закона, отсутствуют конкретные даты начала срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, заказчик нарушил требование пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона всоответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что заказчик обязан устанавливать в извещении о закупке и документации о закупке, что участники закупки должны соответствовать обновленным требованиям, установленными пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком не установлено обновленное требование в извещение и аукционной документации о соответствии пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона контрактной системе, а именно:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63,части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобуООО "Стройспецтранс" (вх.10027/ж от 07.06.2017 г.) на действия заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации при проведении открытого аукциона в электронной форме N0311100013017000081 на предмет: "Выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения (г.Чистополь)"необоснованной.
2. Признать заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерациинарушившими требования части 8 статьи 30, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: И. Н. Павлов
Члены Комиссии: В.Р. Амирова
Э. М. Сальманова
Сальманова Элина Марсельевна
8 (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 июня 2017 г. N 229-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017