Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Доминант" (далее - Заявитель) на действия администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство комплексной спортивно-игровой площадки по пер.Советов, 45 "А" в Кущевском районе Краснодарского края" (извещение N 0818300000117000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Доминант" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком неправомерно установлен запрет на выполнение работ на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 244; 2) ограничена возможность участия в закупке лиц, имеющих только свидетельство о допуске к определенным видам работ (п. 3.5, 10.1 раздела III Перечня видов работ N 624), либо свидетельство о допуске к работам по организации строительства (п. 33 пп. 33.3 раздела III Перечня видов работ N 624); 3) не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 7.1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что нарушает п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Красносельского сельского поселения Кущевского района проводился электронный аукцион: "Строительство комплексной спортивно-игровой площадки по пер.Советов, 45 "А" в Кущевском районе Краснодарского края" (извещение N 0818300000117000006).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 336 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень), включающий, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 Перечня).
В соответствии с п. 7) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п. 6) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утратило силу с 10.06.2017 года.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, установленные Заказчиком условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0818300000117000006 и в п. 26 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации, размещенных в единой информационной системе 05.06.2017 года, не противоречат законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
На основании п. 6) ч. 5 ст. 63 Закон о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В силу ч. 4 ст. 52 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень видов работ N 624).
Таким образом, работы по организации строительства относятся ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ. При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта. Следовательно, участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по организации строительства или представить свидетельство о допуске по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0818300000117000006 установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ-44 к лицам, осуществляющим поставку товаров, являющихся объектом закупки, и перечень предоставляемых документов (или копий таких документов): наличие допуска СРО к работам по организации строительства (приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года N624): 3.5 Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками. 10.1 Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений 12.9 Гидроизоляция строительных конструкций. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в п. 22.1 Раздела 1 "Информационная карта", в п. 41 Раздела 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации.
На основании вышеизложенного, участник электронного аукциона одновременно должен иметь как свидетельство о допуске к определенным видам работ (п. 3.5, 10.1 раздела III Перечня видов работ N 624), так и свидетельство о допуске к работам по организации строительства (п. 33 пп. 33.3 раздела III Перечня видов работ N 624). Установленные Заказчиком требования влекут ограничение количества участников закупки, что является нарушением ч. 6 ст. 31, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктами 47-51 Раздела 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации определено: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларирование в заявке на участие в электронном аукционе о соответствии данным требованиям, в соответствии с пунктами 3-7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 64, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с п. 7.1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в Разделе "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Приложения к разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N | Наименование | Требуемые характеристики | Предлагаемые | Товарный знак _ | Наименование страны происхождения |
1 | Песок природный средний. | Тип песка должен быть неорганический сыпучий материал с максимальной крупностью зерен 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных, песчаных месторождений_ Полный остаток песка на сите N 063 должен быть свыше 30 и не более 45 % по массе. Содержание зерен крупностью св. 10 мм должно быть не более 5 % по массе_. | |||
2 | Кабель силовой напряжением до 0,66 кВ и сечением 3х4 мм2 | _Максимальная стойкость кабеля к воздействию повышенной относительной влажности воздуха должна быть не менее 90%. Прочность изоляции при разрыве, Н/мм2 до старения и после старения: не менее 10. Относительное удлинение изоляции при разрыве, %: до старения не менее 150, после старения не менее 125. Допустимый радиус изгиба кабеля не менее 10 Dн... Температура эксплуатации от -50 до +50 градусов Цельсия. Электрическое сопротивление изоляции (пересчитанное на 1 км длины и температуру +20°С)Ом/км: не менее 7,41_ Масса кабеля, кг/км: не менее 119 и не более 142,3_. | |||
4 | Бруски деревянные | Древесина должна быть хвойных или лиственных пород; антисептированая. Сорт 1,2,3,4. Размеры должны быть: Длина от 4,5 до 6,5 м, Ширина от 75 до 150 мм, Толщина от 40 до 125 мм. Влажность: не должна быть более 22 % Параметр шероховатости поверхности Rmmax, не должен быть более 1600 мкм. Количество сучков пластевых и ребровых кромочных: на пиломатериалах толщиной 40 мм и более - должно быть не более 3 или допускаются без ограничений или не нормируются. Грибные ядровые пятна (полосы) допускаются общей площадью в % от площади материала не более 20. Червоточина допускается на любом однометровом участке длины пиломатериала шт., не более 2. Гнили, острый обзол - не допускаются. | |||
9 | Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая. | Внешний вид: после высыхания пленка должна быть ровной; однородной; матовой/полуглянцевой. Условная вязкость при (20,0_0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, должна быть не менее 45. Массовая доля нелетучих веществ, % должна быть в диапазоне: 54-60. Степень перетира, мкм: должна быть не более 40_ | |||
11 | Трубы жесткие гладкие легкие из самозатухающего ПВХ | _ Прочность на 5 см при 20°С, Н: не менее 350 и не более 750. Диэлектрическая прочность: не менее 2000 В (50 Гц, в течение 15 мин) Сопротивление изоляции: не менее 100 МОм (500 В, в течение 1 мин) Огнестойкость: не поддерживает горения _ Относительное удлинение при разрыве, % от 10 до 50 или от 100 до 250. Твердость по Бринеллю, Мпа: 1-6 или 130-160. Разрушающее напряжение, МПа, при: растяжении на изгибе 10-13 или 35-65 или 100-120_ | |||
17 | Скамейки для игроков (6шт. по 5 мест), сиденья пластикового типа, основание металлокаркас ООО ПП "Спортстрой" г. Волгоград | Сиденья должны быть пластикового типа на металлокаркасе. Размеры должны быть не менее: Ширина 406,0 мм, Глубина 416,0 мм, Высота посадочной части 438,0 мм. Тип сиденья должно быть фиксированное. Тип спинки должен быть фиксированным. Количество посадочных мест на одной конструктивной базе не более пяти. Температура эксплуатации в диапазоне не уже -50° - +60°. | |||
18 | Спортивное покрытие типа "Спортлайн" или эквивалент, трёхслойное монолитное с разметкой для 4 видов спорта. ООО ПП "Спортстрой" г. Волгоград | Покрытие должно быть полиуретановое монолитное синтетическое трехслойное. Толщина покрытия должна быть от 6,0 мм до 12 мм. Твердость по Шору А, усл. ед. должна быть в диапазоне: 55-65. Прочность при растяжении, МПа: не менее 2,5. Относительное удлинение при +300 С, %: более 150 не более 200. Морозостойкость (гибкость на стержне), 0С: от -55. Прочность сцепления с бетоном, Мпа: не менее 0,6. Водопоглощение по массе, % : от 0,2 до 0,5. Теплостойкость,0С: не ниже +150. Коэффициент скольжения: 0,55-0,65. Стандартная вертикальная деформация: не более 1,8 мм. Отскок мяча: не менее 93 %. Срок службы покрытий до 20 лет. | |||
24 | Доски обрезные хвойных пород. | Древесина должна быть хвойных или лиственных пород. Сорт 1,2,3,4. Размеры должны быть: Длина от 4,0 до 6,5 м, Ширина от 75 до 150 мм, Толщина не менее 25 мм. Влажность: не должна быть более 22 % Параметр шероховатости поверхности Rmmax, не должен быть более 1600 мкм. Грибные ядровые пятна (полосы) допускаются общей площадью в % от площади материала не более 20 или допускаются. Червоточина допускается на любом однометровом участке длины пиломатериала шт., не более 3. Гнили, острый обзол - не допускаются. Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов устанавливают: по длине, мм в диапазоне не более +50 и не менее-50, по толщине, мм не более +/- 1,0, по ширине, мм от +/- 2 до +/- 3. |
Из положений инструкции, установленной Заказчиком в Приложении к разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации следует, что при описании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, в настоящем техническом задании, слова, словосочетания: "не более_", "не превышает_", "до_", "не больше_", "не менее_", "не меньше_", "от_", устанавливают требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара.
Если в настоящем техническом задании установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товара, участник закупки указывает конкретное значение показателя. При этом значения показателей (характеристик) товара, указанные участником закупки в заявке, не должны сопровождаться словами, словосочетаниями: "не более_", "не больше_", "не менее_", "не меньше_", "свыше_ и не более_".
Согласно п. 4.2.17 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия (с Поправкой)" содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания в песках, применяемых в дорожном строительстве, должно соответствовать требованиям ГОСТ 8735.
ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний (с Изменениями N 1, 2)" распространяется на песок, применяемый в качестве заполнителя для бетонов монолитных, сборных бетонных и железобетонных конструкций, а также материала для соответствующих видов строительных работ, и устанавливает методы испытаний.
Согласно п. 2.4 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1)" растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки - не реже одного раза в месяц.
В соответствии с п. 2.5 ГОСТ 22245-90 при получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
На основании п. 3.2 ГОСТ 22245-90 температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме (приложение 3).
Пунктом 3.3 ГОСТ 22245-90 установлено, что изменение температуры размягчения после прогрева вычисляют как разность температур размягчения, определенных по ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180.
Таким образом, значения показателей по позициям 1 "Песок природный средний", 25 "Битумы нефтяные дорожные" возможно определить только при наличии товаров у участника закупки в момент подачи заявки и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний и требования от изготовителя указания о качестве результатов испытаний и данных ее химического состава.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Аналогично по позициям 2-9, 11-13, 18, 24, 25 Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников предоставлять в заявках конкретные числовые значения, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Требование к способу образования песка (позиция 1 "Песок природный средний") свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки, предметом аукциона является не изготовление конкретного товара, а выполнение работ.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой)" (далее - ГОСТ 8486-86) пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
Термины и определения - по ГОСТ 18288.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" определено, что брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, установленные Заказчиком требования по позиции 4 "Бруски деревянные" к показателю "толщина от 40 до 125 мм" противоречат положениям ГОСТ 18288-87.
В соответствии с требованиями ГОСТ 8486-86 пороки древесины по ГОСТ 2140-81 "Гнили", для первого, второго, третьего сортов "не допускаются", для четвертого сорта "допускается только пестрая ситовая ядровая гниль в виде пятен и полос общей площадью не более 10% площади пиломатериала".
Пороки древесины "Червоточина" для первого сорта "допускается неглубокая на обзольных частях пиломатериала", для второго, третьего и четвертого сортов "допускается на любом однометровом участке длины пиломатериала в шт., не более: 2, 3 и 6, соответственно" (ГОСТ 8486-86).
Пороки древесины "Обзол (в обрезных пиломатериалах)" для первого, второго, третьего сортов "острый не допускается", для четвертого сорта "допускается тупой и острый при условии, что пласти пропилены не менее, чем на 1/2 ширины, а кромки не менее, чем на 3/4 длины пиломатериала" (ГОСТ 8486-86).
Таким образом, характеристики, установленные в описании объекта закупки по позициям 4 "Бруски деревянные", 24 "Доски обрезные хвойных пород" противоречат требованиям, установленным действующим ГОСТ.
Кроме того, указание Заказчиком в описании объекта закупки по позициям 17-22 наименования производителя товаров, а именно: "ООО ПП "Спортстрой" г. Волгоград" противоречит требованиям п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" обоснованной в части установления требований к наличию одновременно свидетельства о допуске к определенным видам работ (п. 3.5, 10.1 раздела III Перечня видов работ N 624) и свидетельства о допуске к работам по организации строительства (п. 33 пп. 33.3 раздела III Перечня видов работ N 624); отсутствия требований о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 7.1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 7.1) ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 510
по делу N ЭА-1221/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
13 июня 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 13.06.2017 года по делу N ЭА-1221/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Доминант" на действия администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района при проведении электронного аукциона: "Строительство комплексной спортивно-игровой площадки по пер.Советов, 45 "А" в Кущевском районе Краснодарского края" (извещение N 0818300000117000006) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 7.1) ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0818300000117000006).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки, об аннулировании электронного аукциона. Осуществить возврат участникам закупки, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 05.07.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2017