Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
В присутствии представителей ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки". (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителей ООО "СТК-Ц" рассмотрев жалобу ООО "СТК-Ц" на действия Заказчика- ФГБУ "Юг Спорт", при проведении электронного аукциона: "Оказание клининговых услуг" (извещение N 0318100072217000065) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. Заявитель указывает, что описание объекта по п. 2, 5, 6, 8, 11, 14, 16-22, 25, 35, 36, не соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБУ "Юг Спорт" проводился электронный аукцион на оказание клининговых услуг (извещение N 0318100072217000065).
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 953 168, 24 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе(п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
По п. 2 приложения N 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено:
"_Концентрация раствора моющего средства в зависимости от степени загрязнения в пропорции от 2 до 20 %. Средство должно быть сильнощелочное." |
Законом о контрактной системе установлена обязанность Заказчика формировать описание объекта закупки с учетом стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Участник при подачи первой части заявки указывает конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом на этапе подачи заявки участник закупки не может определить концентрацию раствора с учетом загрязнения территории Заказчика, что не позволяет корректно сформировать первую часть заявки на участие в электронном аукционе. Требуемая характеристика Заказчика не является функциональной, качественной или технической характеристикой товара, используемого при выполнении работ (оказании услуг). Данное требование устанавливает порядок оказание услуги и не может быть определено подрядчиком как характеристика используемого товара на этапе подачи первой части заявки.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком по п. 5,6, 12,22,.
Также Заказчиком по п. 14 установлено следующее: "Допускается применение мыла с уменьшением номинальной массы куска не более чем на 30 г". При этом, требуемая характеристика отражает качество и порядок оказание услуг и не может быть достоверна определена участником закупки на этапе пода первой части заявки. Таким образом, требования Заказчика противоречат ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
По п. 36 Заказчиком установлены требования к предельным отклонениям рулона полотенец/туалетной бумаги, а также предельные отклонения листа полотенца/туалетной бумаги. При этом участник закупки является лицом, оказывающем услуги, а не изготовителем товара и не может предоставить значения показателей, который являются допусками для производителя требуемой продукции, на этапе подачи первой части заявки.
Также по п. 15 установлено " Средство должно придавать блеск поверхности и не оставлять следов и разводов". Требуемая Заказчику характеристика относится к качеству оказания услуги и не может быть определена участником закупки на этапе подачи первой части заявки, поскольку критерии данного показателя являются субъективной оценкой и зависят от различного факторов и могут быть определены только после применения товара.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
В нарушение норм действующего законодательства Заказчиком установлены требования товарам, определяемые по результатам испытаний, что противоречит ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТК-Ц" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ "Юг Спорт" нарушение ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБУ "Юг Спорт" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017