Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 июня 2017 г. N ЭА-1237/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в присутствии представителя ООО "Континент", представителя администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района, рассмотрев жалобу ООО "Континент" (далее - Заявитель) на действия администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Лесная (от дома N 34 по ул. Лесной до ул. Казачьей) г. Тимашевска" (извещение N 0318300059017000049) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Континент" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Инструкция по заполнению заявки не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Тимашевского городского поселения Тимашевского района проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Лесная (от дома N 34 по ул. Лесной до ул. Казачьей) г. Тимашевска" (извещение N 0318300059017000049).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 223 167,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В приложении к техническому заданию "Требования к техническим, механическим, функциональным, качественным, химическим и (или) эксплуатационным характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлено:
4 |
Проволока горячекатанная |
Проволока, изготовленная из углеродистой стали обыкновенного качества марок Ст0 или Ст1 или Ст2 или Ст3 любой степени раскисления. Диаметр проволоки (далее - катанка) требуется 6,3 мм или 6,5 мм. |
По данной позиции Заказчику поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации следующего содержания:
"В Разделе 6. "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" сказано: "В случае, если характеристики товаров (материалов), указываемые заказчиком в таблице (в графе "значение показателя") или по тексту, обозначены в связке со словами, выделенными шрифтом "курсив" (не более, не менее, от, до, или и пр.) или выделенными одновременно шрифтом "курсив" и "подчеркнутый" (например, не более) необходимо учесть, что значения указываются со всеми словами без изменения" _ В Приложении к техническому заданию "Требование к товарам(материалам), используемым при выполнении работ", в требованиях к характеристикам товаров указано: Проволока горячекатанная Проволока, изготовленная из углеродистой стали обыкновенного качества марок Ст0 или Ст1 или Ст2 или Ст3 любой степени раскисления. Диаметр проволоки (далее - катанка) требуется 6,3 мм или 6,5 мм. На поверхности катанки не должно быть раскатанных трещин, прокатных плен, закатов, усов и раскатанных загрязнений. Не допускаются отпечатки, рябизна, раскатанные пузыри и риски, отдельные мелкие плены, выводящие размеры катанки за предельные отклонения по диаметру. Катанка должна быть изготовлена в мотках, состоящих из одного непрерывного отрезка. Витки катанки в мотках должны быть уложены без перепутывания. При этом, далее в Инструкции по заполнению заявки говорится: "В случае если заказчиком при указании характеристики товаров (материалов) как в таблице, так и по тексту, применен термин "любой" (с учетом всех форм) участником в заявке должно быть указано конкретное значение данного параметра (например, "материал изделия - любой" - участник указывает значение, соответствующее требуемому товару (сталь, древесина, резина, ПВХ и пр)" ... "При указании заказчиком (как в таблице, так и сплошным текстом) значений показателей с использованием разделительных союзов "или", "либо", участник должен указать одно конкретное значение, соответствующее выбранному товару (материалу). При этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько значений" ... Просим Вас разъяснить: что в данном конкретном случае является приоритетом - выделение курсивом или применение термина "любой", разделительного союза "или"?)".
Ответ на запрос: По вопросу термина "любой": в связи с тем, что на момент подачи заявки участник не обязан иметь соответствующий материал участник может предоставить значение с учетом имеющихся у него данных то есть, при наличии конкретной информации указать ее, в случае отсутствия конкретной информации может указать все характеристики. По поводу марки стали необходимо заполнить в соответствии с инструкцией, то есть предоставить информацию без изменений, с учетом того, что на момент подачи заявки участник не обязан иметь соответствующий материал участник может предоставить значение с учетом имеющихся у него данных то есть, при наличии конкретной информации указать ее, в случае отсутствия конкретной информации может указать все характеристики".
На основании ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, из разъяснении положений аукционной документации следует, что участник закупки в составе первой части заявки вправе как конкретизировать марку стали, так и указать в неизменном виде с использованием слова "или".
При этом Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, участники закупки под номерами 3 и 6 были отклонены на основании следуюещего: "По товару "проволока горячекатаная" участником предоставлены значения по товарам (материалам) без учета требований документации (в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки в случае, если характеристики товаров (материалов), указываемые заказчиком в таблице (в графе "значение показателя") или по тексту, обозначены в связке со словами, выделенными шрифтом "курсив" (не более, не менее, от, до, или и пр.) или выделенными одновременно шрифтом "курсив" и "подчеркнутый" (например, не более) необходимо учесть, что значения указываются со всеми словами без изменения)".
Таким образом, Заказчиком описание данной позиции, а также разъяснения положений аукционной документации нарушают положения ст. 33, 65 Закона о контрактной системе, а также ввели участников закупки в заблуждение.
Также, показатель установленный Заказчиком по данной позиции - "любой" носит необъективный характер, поскольку не позволяет участникам закупки определить соответствие закупаемых товаров, установленным Заказчиком требованиям, что является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5 |
Тактильный дорожный указатель (плитка) |
Поверхность указателей должна быть шероховатой рифленой с противоскользящими свойствами, отличной по структуре и цвету от прилегающей поверхности дорожного покрытия, и обеспечивать ее распознавание инвалидами по зрению на ощупь и (или) визуально. |
Инструкция по заполнению заявки не содержит правил применения союзов и (или) - указываемый в скобках, которые указаны в одном предложении, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Континент" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 июня 2017 г. N ЭА-1237/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017