Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 июня 2017 г. N 186-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Перспектива" (надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела), в присутствии представителя МКУ МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" Мужиковой Д.Т. (доверенность б/н от 09.06.2017), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (443099, г.Самара, ул. Куйбышева, 79, 64) на действия муниципального заказчика МКУ МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство Фильтровальной станции производительностью 20000 куб. м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058017000016), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.06.2017 поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика МКУ МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство Фильтровальной станции производительностью 20000 куб. м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058017000016) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая проверку законности положений этих извещения и документации, рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика, оценив их доводы, Комиссия установила, что 11.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0325300058017000016 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация), в которые в последующем Заказчиком вносились изменения (последние из них внесены 18.05.2017).
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 34 158 481,00 руб.
I. Заявителем указывается довод о том, что Заказчик в извещении о проведении Аукциона не указал требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, тем самым нарушил п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Комиссия соглашается с доводом Заявителя по следующим основаниям.
В пп. 1.7.1 п. 18.2 ч. III "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлены требования к участнику закупки, в том числе наличие свидетельства о допуске к соответствующему виду работ, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 (ред. От 14.11.2011 г.) "Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): - п.п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство; - п.п. 33.7 Объекты водоснабжения и канализации.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчику требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства необходимо было установить в извещении к аукциону.
Однако в извещении к аукциону не установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что нарушает п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
II. По мнению Заявителя, Заказчику в аукционной документации необходимо было установить поэтапную оплату выполненной работы.
Комиссия считает довод Заявителя обоснованным, по следующим основаниям.
Согласно п. 2.5 проекта контракта Заказчик оплачивает работы Подрядчика, выполненные в соответствии с настоящим контрактом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 10 банковских дней со дня подписания муниципальным заказчиком документов, подтверждающих факт выполнения работ: акта сдачи - приемки выполненных работ (унифицированная форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма N КС-3), и предоставления Подрядчиком счета или счета-фактуры.
В соответствии с ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Как следует из извещения и аукционной документации, объектом закупки является капитальное строительство Фильтровальной станции производительностью 20000 куб. м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области.
Однако проект контракта не содержит условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, что нарушает ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
Также проект контракта не содержит графика оплаты работ, как того требует ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
Ст. 110.2 Закона о контрактной системе была принята законодателем в целях обеспечения поэтапной и своевременной оплаты Заказчиком выполненных подрядчиком работ по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства.
Заказчик, не устанавливая в проекте контракта обязанность поэтапно оплачивать работы на основании соответствующего графика, по сути лишает участников закупки гарантий на поэтапную оплату Заказчиком выполненных подрядчиком работ по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства, тем самым ограничивая круг потенциальных участников закупки.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
III. Комиссия признает необоснованным довод Заявителя о том, что пункты 9.1 и 9.5.3 проекта контракта устанавливают различные сроки действия обеспечения исполнения контракта.
Пункт 9.1 проекта контракта устанавливает срок действия банковской гарантии, предоставленной Заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта, тогда как пункт 9.5.3 проекта контракта - порядок и сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Выявленные Комиссией нарушения не могут привести к неправильному определению победителя аукциона, не влияют на результат аукциона, в связи с чем Комиссия не усматривает оснований для выдачи Заказчику предписания.
Судебной практикой сформирован правовой подход к оценке нарушений, допускаемых при проведении торгов, согласно которому основаниями для отмены торгов или их отдельных этапов могут быть только такие нарушения, которые являются существенными и влияют на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В случае если допущенные при проведении торгов ошибки не повлекли значительных негативных последствий, не повлияли на результат (определение победителя), не нивелировали положительный с точки зрения влияния на конкурентные правоотношения эффект от проведения торгов, то отмена торгов (их отдельных этапов) нецелесообразна и не отвечает целям законодательства о торгах.
В этом случае достаточным является привлечение нарушителей к административной ответственности и обеспечение тем самым реализации установленных статьей 3.1 КоАП РФ целей административного наказания, заключающихся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Комиссия также провела внеплановую проверку рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.06.2017 N0325300058017000016-3, на участие в электронном аукционе были поданы 3 аукционные заявки, зарегистрированные под NN 3, 4, 5. Все три заявки были признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Комиссия соглашается с решением аукционной комиссии Заказчика о признании всех заявок соответствующими требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика МКУ МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство Фильтровальной станции производительностью 20000 куб. м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058017000016) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика МКУ МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" нарушившим ст. 42, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 5. 6 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство Фильтровальной станции производительностью 20000 куб. м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области (номер извещения: 0325300058017000016).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица муниципального заказчика МКУ МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: А.В. Федотов
И.В. Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 июня 2017 г. N 186-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2017