Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 июня 2017 г. N 192-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Грандъ-Империалъ" (надлежащим образом уведомлено), а также в присутствии представителей государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница Александровой Т.А. (доверенность от 06.03.2017 N22), являющейся одновременно членом единой комиссии государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница (далее также Заказчик), Курашовой Н.В. (доверенность от 20.04.2017 N32), Дементьева И.А. (доверенность от 13.06.2017 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Грандъ-Империалъ" (адрес: Волгоградская область, г.Камышин, ул.Некрасова, д.33, кв.59) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку осветительных приборов (реестровый N0325200000617000157), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 06.06.2017 поступила жалоба ООО "Грандъ-Империалъ" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку осветительных приборов (реестровый N0325200000617000157) (далее - аукцион).
Податель жалобы полагает, что Заказчик излишне детализировал объект закупки, а также неправомерно установил в аукционной документации преимущества для организаций инвалидов и не установил ограничение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N968).
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая обоснованность их положений, рассмотрение первых частей аукционных заявок участников закупки.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителей Заказчика, установила, что 26.05.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе). Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам. Исполнить требования Закона в части указания конкретных значений, применительно к данному показателю способен только участник, имеющий данный товар в наличии.
Анализ документации об аукционе, в том числе части 3 "Техническая часть" аукционной документации показал следующее.
Заказчиком установлено требование о предоставлении сведений о товаре, которые могут быть получены только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара.
Так, например, Заказчик установил следующие требования:
- позиция 1 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 1500 мм": установлены требования к: световому потоку, который определяется путем проведения испытаний согласно ГОСТ 54350-2015 (п.10.3), индексу цветопередачи, который определяется путем проведения испытаний согласно ГОСТ Р 54814-2011/IEC/TS 62504:2011 (п.3.9), цветовой температуре, которая определяется путем проведения испытаний согласно ГОСТ Р 54814-2011/IEC/TS 62504:2011.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели возможно определить только по результатам испытаний на конкретную партию товара. При этом результаты испытаний для различных партий могут отличаться.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товару ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и поддержана Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
В данном решении Верховный Суд РФ, отказывая в признании недействующим пункта 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, указал, что Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путём предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определённой партии товара после его производства. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к таком участию (часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 4 части 1 статьи 50, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 6 статьи 83). Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечёт за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является поставка осветительных приборов, а не изготовление конкретной партии товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам (характеристикам) товаров - избыточно, и описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В извещении и в п.26.1 аукционной документации Заказчик установил преимущества организациям инвалидов.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (вместе с "Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" установлен перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов. В частности, предоставление преимущества организациям инвалидов осуществляется при закупке товаров с кодом 27.40.25.120 ОКПД - Устройства осветительные электрические подвесные, потолочные, встраиваемые и настенные.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлены преимущества для организаций инвалидов, не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению N968 вступившему в силу 30.09.2016, установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно извещению и аукционной документации, Заказчиком установлен код общероссийского классификатора продукции по отдельным видам экономической деятельности ОКПД 2 27.40.25.120, объектом закупки является поставка осветительных приборов.
На заседании Комиссии установлено, что код ОКПД 2 27.40.25.120 входит в Перечень, а также, что Заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона 26.05.2017.
Вместе с тем, извещение не содержит информацию об ограничениях допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N968.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации в соответствии с Постановлением N968 ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей аукционных заявок от 08.06.2017 на участие в электронном аукционе поступило 8 заявок, из которых, участникам закупки заявки которых были зарегистрированы под N2, N7, N8, N9, было отказано в допуске к участию в аукционе, а участники закупки, заявки которых были зарегистрированы под N1, N3, N4, N5, были допущены к участию в электронном аукционе.
Комиссия, изучив заявки участников закупки, которые были допущены к участию в электронном аукционе приходит к выводу о их несоответствии требованиям аукционной документации ввиду следующего.
Согласно п. 4.7 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" участник должен предложить товары и материалы соответствующие требованиям аукционной документации: сведения о конкретных показателях материалов (товаров), указываемые участником размещения заказа в первой части заявки на участие в электронном аукционе не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "должен быть" / "должно быть", "не менее" / "не более", "менее" / "более", "не хуже" / "лучше", "выше" / "ниже", "меньше" / "больше", ">" / "<", "<" / ">", "превышает" / "не превышает", "превышать" /"не превышать", "или", "свыше", "уже", "шире", "допускается" / "не допускается" и др. Перечисление показателей через ";", союз "и" и "/" означает, что необходимо указать все показатели.
Заявка N1
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Позиция 1 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 1500 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 Позиция 2 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 1200 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 Позиция 3 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 600 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 |
Позиция 1: Индекс цветопередачи - > 80
Позиция 2: Индекс цветопередачи - > 80
Позиция 3: Индекс цветопередачи - > 80 |
Не выбран конкретный показатель индекса цветопередачи (не соблюдена инструкция по заполнению заявки п.4.7) |
Заявка N3
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Позиция 1 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 1500 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 Позиция 2 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 1200 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 Позиция 3 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 600 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 |
Позиция 1: Индекс цветопередачи - > 80
Позиция 2: Индекс цветопередачи - > 80
Позиция 3: Индекс цветопередачи - > 80 |
Не выбран конкретный показатель индекса цветопередачи (не соблюдена инструкция по заполнению заявки) |
Заявка N4
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Позиция 1 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 1500 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 Позиция 2 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 1200 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 Позиция 3 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 600 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 |
Позиция 1: Индекс цветопередачи - 80
Позиция 2: Индекс цветопередачи - 80
Позиция 3: Индекс цветопередачи - 80 |
Показатель индекса цветопередачи не соответствует требованиям Заказчика |
Заявка N5
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Причина не соответствия заявки участника закупки |
Позиция 3 "Светодиодная лампа трубка G13 T8 600 мм": Индекс цветопередачи не хуже - > 80 |
Позиция 3: Индекс цветопередачи - 8 |
Показатель индекса цветопередачи не соответствует требованиям Заказчика |
Ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Однако, аукционная комиссия в нарушение ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе протоколом от 08.06.2017 приняла решение о допуске к участию в аукционе участников закупки, подавших заявки под NN1,3,4,5.
Кроме того, необходимо отметить, что Комиссия соглашается с единой комиссией Заказчика в части описания в протоколе от 08.06.2017 оснований, послуживших отказом в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки, чьи заявки были зарегистрированы под N2, N7, N8, N9.
Поскольку допущенные Заказчиком и его единой комиссией нарушения влияют на субъектный состав закупки и как следствие на результат определения победителя, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Грандъ-Империалъ" (адрес: Волгоградская область, г.Камышин, ул.Некрасова, д.33, кв.59) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку осветительных приборов (реестровый N0325200000617000157) обоснованной.
2. Признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница нарушившим ч.3 ст.14, п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт поставку осветительных приборов (реестровый N0325200000617000157).
3. Признать единую комиссию государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница нарушившей ч.4 с.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку осветительных приборов (реестровый N0325200000617000157).
4. Выдать государственному заказчику государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница и его единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных электронного аукциона на право заключить контракт на поставку осветительных приборов (реестровый N0325200000617000157).
5. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 июня 2017 г. N 192-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017