Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 июня 2017 г. N 06-563/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Виал" (далее также - ООО "Торговый дом "Виал", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту решения - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" (далее по тексту решения - ГБУ РС(Я) "ЯРОД", заказчик): Борисова Н.А., Тихонова М.И. (представители по доверенностям);
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Виал" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутский республиканский онкологический диспансер", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Йопромид) (изв. N 0116200007917003647), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Торговый дом "Виал" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутский республиканский онкологический диспансер", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Йопромид) (изв. N 0116200007917003647).
Из текста жалобы заявителя следует, что заказчик указал дополнительные требования: "Может применяться для групп пациентов: отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией. Период выведения через почки в течении 12 часов после использования не менее 93% от введенной дозы. Верхний предел разрешённой температуры хранения 30°С".
Считают, что описание объекта закупки не позволяет предложить участникам закупки взаимозаменяемый в рамках одного международного непатентованного наименования лекарственный препарат, что не соответствует требованиям, установленным ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, и таким требованиям соответствует единственный лекарственный препарат торгового наименования "Ультравист", производства Байер Шеринг Фарма АГ/Германия.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика поддержали письменные пояснения.
Заказчиком в аукционной документации не указано ни одно торговое наименование лекарственных препаратов, соответствующих МНН "Йопромид".
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчиком в описании объекта закупки были установлены такие показатели. В дальнейшем, при подготовке заказчиком ответа на поступивший запрос, были приведены обоснования использования таких показателей:
- период выведения через почки в течение 12 часов после использования не менее 93% от введенной дозы. Клинически значимые различия в фармакокинетике любого лекарственного препарата, в том числе, применяемого в диагностических целях, непосредственно влияют на безопасность пациента. Так, увеличение времени выведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения КИН (контраст-индуцированной нефропатии - острого повреждения почек вследствие почечной токсичности рентгеноконтрастного вещества (РKB), содержащего йод). Согласно литературным данным, треть всех нефропатий возникает вследствие применения РКВ. Почки могут быть критическим органом для РКВ, если в них нарушены процессы саморегуляции, и РКВ, вызывая сужение сосудов, будут способствовать развитию гипоксии. В аспекте безопасности РКВ их влияние на почки имеет существенное значение еще и потому, что РКВ экскретируются из организма путем клубочковой фильтрации, концентрируясь в почечных канальцах. Если РКВ обладает прямым цитотоксическим действием, то оно также будет нарушать функциональную активность эпителия канальцев почек. В связи с этим клиницисты всегда уделяют большое внимание функции почек при проведении рентгеноконтрастных исследований. В последние годы это внимание особенно возросло, потому что возросло и число пациентов с исходно нарушенной функцией почек и повышенным риском развития контраст-индуцируемой нефропатии (КИН).
- отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией. В условиях ограниченного времени, персонал диагностического отделения должен иметь в своем арсенале универсальное диагностическое средство, рекомендованное для пациентов любых возрастных категорий, без ограничений для отдельных групп пациентов. Современные контрастные средства - одни из самых безопасных существующих лекарственных препаратов, но их вводят в высоких концентрациях и больших дозах, поэтому при использовании любых контрастных средств, необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, анамнез пациента, которые определяют безопасность исследования.
- верхний предел разрешённой температуры хранения 30°С. Из физических факторов наибольшее влияние на стабильность лекарств оказывает температура. Разница в пределах температуры хранения является существенным фактором, так как температура в помещениях лечебного учреждения, в том числе в местах временного хранения препаратов может достигать 26-27°C, особенно в рентгеноперационных, оснащенных большим количеством медицинской техники, выделяющей тепло при работе. Верхний порог температуры оговорен и в нормах допустимых пределов температурного режима в САНПИН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Так, согласно этому документу, допустимая температура воздуха в кабинетах функциональной диагностики, процедурных, эндоскопии 20 - 27°C, в рентгеноперационных, в том числе ангиографических 20 - 26 °C. Требование заказчика к условиям хранения препарата при температуре в диапазоне до +30°C гарантирует сохранение активности в течение времени инфузии препарата и качества в течение всего срока годности заявляемого лекарственного средства.
Также поясняют, что алкоголизм является одним из факторов таких аутоиммунных заболеваний как гепатит алкоголический и цирроз, что ведет в 98% к развитию рака печени. Препарат с МНН Йопромид применяется с согласия лечащего врача.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа поддержала позицию заказчика.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 16.05.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 904 852,20 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поданы 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущен один участник закупки;
6) заявка единственного участника закупки, допущенного к участию в электронном аукционе, признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Предметом данной закупки является поставка лекарственных препаратов.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Йопромид |
раствор для инъекций 300 мг йода/мл, 50 мл - флаконы (10) - пачки картонные. Показания к применению, виды диагностики: Используется для усиления контрастности изображения при проведении компьютерной томографии (КТ), артериографии и венографии, включая внутривенную/внутриартериальную цифровую субтракционную агиографию (ЦСА); внутривенной урографии, эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографию (ЭРХП), артрографии и исследований других полостей тела. Может применяться для групп пациентов: Отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией. Период выведения через почки в течении 12 часов после использования не менее 93% от введенной дозы |
2 |
Йопромид |
раствор для инъекций 300 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные. Показания к применению, виды диагностики: Используется для усиления контрастности изображения при проведении компьютерной томографии (КТ), артериографии и венографии, включая внутривенную/внутриартериальную цифровую субтракционную агиографию (ЦСА); внутривенной урографии, эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографию (ЭРХП), артрографии и исследований других полостей тела. Может применяться для групп пациентов: Отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией. Период выведения через почки в течении 12 часов после использования не менее 93% от введенной дозы |
3 |
Йопромид |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - флаконы (10) - пачки картонные. Показания к применению, виды диагностики: Используется для усиления контрастности изображения при проведении компьютерной томографии (КТ), артериографии и венографии, включая внутривенную/внутриартериальную цифровую субтракционную агиографию (ЦСА); внутривенной урографии, эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографию (ЭРХП), артрографии и исследований других полостей тела. Имеет специальные преимущества при проведении ангиокардиографии. Может применяться для групп пациентов: Отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией. Период выведения через почки в течении 12 часов после использования не менее 93% от введенной дозы |
Заявителем в своей жалобе указывается, что установленным характеристикам соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультравист", производства Байер Фарма АГ, Германия.
Между тем, из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Из пояснений заказчика следует, что требование к периоду выведения через почки в течение 12 часов не менее 93% от введенной дозы установлено в связи с тем, что клинически значимые различия в фармакокинетике любого лекарственного препарата, в том числе, применяемого в диагностических целях, непосредственно влияют на безопасность пациента. Так, увеличение времени выведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения КИН (контраст-индуцированной нефропатии - острого повреждения почек вследствие почечной токсичности рентгеноконтрастного вещества (РKB), содержащего йод). Согласно литературным данным, треть всех нефропатий возникает вследствие применения РКВ. Почки могут быть критическим органом для РКВ, если в них нарушены процессы саморегуляции, и РКВ, вызывая сужение сосудов, будут способствовать развитию гипоксии. В аспекте безопасности РКВ их влияние на почки имеет существенное значение еще и потому, что РКВ экскретируются из организма путем клубочковой фильтрации, концентрируясь в почечных канальцах. Если РКВ обладает прямым цитотоксическим действием, то оно также будет нарушать функциональную активность эпителия канальцев почек. В связи с этим клиницисты всегда уделяют большое внимание функции почек при проведении рентгеноконтрастных исследований. В последние годы это внимание особенно возросло, потому что возросло и число пациентов с исходно нарушенной функцией почек и повышенным риском развития контраст-индуцируемой нефропатии (КИН).
Относительно требования об отсутствии ограничений применения для пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией поясняют, что в условиях ограниченного времени, персонал диагностического отделения должен иметь в своем арсенале универсальное диагностическое средство, рекомендованное для пациентов любых возрастных категорий, без ограничений для отдельных групп пациентов. Современные контрастные средства - одни из самых безопасных существующих лекарственных препаратов, но их вводят в высоких концентрациях и больших дозах, поэтому при использовании любых контрастных средств, необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, анамнез пациента, которые определяют безопасность исследования. Алкоголизм является одним из факторов аутоиммунных заболеваний как гепатит алкоголический и цирроз, что ведет в 98% к развитию рака печени. Препарат с МНН Йопромид применяется с согласия лечащего врача.
Требование к верхнему пределу разрешенной температуры хранения препарата не выше +30 °C установлено в связи с тем, что из физических факторов наибольшее влияние на стабильность лекарств оказывает температура. Разница в пределах температуры хранения является существенным фактором, так как температура в помещениях лечебного учреждения, в том числе в местах временного хранения препаратов может достигать 26-27°C, особенно в рентгеноперационных, оснащенных большим количеством медицинской техники, выделяющей тепло при работе. Верхний порог температуры оговорен и в нормах допустимых пределов температурного режима в САНПИН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Так, согласно этому документу, допустимая температура воздуха в кабинетах функциональной диагностики, процедурных, эндоскопии 20 - 27°C, в рентгеноперационных, в том числе ангиографических 20 - 26 °C. Требование заказчика к условиям хранения препарата при температуре в диапазоне до +30°C гарантирует сохранение активности в течение времени инфузии препарата и качества в течение всего срока годности заявляемого лекарственного средства.
Также в материалы дела заказчиком представлена копия заявки на лекарственные средства на 2017 года отделения лучевой диагностики ГБУ РС(Я) "ЯРОД", статистические данные отделения лучевой диагностики по зарегистрированным случаям пациентов с аутоиммунными заболеваниями за 2016 год (первичный биллиарный цирроз - 156, аутоиммунный тиреоидит - 10, болезнь Бехтерева - 10, сахарный диабет - 450).
При этом, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям результативности. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Таким образом, установленные заказчиком требования к поставляемому товару, не влекут за собой ограничение участников закупки в рамках Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Между тем, в проекте контракта отсутствуют условия о сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара.
Представителями заказчика данный факт не оспаривается.
Таким образом, заказчиком нарушены часть 13 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Виал" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "ЯРОД", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Йопромид) (изв. N 0116200007917003647) необоснованной.
2. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" нарушившим часть 13 статьи 34, часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 июня 2017 г. N 06-563/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2017