Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 июня 2017 г. N 06-546/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя КомиссииЯкутского УФАС России;
Нановой Т.А.-заместителя начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена КомиссииЯкутского УФАС России;
Даниловой В.А. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии Якутского УФАС России;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью"Строительная компания"Сахастрой 2002" (далее также -ООО "СК "Сахастрой 2002", Общество, заявитель):Жарханская А.Ф., Захаров А.В., (представители по доверенностям),
от заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия) (далее также -АМР "Оленекский эвенкийский национальный район", Администрация, заказчик):Стручков С.В. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган, Госкомзакупок РС (Я)): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ПК "ДСА" (далее - заинтересованное лицо, ООО "ПК "ДСА"): Федоров П.С. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "СК "Сахастрой 2002"на действия заказчикаАМР "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика здания детского сада, создаваемого в будущем в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия)(извещение N 0116200007917002048), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СК "Сахастрой 2002"на действия заказчикаАМР "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика здания детского сада, создаваемого в будущем в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия)(извещение N 0116200007917002048).
Входе рассмотрения дела представителиООО "СК "Сахастрой 2002"жалобу поддержали в полном объеме и огласили следующее.
Считают, что заказчиком допущено нарушение процедуры заключения контракта, выразившееся в направлении проекта контракта в сроки позднее, чем установлено Законом о контрактной системе, а также внеправомерном включении в Приложении N 2 к проекту контракта дополнительных пунктов, не предусмотренных ранее проектом контракта, а именно пунктов 9 "Дворовая территория", 10 "Пожарная безопасность", 11 "Обеспечение доступности для маломобильной группы населения", кроме того, в таблице "Качественные, технические и функциональные характеристики здания детского сада" Приложения N 3 к проекту контракта заказчиком не включены конкретные показатели здания детского сада.
Также Общество обжалует решение заказчика об отказе от заключения контракта с победителем закупки ООО "СК "Сахастрой 2002", в связи с представлением банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта,не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии не превышает срок действия контракта).
Указывают, что в данном случае банком допущена техническая ошибка при оформлении гарантии, вместе с тем, банк готов ее перевыпустить.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился, поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях.Просит признать жалобу необоснованной.
Также выразили свое несогласие с жалобой заявителя представитель уполномоченного органа и заинтересованного лица.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС - тендер" - 19.03.2017 года;
2) внесены изменения - 20.04.2017 г.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 265 681 059,56 рублей;
5) на участие в электронном аукционе поданы две заявки, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
6) электронный аукцион состоялся 10.04.2017 года;
7) заявки участников закупки, подавших ценовое предложение в ходе проведения электронного аукциона признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия жалобу ООО "СК "САХАСТРОЙ 2002"признала необоснованной на основании следующего.
В качестве первого довода жалобы указывают, что заказчиком допущено нарушение процедуры заключения контракта, выразившееся в направлении проекта контракта в сроки позднее, чем установлено Законом о контрактной системе.
15.05.2017 года на сайте ЕИС уполномоченным органом опубликован итоговый протокол, где победителем определен участник закупки ООО "Строительная компания "Сахастрой 2002".
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, в рассматриваемом случае в срок до 20.05.2017 года (включительно) заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта без своей подписи, вместе с тем, данная дата является не рабочим днем (суббота).
Так, согласно статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Как установлено материалами дела, а сторонами не оспаривается, заказчик направил проект контракта победителю закупки в ближайший рабочий день 22.05.2017 г. (понедельник), что не противоречит положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, заявитель указывает, что заказчиком неправомерно включены в Приложение N 2 к проекту контракта дополнительные пункты, не предусмотренные ранее направленным проектом контракта, а именно пункты 9 "Дворовая территория", 10 "Пожарная безопасность", 11 "Обеспечение доступности для маломобильной группы населения", кроме того, в таблице "Качественные, технические и функциональные характеристики здания детского сада" Приложения N 3 к проекту контракта заказчиком не включены конкретные показатели здания детского сада.
Как следует из пояснений представителя уполномоченного органа, озвученных в ходе заседания Комиссии, вышеуказанные виды работ предусмотрены пунктами 5 "Требования по обеспечению доступности для маломобильных групп населения", 7"Требования к пожарной безопасности здания", 8 "Требования к дворовой территории детского сада"частью 3 "Описание объекта закупки" аукционной документации, следовательно, Общество подавая заявку на участие в данном электронном аукционе,выразило свое согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных аукционной документацией (ч. 2, 3 ст. 66 Закона о контрактной системе).
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия электронного аукциона, в том числе, описание объекта закупки,требования заказчика к выполняемым работам, для него понятны и приемлемы.
Вместе с тем, согласно пункту 4.3.12 проекта контракта поставщик обязуетсяне позднее 130 (сто тридцать) календарных дней со дня заключения Контракта предоставить Заказчику проектную документацию и разрешение на строительство Детского сада.
Следовательно, качественные, технические и функциональные характеристики здания детского сада, поименованные в Приложении N 3 к проекту контракта в отношении стен и наружной отделки, перекрытия, крыши, проемов дверных и оконных, полов, потолков, отопления, водопровода (в том числе приборов учета, сантехнических и пожарных приборов и оборудования), канализации, горячего водоснабжения (в том числе приборов учета и сантехнических приборов и оборудования), электроснабжения и электроосвещения (в том числе приборов учета, фурнитура), вентиляции и прочее, указываются в проектно - сметной документации, которую согласно пункту 4.3.12 проекта контракта обязан передать поставщик.
На основании вышеизложенного, вышеуказанный довод жалобы подлежит признанию необоснованным.
Также в качестве второго довода жалобы заявитель указывает, что Общество обжалует решение заказчика об отказе от заключения контракта с победителем закупки ООО "СК "Сахастрой 2002", в связи с представлением банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии не превышает срок действия контракта).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, законодателем императивно установлено требование в части сроков действия банковской гарантии, и связан данный срок со сроком действия заключаемого контракта, а не срокамиисполнения контрактных обязательств сторонами.
Ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный электронной подписью указанного лица.
Из буквального толкования вышеизложенной нормы следует, что в указанные сроки должен быть предоставлен как проект контракта, подписанный установленным законом образом, так и документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, соответствующий Закону о контрактной системе, иными словами, отвечающий установленным законом требованиям.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 указанного Закона, при этом, способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Из материалов дела следует, что Обществом как победителем электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия N ЯЮ0155/17 от 24.05.2017 г. на сумму 79 704 317, 87 руб. По указанной банковской гарантии гарантом выступает Акционерное общество "Банк Таатта", принципалом - ООО "СК "Сахастрой 2002", бенефициар -Администрация МР "Оленекскийэвенкийский национальный район", срок действия данной банковской гарантии с момента выдачи по 20 сентября 2018 года, включительно.
Как установлено материалами дела, в пункте 10.1 проекта муниципального контракта установлено следующее: "Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до "30" ноября 2018 г.".
Следовательно, участник закупки, с которым заключается контракт по итогам проведения закупки, обязан предоставить банковскую гарантию,срок действия которой превышает срок действия заключаемого контракта, в случае выбора такого способа обеспечения исполнения контракта.
Между тем, в рассматриваемом случае срок действия банковской гарантии не превышает срок действия муниципального контракта, что не соответствует требованиям положений ч. 3 ст. 96, п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Данный факт представителями заявителя не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа (часть 7 статьи 45 Закона о контрактной системе).
Как установлено материалами дела, 30.05.2017 г. заказчиком в письменной форме оформлен и направлен посредством электронной почты и почтовой связью отказ от заключения контракта с победителем закупки ООО "СК "Сахастрой 2002" в связи с представлением банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии не превышает срок действия контракта) (исх. N 885 от 30.05.2017 г.).
При изложенных обстоятельствах рассматриваемого дела, действия заказчика об отказе от заключения контракта с победителем закупки ООО "СК "Сахастрой 2002",в связи с представлением последним банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии не превышает срок действия контракта), признаются соответствующими положениям Закона о контрактной системе.
В связи с вышеуказанным, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о признании вышеуказанного довода жалобы необоснованным, а жалобыООО "СК "Сахастрой 2002" необоснованной в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "СК "Сахастрой 2002"на действия заказчика Администрации МР "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика здания детского сада, создаваемого в будущем в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия)(извещение N 0116200007917002048)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 июня 2017 г. N 06-546/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2017