Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 июня 2017 г. N 06-527/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшегогосударственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Чемезова Е.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью"АРКСТРОЙ"(далее также -ООО"АРКСТРОЙ", Общество, заявитель): В.Н. Охлопков (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии заказчикаУправления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия)(далее также - Управление Росприроднадзора по РС (Я), заказчик, аукционная комиссия):Л.Н. Оконешникова, Н.В. Андреев (представители по доверенностям),
рассмотревжалобуООО "АРКСТРОЙ" на действия аукционной комиссии заказчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания (извещение N 0316100014317000019),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "АРКСТРОЙ" на действия аукционной комиссии заказчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания (извещение N 0316100014317000019).
В ходе рассмотрения делапредставительзаявителя приводит следующие доводы:
1)оспаривает действия аукционной комиссии заказчика в части признания несоответствующей заявки ООО "АРКСТРОЙ" требованиям аукционной документации, а именно непредставление свидетельства НАКС (Национального Агентства контроля сварки).
2) оспаривает положения аукционной документации, а именнонеправомерноеустановление требования к участникам закупки о наличии свидетельства НАКС (Национального Агентства контроля сварки).Данное свидетельство необходимо только при проведении работ на опасных промышленных объектах.
Из поясненийпредставителей заказчика следует, что с доводами жалобы не согласны по следующим основаниям:
Согласно приложению к аукционной документации технического задания, локальной сметы предусмотрены работы, из них более 50% являются сварочные разной сложности, (п.п. 9 и 18 раздела 1 "Система отопления", раздела N 3 "Перенос металлического крыльца N 1", раздела N 5 "Ремонт крыльца N 3", п. 116 раздела 6 "Канализация" и п. 130 раздела 7 "Санузел").
В связи с этим, Управление Росприроднадзора по РС (Я), выступающее как государственный заказчик, должно быть уверено, что подрядчик будет знаком с правилами выполнения операций и имеет соответствующее подтверждение, предусмотренное Национальным Агентством контроля сварки. Наличие у участника электронного аукциона Свидетельства НАКС - один из определяющих факторов, подтверждающих опыт проведения такого типа работ.
Включение дополнительного требования в информационную карту и техническое задание документации об электронном аукционе считают обоснованным.
Комиссияантимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" -28.04.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -2 985 000, 00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано4 заявки;
5) к участию в электронном аукционе допущены 4 участника закупки;
6)в ходе электронного аукциона поданы ценовые предложения от 3 участников закупки;
7) признана соответствующей требованиям аукционной документации 1 заявка, электронный аукцион не состоялся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия антимонопольного органа считает жалобу заявителя необоснованной, а довод в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению на основании следующего. Довод о неправомерных действиях аукционной комиссии заказчика по признанию второй части заявки заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации признан необоснованным по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 названной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 69 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 36раздела 4 "Информационная карта" аукционной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки:
"Участник электронного аукциона должен иметь аттестацию НАКС "Национального Агентства контроля сварки", иметь СРО, все необходимое оборудование, транспортные средства и инвентарь, необходимые для выполнения ремонтно-строительных работ".
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Из совокупного смысла частей 1, 2 и 6 статьи 69 Закона о контрактной системе следует, что аукционная комиссия, при принятии решений о соответствии, либо не соответствии второй части заявки на участие в электронном аукционе требованиям аукционной документации, в том числе, проверяет заявку на наличие документов, требование о предоставлении которых, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено в аукционной документации.
При изложенных обстоятельствах, учитывая то, что в документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания (изв. N 0316100014317000019) установлено требование -"Участник электронного аукциона должен иметь аттестацию НАКС "Национального Агентства контроля сварки", иметь СРО, все необходимое оборудование, транспортные средства и инвентарь, необходимые для выполнения ремонтно-строительных работ", действия аукционной комиссии заказчика по признанию второй части заявки участника закупки ООО "АРКСТРОЙ", не представившего копию аттестата НАКС "Национального Агентства контроля сварки", не соответствующей требованиям аукционной документации, признаются правомерными.
В связи с вышеизложенным, довод заявителя о неправомерных действиях аукционной комиссии заказчика по признанию второй части заявки заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации признается необоснованным.
Довод заявителя в части обжалования положений аукционной документации признан не подлежащим рассмотрению в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Извещением о проведении электронного аукциона установлена дата окончания срока подачи заявок - 11.05.2017 года.
Между тем, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)23 мая 2017 года.
Следовательно, довод заявителя в части обжалования положений аукционной документации не подлежит рассмотрению, поскольку жалоба подана по истечении срока, предусмотренного статьей 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее. 1. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Раздел 2 "Отделочные работы" части "Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту здания" аукционной документации устанавливает, в том числе следующие требования:
- Покрытие напольное, ламинированное марки "QuickStep", 33 класс износостойкости, толщина 9,5 мм (порядковый N 42);
- Устройство подвесных потолков типа "Армстронг" по каркасу из оцинкованного профиля (порядковый N 58);
- Устройство стяжек из выравнивающей смеси типа "Ветонит" 5000, толщиной 5 мм. (порядковый N 78) и т.д.
Согласно сведениям с официального сайта Роспатента www1.fips.ru "QuickStep", "Армстронг", "Ветонит" являются зарегистрированными товарными знаками.
Между тем, данные товарные знаки указаны в аукционной документации без оговорки об эквивалентности.
Таким образом, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.
2.Согласно части 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п. 29 "Информационная карта" аукционной документации установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Исходя из установленного требования следует, что заказчик может провести закупку, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом, в п. 29 "Информационная карта" аукционной документациитакже установлено требование к поставщику (подрядчику исполнителю),не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Одновременно установленные требования в п. 29 "информационная карта" аукционной документации в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе имеют по своему смыслу противоречие, поскольку ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, исключает участие в закупке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не являющимися субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
Таким образом, заказчиком нарушены ч. 3,5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3.Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В п. 36 "Информационная карта" аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии необходимого оборудования, транспортных средств и инвентаря, необходимых для выполнения ремонтно-строительных работ:
36. |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Участник электронного аукциона должен иметь аттестацию НАКС (Национального Агентства контроля сварки), иметь СРО, все необходимое оборудование, транспортные средства и инвентарь, необходимые для выполнения ремонтно - строительных работ. |
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей: "все необходимое оборудование, транспортные средства и инвентарь".
Заказчиком нарушены часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системетребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 36 "Информационная карта" аукционной документации установлено требование к участникам закупки наличие свидетельства выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции и капитального ремонта строительства.
Предметом настоящей закупки является "выполнение ремонтных работ по капитальному ремонту здания".
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд
В пункте 4.2 проекта контракта указано следующее: "В случае привлечения для выполнения работ по настоящему контракту субподрядных организаций Подрядчик обязан обеспечить соблюдение субподрядной организацией всех требований и условий, предусмотренных настоящим контрактом и действующим законодательством для Подрядчика".
Поскольку проектом государственного контракта прямо не запрещено привлечение субподрядчиков, то участник закупки (подрядчик) вправе привлечь для выполнения работ других лиц (субподрядчиков).
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика, обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки, обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Из письменных пояснений заказчика следует, что виды работ по техническому заданию аукционной документации подпадают под перечень видов работ, утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 N 624). При этом указывают конкретные пункты в разделе III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 N 624:
"15.2. Устройство и демонтаж системы отопления <*>";
"15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода <*>";
"13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов <*>
"2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей <*>
"10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций.
При этом антимонопольный орган отмечает следующее.
Наличие у участника допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика (пункт 33 Перечня, установленного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624) исключает обязательное условие наличия у участника закупки, в том числе допуска СРО по пунктам 2.1, 10.5, 13.1, 15.1, 15.2 Перечня,установленного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624.
По мнению антимонопольного органа, в случае содержания в перечне выполняемых работ аукционной документации видов работ, по которым требуется наличие свидетельства СРО, заказчик может установить следующие требования к участникам закупки:
"15.2. Устройство и демонтаж системы отопления <*>";
"15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода <*>";
"13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов <*>";
"2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей <*>;
"10.5. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей.
И/или
- п. 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (при этом указать конкретный подвид работ по данному пункту).
При этом антимонопольный орган отмечает, что следующие виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ наобъектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты):
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления <*>";
"15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода <*>";
"13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов <*>
"2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей <*>
Следовательно, установление требования к участникам закупки о наличии допуска СРО по пунктам 2.1, 13.1, 15.1, 15.2 Перечня, установленного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624,будет неправомерно, поскольку объект строительства по данной закупке не входит в перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России N 101 от 19.06.2003 года утвержден порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и конструкции технических устройств для опасных производственных объектов. Настоящий Порядок имеет шифр РД 03-613-03 (Приказ Ростехнадзора от 13.01.2015 N 5).
Так как в предмет закупки не входит выполнение работ на опасных производственных объектах, требование к участникам закупки -"Участник электронного аукциона должен иметь аттестацию НАКС (Национального Агентства контроля сварки)" установлено неправомерно.
Кроме того, представители заказчика пояснили, что предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания, а именно административного здания, где расположено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия). Также заказчиком на момент рассмотрения дела не представлено доказательств того, что данное здание относится к особо опасным производственным объектам.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, требование к участникам закупки -"Участник электронного аукциона должен иметь аттестацию НАКС (Национального Агентства контроля сварки)" является излишним, заказчиком нарушен п. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Аркстрой" на действия аукционной комиссии заказчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания (извещение N 0316100014317000019) необоснованной. Довод в части обжалования положений аукционной документации признан неподлежащим рассмотрению.
2. Признать заказчикаУправление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) нарушившимч. 1, 5 ст. 30, п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание заказчику Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) об устранении выявленных нарушений.
4. В сроки,определенные, предписанием уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об устранении нарушений.
5. Материалы дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Е.В. Чемезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 июня 2017 г. N 06-527/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017