Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 июня 2017 г. N 06-571/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аргентум" (далее также - ООО "Аргентум", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" (далее также - ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП", заказчик): Михеев М.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Аргентум" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку медицинских кроватей для нужд ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N2-Центр экстренной медицинской помощи" (изв. N 0116200007917004326), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Аргентум" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку медицинских кроватей для нужд ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N2-Центр экстренной медицинской помощи" (изв. N 0116200007917004326).
Из текста жалобы заявителя, а также дополнения к жалобе следует, что товар "кровать медицинская общебольничная с выдвижной дополнительной секцией" является изделием, не зарегистрированным на территории РФ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Требованиям, установленным к товару "кровать медицинская функциональная механическая", соответствует изделие единственного производителя - "Хебей Пуканг Медикал Инструментс Ко., Лтд.", Китай, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также отсутствуют требования к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Заказчиком, исходя из его объективных потребностей и в соответствии с указанной нормой закона в документации об электронном аукционе приведено описание объекта закупки и утверждено.
Одно лишь наличие товара единственного производителя не свидетельствует о том, что включение необходимого заказчику требования о наличии дополнительной выдвижной секции в документацию об электронном аукционе влечет ограничение количества участников закупки, поскольку предметом закупки является поставка кроватей, а не выполнение работ по их производству.
Заявителем не приведены какие-либо доказательства, указывающие на необоснованное ограничение количества участников. Препятствий для участников закупки поставить требуемый товар не имеется, доказательств обратного заявителем не представлено.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у заказчика потребности в установлении именно тех требований к товару, которые были им указаны в описании объекта закупки.
На участие в электронном аукционе поданы две заявки, которые допущены аукционной комиссией к участию в электронном аукционе, что опровергает выводы заявителя.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился, пояснил следующее.
Требования в описании объекта закупки установлены в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком был направлен запрос 2 производителям, от которых получены ответы о наличии требуемого заказчику товара, зарегистрированного в установленном законом порядке.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 26.05.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 699 999,85 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) в ходе проведения электронного аукциона предложения о цене контракта поданы от 2 участников закупки;
7) на момент рассмотрения жалобы по существу срок рассмотрения вторых частей заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Предметом данной закупки является поставка медицинских кроватей для нужд ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N2-Центр экстренной медицинской помощи".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и услови0я контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены требования к поставляемым товарам, в том числе к позиции 2 "Кровать медицинская общебольничная с выдвижной дополнительной секцией".
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям результативности. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что заказчиком были направлены запросы производителям ООО "Медицинофф", ООО "Завод Металлической и Медицинской мебели" относительно наличия в производстве товаров, в том числе кровати медицинской общебольничной с выдвижной дополнительной секцией с наличием регистрационного удостоверения.
В материалы дела заказчиком представлена копия ответа на запрос от производителя ООО "Медицинофф" (исх. N 37/17 от 09.06.2017 года). В данном ответе сообщается, что в ассортименте продукции, реализуемой на российском рынке под товарным знаком "Медицинофф", имеется кровать с фирменным наименованием "Кровать медицинская функциональная механическая "Медицинофф", вариант исполнения В-12, которая зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, имеет действующее регистрационное удостоверение от 04.04.2017 года N ФСЗ-2010/07926.
В данном ответе представлена таблица с теми же характеристиками товара, указанными в описании объекта закупки аукционной документации, в том числе имеется указание на наличие выдвижной дополнительной секции.
Также в материалы дела заказчиком представлена копия ответа на запрос от производителя ООО "Завод Металлической и Медицинской мебели" (исх. N 21/17 от 09.06.2017 года). В данном ответе сообщается, что в ассортименте продукции данного производителя присутствует кровать с фирменным торговым наименованием "Кровать медицинская с подъемным приспособлением МММ-102", которая зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и имеет действующее регистрационное удостоверение. При внесении незначительных изменений, не влияющих на функциональное предназначение и не противоречащих ТУ, кровать будет полностью соответствовать запрашиваемым характеристикам.
В данном ответе представлена таблица с теми же характеристиками товара, указанными в описании объекта закупки аукционной документации, в том числе имеется указание на наличие выдвижной дополнительной секции.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007917004326-1 от 08.06.2017 года до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки. Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
Кроме того, из материалов дела установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта был направлены запросы коммерческих предложений, в том числе о наличии числе кровати медицинской общебольничной с выдвижной дополнительной секцией с теми же характеристиками, указанными в описании объекта закупки аукционной документации, в том числе наличие регистрационного удостоверения.
В материалы дела заказчиком представлена копия вышеуказанного запроса, а также копии коммерческих предложений от 3 различных поставщиков.
Согласно части 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации при расчете начальной (максимальной) цены контракта было использовано 3 коммерческих предложения.
Таким образом, с учетом наличия коммерческих предложений от 3 различных поставщиков, первых частей поданных заявок на участие в электронном аукционе от 2 участников закупки, наличия ответов от 2 различных производителей о наличии в производстве требуемого к поставке товара следует, что возможность поставки товара как от одного производителя, так и различных производителей разными поставщиками имеется.
Таким образом, факт ограничения количества участников закупки установленными заказчиком требованиями к поставляемому товару не подтвердился материалами и обстоятельствами дела.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не приведены доказательства того, что требованиям, установленным в аукционной документации к товару "Кровать медицинская общебольничная с выдвижной дополнительной секцией", соответствует товар только одного производителя, а также что данные требования влекут ограничение количества участников закупки в целом.
Имеющиеся в жалобе и дополнении к ней заявителя ссылки на сведения, опубликованные на сайтах в сети Интернет, Комиссия отмечает, что информация из сети Интернет не может являться надлежащим доказательством, поскольку носит ознакомительно-рекламный характер. В частности, в материалы дела заказчиком представлена копия ответа на запрос от производителя ООО "Медицинофф" (исх. N 37/17 от 09.06.2017 года). В данном ответе по поводу информации, представленной на официальном сайте ООО "Медицинофф" www.medicinoff.ru, сообщается, что в карточке каждого товара присутствует следующая информация: "Внимание! Сведения о технических характеристиках товара указанные на сайте имеют информационный характер, не являются обязательством и не могут служить основанием для предъявления претензий. Производитель оставляется за собой право вносить изменения в конструкцию товара, не изменяющие его потребительских свойств, без предварительного уведомления продавца и покупателя!", компания постоянно работает над улучшением характеристик товара, не изменяющих его функционального значения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Относительно указания заявителя об отсутствии зарегистрированных в установленном порядке медицинского изделия "Кровать медицинская общебольничная с выдвижной дополнительной секцией", Комиссия отмечает, что из ответов ООО "Медицинофф" и ООО "Завод Металлической и Медицинской мебели" следует, что такое изделие имеет регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, также в материалы дела представлены копии первых частей заявок от 2 участников закупки, в которых относительно товара "Кровать медицинская общебольничная с выдвижной дополнительной секцией" имеется указание о наличии регистрационного удостоверения, в том числе N ФСЗ 2010/07926 от 16.09.2010 года.
В материалы дела уполномоченным органом представлены копии регистрационных удостоверений на медицинское изделие, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), N ФСЗ 2010/07926 от 04 апреля 2017 года, N ФСЗ 2010/07926 от 16 сентября 2010 года.
Комиссия критически относится к приложенным к дополнению жалобы заявителя письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 03 сентября 2014 года N 04-18826/14, письму ООО "Медицинофф" (исх. N 20/17-МД) от 01.06.2017 года, поскольку из данных писем не следует, что изделие "Кровать медицинская функциональная механическая "Медицинофф" не имеет выдвижную дополнительную секцию и такое изделие не зарегистрировано. Более того, из вышеуказанного письма ООО "Медицинофф" следует, что модель кровати функциональной механической "Медицинофф", модель В 12 имеет выдвижную дополнительную секцию, из вышеуказанного письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) следует, что в целях обеспечения контроля поставки медицинского изделия, указанных в регистрационном удостоверении от 16.09.2010 N ФСЗ 2010/07926, дополнительно был добавлен символ, обозначающий цвет и вариант комплектности каждого исполнения медицинского изделия принадлежностями, заявленными и зарегистрированными в установленном порядке. Добавление вышеуказанного дополнительного символа при маркировании продукции не влечет изменений сведений, указанных в регистрационном удостоверении, и не влияет на качество, эффективность, безопасность медицинского изделия, а также не функциональность и принцип его действия.
Кроме того, заявителем не приведены доказательства того, что медицинское изделие "Кровать медицинская общебольничная с выдвижной дополнительной секцией" от иных производителей не зарегистрировано в установленном порядке.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Аргентум" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку медицинских кроватей для нужд ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N2-Центр экстренной медицинской помощи" (изв. N 0116200007917004326) необоснованной.
2. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения на предмет соблюдения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Т.А. Нанова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 июня 2017 г. N 06-571/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017