Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 8 июня 2017 г. N ГЗ-338/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили жалобы (вх.7093) 02.06.2017 от ООО "Перспектива" и ИП Черняк Георгий Евгеньевич (вх.7096) 02.06.2017 на действия заказчика, в лице Федеральное государственное бюджетное учреждение "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301100048817000010 "Строительство лабораторно-производственного здания с гидрохимической лабораторией объединенной станции Павловка ФГБУ "Башкирское УГМС"".
По мнению Заявителей, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301100048817000010.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
17.05.2017 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru опубликована закупка по электронному аукциону N 0301100048817000010. Начальная (максимальная) цена контракта 54 783 882,46 рублей.
Согласно доводу заявителя ООО "Перспектива", в аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания предоставления участникам разъяснений.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно п.24 Раздела 2 аукционной документации заказчиком указан порядок предоставления, а именно "любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник аукциона вправе направить не более чем 3 запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении данного аукциона. В течение 1 часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. Даты начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - с момента размещения документации об электронном аукционе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг. Даты окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Комиссией установлено, что в заказчиком в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не указаны даты начала и окончания предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно доводу ООО "Перспектива", заказчик использовал нестандартные показатели без обоснования такого использования.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно технического задания аукционной документации заказчику требуется: п.5 кабель силовой, прочность при разрыве полимерной композиции не менее 4 Н/мм2; п.8 растворы строительные, средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть >1500 кг/м3.
Согласно ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" кабель силовой имеет прочность при разрыве полимерной композиции 10 Н/мм2.
Согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" растворы строительные имеет среднюю плотность затвердевших растворов в проектном возрасте "1500 и более" кг/м3.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в техническом задании аукционной документации указаны показатели не в соответствии с действующими ГОСТ, без обоснования такого указания.
Согласно доводу жалобы ООО "Перспектива", в проекте контракта не указан срок действия контракта.
Комиссией установлено, что в п.8.2 Раздела 1 аукционной документации Заказчиком предусмотрена возможность обеспечения исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п.13.7 Проекта контракта аукционной документации указано, что "13.7. Срок действия контракта: с момента подписание и по "___" _________ 201__ года".
Следовательно, в проекте контракта отсутствует срок действия контракта.
В связи с этим, у потенциального участника закупки отсутствует возможность рассчитать срок действия банковской гарантии представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу ООО "Перспектива", заказчиком неверно установлены антидемпинговые меры.
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению, опубликованному на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок начальная (максимальная) цена контракта 54 783 882,46 рублей.
Следовательно, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то применяются положения ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, так как начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.
Комиссией установлено, что в п.12.4 проекта контракта аукционной документации Заказчиком указано следующее: 12.4. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, участник закупки, с которым заключается Контракт, предоставляет обеспечение исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона, но не менее чем в размере аванса (если Контрактом предусмотрена выплата аванса) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно доводу жалобы ИП Черняк Георгий Евгеньевич, описание объекта закупки носит необъективный характер.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно техническому заданию аукционной документации заказчику требуется: п.25 клей плиточный с характеристиками, в том числе пропорции замеса на 25 кг сухой смеси от 5* до 8, расход должен быть от 2 до 7 кг/м2; п.9 смеси бетонные, с характеристиками, в том числе осадка конуса 5*-15 см; п.24 блоки оконные из поливинилхлоридных профилей, класс по приведенному сопротивлению теплопередаче профиля 1;2,3;4;5; п.23 трубы напорные из полиэтилена, с характеристикой в том числе, номинальный наружный диаметр 63;200;250;400 мм; п.29 манометр допустимое отклонение при температуре окружающего воздуха 20 -23°С должно быть не более 2.0 °С.
Комиссией установлено, что в аукционной документации содержится инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях. Однако, в данной инструкции отсутствует информация о том, каким образом потенциальные участники закупки должны представлять показатели в соответствии с требованиями аукционной документации. Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, заказчиком указано требование о соответствии предлагаемых участником товаров требованиям, в том числе ГОСТ 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове". Однако, данный ГОСТ признан утратившим силу.
Вместе с тем, в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно техническому заданию аукционной документации заказчику требуется, Умывальник, материал изготовления фарфор;полуфарфор, водопоглощение менее 12%.
Заказчиком в инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях указано требование о соответствии показателей ГОСТ 15167-93 "Изделия санитарные керамические".
Согласно п.5.2.2 ГОСТ 15167-93 "Изделия санитарные керамические. Общие технические условия" указано, что водопоглощение изделий не должно быть более: фарфоровых - 1%, полуфарфоровых - 5%, фаянсовых - 12%.
Следовательно, заказчиком в аукционной документации указано требование об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара значениям ГОСТ, так и значениям, указанным в техническом задании аукционной документации, однако, показатели в аукционной документации противоречат требованиям ГОСТ, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяют указать в своей заявке значения, противоречащие ГОСТ.
Вместе с тем, в п.4 технического задания аукционной документации заказчику требуется грунтовка ГФ-021 с условной вязкостью при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4
45с.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" показатель условной вязкости при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4 определяется для конкретной партии, с помощью определенного оборудования, кроме того, данный показатель относится не характеристике поставляемого товара, а к его производству.
Следовательно, заказчиком в техническом задании аукционной документации указаны излишние требования к поставляемому товару.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Жалоба признана обоснованной.
Кроме того, в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика, в лице федерального государственного бюджетного учреждения "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301100048817000010 "Строительство лабораторно-производственного здания с гидрохимической лабораторией объединенной станции Павловка ФГБУ "Башкирское УГМС"", обоснованной.
2. Признать жалобу ИП Черняк Георгий Евгеньевич на действия заказчика, в лице федерального государственного бюджетного учреждения "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301100048817000010 "Строительство лабораторно-производственного здания с гидрохимической лабораторией объединенной станции Павловка ФГБУ "Башкирское УГМС"", обоснованной.
3. В действиях Заказчика установлены нарушения ч.1 ст.37, п.11 ч.1 ст.64, п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу, для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 8 июня 2017 г. N ГЗ-338/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017