Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 19 июня 2017 г. N 173-17/гз
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. 2. |
3. |
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика - МУП "Балаково-Водоканал" при проведении электронного аукциона N 0560300001317000055 "Выполнение работ по проведению капитального ремонта участка водопровода сырой воды от насосной станции первого подъема до фильтровальной станции, адрес объекта: Саратовская область, г. Балаково",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - Общество, Заявитель) на действия Заказчика - МУП "Балаково-Водоканал" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0560300001317000055 "Выполнение работ по проведению капитального ремонта участка водопровода сырой воды от насосной станции первого подъема до фильтровальной станции, адрес объекта: Саратовская область, г. Балаково" (далее - Аукцион).
Из жалобы следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
26.05.2017 в единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе. Заказчиком аукциона является МУП "Балаково-Водоканал".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 338 629,40 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе не установил требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99).
Согласно ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно Документации об Аукционе предметом закупки является выполнение работ по проведению капитального ремонта участка водопровода сырой воды от насосной станции первого подъема до фильтровальной станции.
В Извещении о проведении электронного аукциона, Заказчиком установлен код по ОКПД2 - 42.21.21.000. Начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. руб. и составляет 18 338 629,40 рублей.
В п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 от 04.02.2015 указано, что выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, могут выполнять участники, отвечающие дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Кроме того, в п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 от 04.02.2015 указаны документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Так, представитель Заказчика пояснил, что при изготовлении документации об Аукционе Заказчиком было принято во внимание п. 5 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015, поскольку работы по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения муниципальных нужд составляет 50 млн. рублей, в связи с тем, что работы, описанные в Техническом задании документации об Аукционе, будут проводиться на участке водопровода, расположенном в теле плотины Саратовского ГЭС, которая считается особо опасным производственным объектом.
Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 338 629,40 рублей, что составляет менее 50 млн. рублей указанных в п. 5 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015, в связи этим Заказчик пришел к выводу, что дополнительные требования в данном случае не применяются.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что в Документации об Аукционе отсутствуют требования к участникам закупки, установленные п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 от 04.02.2015, поскольку Заказчик неверно истолковал положения Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 и применил п. 5 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что водопровод не является неотъемлемой технологической частью Саратовского ГЭС и в работе гидроэлектростанции участия не принимает, следовательно, к особо опасным и технологически сложным объектам не относится, что подтверждается предоставленными материалами.
Таким образом, Заказчик, не установив дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015, допустил нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссий Саратовского УФАС в ходе внеплановой проверки установлено.
Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п. 20 Информационной карты Документации об Аукционе Заказчиком установлены единые требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона о том, что они должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - установлены в соответствии с нормами ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", а именно участник должен иметь лицензию на проведение медицинских осмотров (периодических) и экспертизы профессиональной пригодности.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Предметом аукциона является выполнение работ по проведению капитального ремонта участка водопровода сырой воды от насосной станции первого подъема до фильтровальной станции, адрес объекта: Саратовская область, г. Балаково.
Таким образом, Заказчик, установив в Документации об Аукционе требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на проведение медицинских осмотров (периодических) и экспертизы профессиональной пригодности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также требование о предоставлении во второй части заявки указанной лицензии, допустил нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заказчика пояснили, что в части требования о наличии лицензии на проведение медицинских осмотров (периодических) и экспертизы профессиональной пригодности, была допущена техническая ошибка, о чем было дано разъяснение N РД1 от 13.06.2017, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также капитальному ремонту.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624 от 30.12.2009) предусмотрены виды работ, которые необходимо выполнять на основании свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Из содержания Приказа N 624 от 30.12.2009 следует, что указанные в Документации об Аукционе работы необходимо выполнять имея свидетельство о допуске по п. 16 "Устройство наружных сетей водопровода".
Согласно Дефектной ведомости Документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие виды работ: монтаж/демонтаж оборудования для механической очистки водопровода, закрытие лаза заготовкой из трубы, прихватка и окончательная сварка соединений с водопроводом, гидравлические испытания водопровода.
Таким образом, Заказчику необходимо было установить требование о наличии, у участника закупки копии свидетельства саморегулируемой организации. Несоблюдение данного требования является нарушением п. 1 ч. ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Саратовского УФАС обращает внимание, на что согласно п. 1 ч. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика - МУП "Балаково-Водоканал" при проведении электронного аукциона N 0560300001317000055 "Выполнение работ по проведению капитального ремонта участка водопровода сырой воды от насосной станции первого подъема до фильтровальной станции, адрес объекта: Саратовская область, г. Балаково" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика МУП "Балаково-Водоканал" нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
_____________________ (подпись) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 19 июня 2017 г. N 173-17/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017