Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 июня 2017 г. N 391
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
-------------- - заместитель руководителя Мордовского УФАС России - начальник отдела,
члены Комиссии:
-------------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
------------ - специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
--------------- - специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии:
- представителя МАУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия "Культурно-спортивный центр "Алмаз" (доверенность от 11.04.2017 N 2/17/Д),
представители -----------на заседание Комиссии Мордовского УФАС России не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев 20.06.2017 года жалобу -----------(далее - Заявитель) на действия МАУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия "Культурно-спортивный центр "Алмаз" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 1009300000517000004 на "Строительство по объекту: Стадион, с. Лямбирь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия" (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 13.06.2017 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 15.06.2017 N 407 рассмотрение жалобы назначено на 20.06.2017 года в 15 часов 00 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком аукционная документация составлена и размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 29.05.2017 на официальном сайте Единой информационной системы по адресу: http://zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 1009300000517000004 на "Строительство по объекту: Стадион, с. Лямбирь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия".
Начальная (максимальная) цена контракта: 27 372600,00 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок: 14.06.2017 г.
Дата проведения Аукциона: 19.06.2017 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.06.2017 г., по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.06.2017 г. 10:00 (мск) не поступило ни одной заявки на участие в Аукционе.
1. В своей жалобе Заявитель указывает, что в проекте контракта отсутствует конкретное значение к объему привлечения субподрядчиков из числа СМП.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе, типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 N 1466 (Постановление N 1466), закреплено условие об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
В соответствии с пп. 24 п. 5.3 проекта контракта, для выполнения работ по настоящему контракту Подрядчик должен привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики из числа СМП, СОНО) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Следовательно, проект государственного контракта соответствует требованиям Постановления N 1466.
Таким образом, довод Заявителя относительно необходимости указания в проекте контракта конкретного значения объема привлечения субподрядчиков из числа СМП на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения.
2. Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, тем самым вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона должно содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 28 Информационной карты Аукциона Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере 10.00% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 2 737260,00 (Два миллиона семьсот тридцать семь тысяч двести шестьдесят рублей 00 копеек). Контракт заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет заказчика в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об электронном аукционе. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных выше способов определяется участником электронного аукциона самостоятельно.
Пунктами 9.1, 9.2, 9.3, 9.5 проекта контракта установлено следующее:
- 9.1 обеспечение исполнения контракта предусмотрено для обеспечения исполнения Подрядчиком его обязательств по контракту, в том числе таких обязательств, как выполнение работ надлежащего качества, соблюдения сроков выполнения работ, оплата неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, возмещение ущерба. Исполнение контракта обеспечивается предоставлением безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.
- 9.2. Обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 2 737 260,00 (Два миллиона семьсот тридцать семь тысяч двести шестьдесят) рублей 00 копеек.
- 9.3. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта, указанный в п. 12.1 настоящего контракта, на 1 (один) месяц.
- 9.5. В случае надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту обеспечение исполнения контракта подлежит возврату Подрядчику. Заказчик осуществляет возврат денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в контракте, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты окончания срока исполнения контракта.
Следует отметить, что Закон о контрактной системе не регулирует вопрос конкретного срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, тем самым Заказчик самостоятельно в п. 9.5 проекта контракта определил и включил в контракт условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе по истечении 10 (десяти) рабочих дней с даты окончания срока исполнения контракта.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что в Информационной карте документации об Аукционе, проекте контракта определены сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения на заседании Комиссии Мордовского УФАС России.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570 Правительством РФ утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Подпунктами "а" и "б" п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пп."а" п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Предметом данного аукциона является "Строительство по объекту: Стадион, с. Лямбирь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия".
Согласно под. 1 п. 17 Информационной карты Аукциона Заказчиком установлены требования к участникам закупки, установленные в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки: - наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в нарушение ч. ч. 1, 3 п. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе не указаны виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту из числа видов работ утвержденных Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 (1) Правил за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлен порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, в ходе рассмотрения дела, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в подпунктах 5, 5.1 пункте 17 установлено требование об отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно п. 22.3 Информационной карты документации об Аукционе, Заказчиком установлено, что вторая часть заявки должна содержать сведения и документы, предусмотренные пунктом 22.2. настоящего раздела аукционной документации, в том числе декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Мордовского УФАС России выявлено, что при формировании документации об Аукционе Заказчиком не установлено требование, предусмотренное п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе из числа единых требований к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.06.2017 г., по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.06.2017 г. 10:00 (мск) не поступило ни одной заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся и внесены изменения в план график.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика сообщили о завершении закупки по данному аукциону.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений ч. 8 ст. 34, ч. ч. 1, 3 п. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 05.08.2016 N 78-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ----------- на действия МАУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия "Культурно-спортивный центр "Алмаз" при проведении электронного аукциона N 1009300000517000004 на "Строительство по объекту: Стадион, с. Лямбирь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия" необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением положений ч. 8 ст. 34, ч. ч. 1, 3 п. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 июня 2017 г. N 391
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017