Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 21 июня 2017 г. N ЖС-86/2017
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, врио руководителя управления; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Головиной Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей от:
Заявителя - ПАО "Ростелеком" Микрорегиональный филиал "Дальний восток" Амурский филиал: Воробьевой Г.В., действующей на основании доверенности от 21.03.2017; Есауловой Н.В., действующей на основании доверенности от 20.04.2017;
уполномоченного органа: Доленчук А.В., действующей на основании доверенности от 27.02.2017 и Гребенщиковой Н.В., действующей на основании доверенности от 23.01.2017;
государственного заказчика: Бессарабовой С.А., действующей на основании доверенности от 16.05.2017; Показаньевой С.А., действующей на основании доверенности от 20.06.2017; Шевченко Г.Н., действующей на основании доверенности от 21.06.2017; Горбань О.И.. действующего на основании доверенности от 121.06.2017; Крикун Е.А., действующей на основании доверенности от 21.06.2017,
заявитель - АО "СофтЛайн Трейд" на заседание Комиссии Амурского УФАС России не явился, уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества (указанное ходатайство удовлетворено),
(представителям сторон по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившие 14.06.2017 и 15.06.2017 жалобы от Амурского филиала Микрорегионального филиала "Дальний восток" ПАО "Ростелеком" и АО "СофтЛайн Трейд" соответственно, на действия уполномоченного органа - Управления государственного заказа и государственного заказчика - Государственного казённого учреждения Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", выразившиеся в нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса для оснащения центра обработки вызовов административного центра в рамках создания и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Амурской области", объявленной извещением N 0123200000317001236 от 31.05.2017 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru.
Представители заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что при осуществлении закупки заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации неправомерно установлено требование о поставке, монтаже и вводе в эксплуатацию программно-технического комплекса для оснащения центра обработки вызовов административного центра (далее - ПТК ЦОВ АЦ) в рамках создания и развития системы обеспечения экстренных оперативных служб по единому номеру "112" с указанием на специализированное программное обеспечение СПО "ИСТОК-СМ" без возможности поставки эквивалента, в связи с необходимостью обеспечения совместимости с ранее установленными и находящимися в эксплуатации аппаратно-программными комплексами "Системы-112" на базе СПО "ИСТОК-СМ".
Заявитель указывает на то, что на внутреннем рынке Российской Федерации существует несколько аналогичных по своим задачам, функциональным возможностям и техническим решениям ПТК ЦОВ АЦ, которые полностью соответствуют требованиям заказчика, данное соответствие подтверждено МЧС России.
На основании вышеизложенного заявитель жалобы считает действия государственного заказчика в части описания объекта закупки неправомерными, влекущими ограничение конкуренции и нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Также представители заявителя указали на то, что закупка осуществлялась в рамках реализации федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2-13-2017 годы" за счёт средств федерального бюджета в виде распределения бюджетам субъектов РФ субсидий на реализацию данной программы. Субсидия при этом выделяется на приобретение оборудования, однако заказчиком неправомерно включены в предмет обжалуемой закупки монтаж и пуско-наладка поставленного оборудования (ввод в эксплуатацию). При этом, объем закупаемого оборудования не соответствует утвержденным локальным сметам, на которые выделяется субсидия.
Устно представители заявителя пояснили, что СПО "ИСТОК-СМ" получено заказчиком по лицензионному договору N 02-03/17Л от 03.03.2017, заключенному с ЗАО "НЭКСТ ТЕХНИКА" на безвозмездной основе, что, по мнению заявителя, является прямым нарушением законодательства о контрактной системе и ограничивает круг потенциальных участников закупки, готовых поставить эквивалентный продукт СПО (товар), так как, ни указанный договор, ни информация о закупке СПО не были размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
На основании вышеизложенного, заявитель жалобы просит выдать государственному заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений.
Следует отметить, что доводы ПАО "Ростелеком" о возможном нарушении государственным заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Доводы заявителя АО "СофтЛайн Трейд" в поданной в Амурское УФАС России жалобе также сводятся к неправомерности приобретения программного продукта "ИСТОК-СМ" единственного поставщика по лицензионному соглашению.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами заявителей жалоб не согласились. Представили письменные возражения, указанные возражения приобщены к материалам дела. Пояснили также, что рассматриваемое программное обеспечение установлено на безвозмездной основе, что позволяет государственному заказчику не размещать сведения о нем и о этапах его исполнении на официальном сайте.
Просят признать жалобы необоснованными.
До рассмотрения дела по существу заявителем жалобы - Амурским филиалом Микрорегионального филиала "Дальний восток" ПАО "Ростелеком" заявлено ходатайство об отложении рассмотрения жалобы ввиду необходимости дополнительной подготовки к участию в заседании представителей заявителя и отдалённостью Макрорегионального филиала "Дальний восток" ПАО "Ростелеком" от места рассмотрения дела.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев указанное ходатайство, приняла решение об отказе в его удовлетворении в связи с ограничением процедурных сроков рассмотрения жалобы (5 рабочих дней), а также фактическим участием представителей заявителя жалобы в заседании Комиссии Амурского УФАС России и наличием возможности предоставлении необходимых документов и доказательств по делу в обоснование заявленных доводов.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
31.05.2017 уполномоченным органом - Управлением государственного заказа Амурской области на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123200000317001236 и документация о проведении электронного аукциона "Поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса для оснащения центра обработки вызовов административного центра в рамках создания и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Амурской области".
Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Заказчиком размещения закупки является Государственное казённое учреждение Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 23 747 339,02 рублей. Дата и время окончания подачи заявок 16.06.2017 09:00. Дата проведения аукциона в электронной форме 23.06.2017.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании аукционной документации при описании объектов автоматизации указано, что программно-технический комплекс ЦОВ-АЦ должен быть поставлен с предустановленным специализированным программным обеспечением в целях совместимости с ранее установленными и находящимися в эксплуатации программно-техническими комплексами на базе СПО "ИСТОК-СМ".
Наличие имеющегося у заказчика программного обеспечения СПО "ИСТОК-СМ" подтверждается материалами дела, в том числе лицензионным договором от 03.03.2017 N 02-03/17Л и актом по проведению комплексных испытаний и вводу в опытную эксплуатацию опытного участка системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе ЕДДС и ДДС города Благовещенска Амурской области от 04.03.2017 программного обеспечения СПО "ИСТОК-СМ".
Данное программное обеспечение установлено на безвозмездной основе и находится в эксплуатации по указанным в аукционной документации адресам.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускает при описании объекта закупки не использовать слова "или эквивалент", в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Таким образом, указание в документации об аукционе на специализированное программное обеспечение СПО "ИСТОК-СМ" без возможности поставки эквивалента является правомерным, так как закупка осуществляется в целях создания условий для совместимости с уже имеющимися и функционирующими элементами системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Амурской области.
Доводы заявителей об ограничении конкуренции при размещении рассматриваемой закупки ввиду необходимости поставки товара конкретного производителя являются не состоятельными по следующим основаниям.
Учитывая, что предметом данного определения поставщика является право на заключение контракта не на изготовление, а на поставку программно-технического комплекса для создания системы "112", то участником данной закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
Кроме этого, ПТК ЦОВ-АЦ находится в свободном доступе и любой участник может осуществить его поставку и поставку его комплектующих. Разработчик программного продукта СПО "ИСТОК-СМ" в ответе на запрос государственного заказчика подтвердил готовность поставлять СПО "ИСТОК-СМ" всем участникам аукциона, что также подтверждается официальной информацией с сайта компании ЗАО "Научно-техническая лаборатория "НЭКСТ ТЕХНИКА".
Отсутствие ограничения круга участников закупки подтверждается также количеством участников аукциона, являющихся потенциальными претендентами на заключение контракта по результатам торгов. Согласно представленному на заседание Комиссии Амурского УФАС России протоколу рассмотрения заявок от 20.06.2017 на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, 3 из которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации, участники, подавшие данные заявки допущены к участию в торгах.
Правомерность действий заказчика и уполномоченного органа в части разработки технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме подтверждается также следующим.
В целях совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации субъекты Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 обеспечивают создание и функционирование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Согласно лицензионному договору от 03.03.2017 N 02-03/17Л и акту по проведению комплексных испытаний и вводу в опытную эксплуатацию опытного участка системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе ЕДДС и ДДС города Благовещенска Амурской области от 04.03.2017 программное обеспечение СПО "ИСТОК-СМ".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 223 "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" (далее - Постановление N 223) предусмотрено софинансирование мероприятий по созданию системы "112" за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением N 223 одним из критериев отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие согласованного с МЧС России технического проекта создания системы "112".
То есть, безусловным требованием в соответствии с которым средства федерального бюджета предоставляются бюджету Амурской области является, в том числе, наличие согласованного с МЧС России технического задания.
Соглашением от 15.02.2017 N 177-08-104 о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета - бюджету Амурской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в РФ на 2013- 2017 годы" предусмотрена обязанность субъекта в лице Правительства Амурской области предоставить в МЧС России техническое задание на закупку оборудования для оснащения центра обработки вызовов административного центра.
На указанном основании, разработанное техническое задание с указанием СПО "ИСТОК-СМ" было согласовано с МЧС России, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий), о чём получены их положительные экспертные заключения.
Довод заявителя жалобы АО "СофтЛайн Трейд" о неправомерности приобретения программного продукта "ИСТОК-СМ" у единственного поставщика по лицензионному соглашению и не размещении информации о данной закупке в ЕИС опровергается материалами дела.
Часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определяет сферу его применения: настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Совокупный анализ названных норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что законодательство о контрактной системе регулирует правоотношения, возникающие в ходе реализации бюджетных средств всех уровней для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Материалами дела подтверждается, что лицензионное соглашение от 03.03.2017 N 02-03/17Л на проведение комплексных испытаний и ввод в опытную эксплуатацию опытного участка системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе ЕДДС и ДДС города Благовещенска Амурской области от 04.03.2017 программного обеспечения СПО "ИСТОК-СМ" заключено на безвозмездной основе, соответственно, нормы законодательства о контрактной системе не применимы к данным правоотношениям.
Довод заявителя ПАО "Ростелеком" о неправомерности объединения в один предмет закупки поставки товара, его монтажа и ввода в эксплуатацию является несостоятельным ввиду того, что поставка программно-технического комплекса, являющегося предметом рассматриваемой закупки целесообразна (в том числе экономически эффективна) с последующим монтажом и вводом в эксплуатацию данного комплекса, что не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
Несоответствие объема закупаемого оборудования утвержденным локальным сметам, на которые выделяется субсидия, не подтверждается обстоятельствами дела.
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, предусматривающих создание базовой инфраструктуры системы "112" на территории субъектов Российской Федерации, а именно оснащение центров обработки вызовов системы "112" программно-техническим комплексом.
Софинансирование мероприятий обеспечивается за счет средств федерального и областного бюджетов.
Оборудование для обеспечения информационной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" необходимо для дальнейшей эксплуатации системы "112" и соответственно может являться предметом отдельной закупки.
При этом, Законом о контрактной системе, Постановлением N 223, Соглашением о предоставлении субсидии и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Амурской области не установлено обязательных требований приобретения оборудования для системы "112" в рамках одной закупки.
Рассмотрев жалобы от Амурского филиала Микрорегионального филиала "Дальний восток" ПАО "Ростелеком" и АО "СофтЛайн Трейд" на действия уполномоченного органа - Управления государственного заказа и государственного заказчика - Государственное казённое учреждение Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", выразившиеся в нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса для оснащения центра обработки вызовов административного центра в рамках создания и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Амурской области", объявленной извещением N 0123200000317001236 от 31.05.2017 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1 Признать жалобу Амурского филиала Микрорегионального филиала "Дальний восток" ПАО "Ростелеком" необоснованной.
2. Признать жалобу АО "СофтЛайн Трейд" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Н.А. Головина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 21 июня 2017 г. N ЖС-86/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017