Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 июня 2017 г. N 118/2017
Резолютивная часть объявлена 08 июня 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 14 июня 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии, |
... |
член Комиссии, |
|
... |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - ООО "Вертикаль", Общество, заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы) |
|
Заказчик |
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области (далее - УФССП России по Курской области, заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144100002517000041 |
|
Объект закупки |
выполнение работ по капитальному ремонту помещений Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
14 315 748 руб. 95 коп. |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, в нарушение требований ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), п.5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации заказчика содержит требования к используемым при выполнении работ товарам (материалам), которые могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок и приводит к ограничению конкуренции при проведении данной закупки. Заявитель также считает, что ряд позиций п.5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации заказчика содержит излишние требования к характеристикам товаров и материалов, в том числе, к компонентному составу товаров.
Кроме того, по мнению ООО "Вертикаль", в п.5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации заказчика содержатся терминология и показатели сухих строительных смесей, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о стандартизации.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144100002517000041, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 17.05.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.06.2017 г.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.п."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено заказчиком в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации. Также установлено, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ установлен в п.5.2 раздела 5 "Описание объекта закупки" аукционной документации. Кроме того, в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации заказчиком размещена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В позициях 1-8, 12, 14, 18-20, 33, 34, 36, 41, 49, 50-53 и т.д. п.5.2 "Характеристики материалов" раздела 5 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров. Как подтверждается материалами дела, соответствие указанных товаров конкретным государственным стандартам заказчиком по указанным позициям п.5.2 "Характеристики материалов" раздела 5 "Описание объекта закупки" аукционной документации не установлено. Вместе с тем, обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в аукционной документации заказчика отсутствует, что нарушает требования п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_".
В позициях 9-11, 13, 15-17, 24, 27, 32, 35, 38, 40, 42-48 и т.д. п.5.2 "Характеристики материалов" раздела 5 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлено соответствие указанных товаров требованиям конкретных ГОСТ. Однако государственные стандарты указаны заказчиком по указанным позициям п.5.2 "Характеристики материалов" раздела 5 "Описание объекта закупки" аукционной документации не корректно. Так, например, в позиции 13 п.5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации содержится требование заказчика о соответствии товара "Плитки керамические для полов" "ГОСТ 27180". Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела, действующим является государственный стандарт с N 27180-2001.
Кроме того, как следует из содержания установленных заказчиком требований к характеристикам закупаемых товаров, а также положений ГОСТ, перечисленных заказчиком в техническом задании аукционной документации, конкретное значение характеристик товаров, указанных заказчиком при описании объекта закупки с сопровождением словами "не более", "не менее"_, становится известным только при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товаров, сведений о конкретных показателях характеристик товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе_" не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России NИА/44563/16 от 01.07.2016 г.).
Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
Установленные заказчиком требования к характеристикам материалов, а также содержание инструкции по заполнению первых частей заявок, не позволяют однозначно и полно определить требования заказчика к содержанию первых частей заявок, что препятствует формированию участниками заявок на участие в закупке, а также создает предпосылки к неравнозначной, произвольной и субъективной оценке членами комиссии заказчика заявок участников электронного аукциона.
Довод жалобы заявителя о том, что в п.5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации заказчика содержатся терминология и показатели сухих строительных смесей, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о стандартизации, Комиссия считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Как установлено Комиссией, термины и показатели характеристик "водоудерживающая способность" и "расслаиваемость свежеприготовленных смесей", используемые заказчиком в позиции 9, 10, 16 п.5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации, содержатся в положениях ГОСТ 28013-98 и соответствуют требованиям ГОСТ 28013-98.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией также установлено:
В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с п.2 приложения N1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.).
Согласно п.2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
При этом, согласно п.2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) ФЗ "О контрактной системе...", или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В подразделе "ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА ТРЕБОВАНИЯ И ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ УЧАСТНИКАМИ АУКЦИОНА В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 05 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА N 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД" раздела 5 "Описание объекта закупки" аукционной документации, в том числе, установлено: "Документами которые должны быть представлены участником аукциона являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Таким образом, заказчиком в аукционной документации надлежащим образом не установлен перечень документов, подтверждающий соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в соответствии с перечнем, установленным п.2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г. - заказчиком указанный перечень указан в ред.N6 от 20.10.2016 г. постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., утратившей силу на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают ч.2 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
На основании изложенного, учитывая, что на дату рассмотрения настоящего дела установленные Комиссией нарушения в действиях заказчика носят неустранимый характер, результаты проведения внеплановой проверки и материалы, имеющиеся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" на действия заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.2 ст.31, ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
3. В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок носят неустранимый на дату рассмотрения дела характер, выдать заказчику - Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курской области предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ...
5. Передать материалы дела N118/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Передать материалы дела N118/2017 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 июня 2017 г. N 118/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017