Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2017 г. N 44-2519/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 50 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
ООО "ГлобалСтройСервис" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 14313/17 от 09.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ на объекте в ГБДОУ детский сад N50 Петроградского района Санкт-Петербурга по адресу Санкт-Петербург, ул. Литераторов, дом N 19/10 лит. А (извещение номер 0172200003817000061) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.05.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003817000061. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 894 509,00 рублей.
В жалобе ООО "ГлобалСтройСервис" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- неверном установлении единых требований к участникам закупки.
Заказчик с доводами жалобы частично согласен и считает ее частично обоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 3.2 части III "Техническое задание" документации об аукционе безопасность выполнения работ и обеспечение требований безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- ГОСТ 12.0.001-82 "ССБТ Система стандартов безопасности труда. Основные положения";
- ГОСТ 12.1.019-79 "ССБТ Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты".
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru) данные государственные стандарты имеют статус "Утратил силу в РФ".
Из пояснений представителей Заказчика следует, что документация об аукционе содержит следующие указания: "В случае, если один из перечисленных в документации об аукционе документов утратил силу, вследствие отмены или замены на иной документ, то Подрядчик обязан руководствоваться действующей редакцией такого нормативно-технического документа, СНиП, СП и т.п.", следовательно, соответствие работ недействующим документам технического регулирования не требуется, а данный довод жалобы не находит своего подтвержения.
2. Часть 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" регламентирован Перечень работ, которые составляют деятельность по сохранению объектов (далее - Перечень).
В данный Перечень включены следующие виды работ:
1. Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок;
4. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки;
5. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора;
6. Реставрация, консервация и воссоздание поверхности из искусственного мрамора;
7. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель;
8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций;
9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов;
10. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;
11. Реставрация и воссоздание резьбы по деревянным конструкциям;
12. Реставрация и воссоздание паркетных полов;
13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем;
14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов;
15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций;
16. Реставрация, консервация и воссоздание мебели;
17. Реставрация, консервация и воссоздание резьбы по дереву;
18. Реставрация, воссоздание и консервация тканей, гобеленов и ковров;
19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов;
20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов;
21. Реставрация и воссоздание позолоты;
22. Реставрация и воссоздание керамического декора;
23. Реставрация и воссоздание мозаики;
24. Реставрация и воссоздание янтарного набора;
25. Реставрация и воссоздание графики;
26. Реставрация, консервация и воссоздание монументальной живописи;
27. Реставрация, консервация и воссоздание станковой живописи;
28. Реставрация, консервация и воссоздание скульптуры;
29. Реставрация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства;
30. Приспособление инженерных систем и оборудования;
31. Приспособление систем электрообеспечения.
Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"Копия лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) либо лицензии на осуществление деятельности по сохранению
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
по следующим видам работ:
- Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок;
- Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки.
- Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора.
- Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.
- Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.
- Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
- Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов".
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС было установлено, что в предмет закупки включены, в том числе, работы, которые соответствуют пунктам 8 и 16 Перечня (ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций и реставрация, консервация и воссоздание мебели соответственно), при этом соответствующее требование к участникам закупки не установлено, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
Также Комиссией УФАС установлены следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч.ч. 1 и 13 ст. 61 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона. Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.
Частью 1 ст. 62 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На момент заседания Комиссии УФАС сведения об аккредитации Заявителя на электронной площадке АО "ЕЭТП" отсутствуют, следовательно, его права на участие в рассматриваемой закупке не могли быть нарушены.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 59, 61, 62, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГлобалСтройСервис" обоснованной в части доводов о неверном установлении единых требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2017 г. N 44-2519/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017