Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июня 2017 г. N 44-2545/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБОУ лицей N 373 Московского района Санкт-Петербурга "Экономический лицей" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Пчеленок" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14781-ЭП/17 от 16.06.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку игрушек в 2017 году для ГБОУ N 373 Московского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200191017000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 949 798,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.06.2017 N0372200191017000022-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Первая часть заявки не соответствует п. 1 и п. 2 ч. 4 статьи 67 Закона 44-ФЗ и п. 3.1.3 информационной карты аукционной документации, а именно: В отношении позиции 38 "Развивающее пособие тип 1" показатель 6 "Вкладыши": Указано значение показателя (характеристика) "Должны быть помещены в специальную деревянную коробочку", не соответствующее требованиям документации об аукционе. Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов: "или эквивалент", "не более", "не менее", "должен" (и его производные), что указано в Разделе 6 Документации об электронном аукционе. В отношении позиции 41 "Комплект панелей" показатель 2.1 "Игровая панель ШНУРОВКА "ВЫШИВАНИЕ": Указано значение показателя (характеристика) "Состоит из экрана, имеющего отверстия, иглы с металлическим крючком и нитей 4 основных цветов. Диаметр отверстий в экране должен быть больше диаметра иглы. В верхней части панели изображена букашка с иголкой и ниткой.", не соответствующее требованиям документации об аукционе. Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов: "или эквивалент", "не более", "не менее", "должен" (и его производные), что указано в Разделе 6 Документации об электронном аукционе.".
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком на основании п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в Приложении N 2 к техническому заданию документации о закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки установлено следующее: "Заказчик при описании характеристик товаров устанавливает либо максимальное и минимальное значения какого-либо показателя, либо только максимальное, либо только минимальное значение какого-либо показателя. Участнику размещения заказа следует внимательно изучить техническое задание (и приложение к нему) и при подготовке своей заявки, предлагая товары, указывать конкретные значения показателей. Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов: "или эквивалент", "не более", "не менее", "должен" (и его производные). Участник размещения заказа должен указать конкретное значение показателя, находящееся в пределах от минимального включительно до максимального значения включительно, установленных Заказчиком (или если Заказчиком установлено только минимальное значение - то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение - то не более максимального). В случае, если Заказчиком установлено конкретное значение показателя, Участник размещения заказа в своей заявке указывает значение того показателя, которое должно соответствовать требованиям заказчика. При заполнении заявки участник должен учитывать тот факт, что конкретные показатели товара, указанные в заявке участника, полностью включаются в проект контракта, направляемый участнику, с которым заключается контракт по результатам аукциона (конкретные показатели из заявки участника в точности копируются в спецификацию проекта контракта, направляемого участнику, с которым заключается контракт по результатам аукциона).".
Установлено, что Заявителем в первой части заявки при предоставлении сведений о конкретных показателях товаров указаны слова "должен быть".
Таким образом, основанием для отказа в допуске заявки явилась форма предоставления сведений о конкретных показателях товара.
Иными словами, самой по себе форме подачи заявки Заказчиком (его аукционной комиссией) придается значение большее, чем содержанию заявки (ее сути); посредством смысловой интерпретации заказчиком указанной в заявке отдельной фразы искажается смысловая нагрузка содержания заявки в целом (в единстве всех ее частей), утрачивается должное восприятие действительной воли участника аукциона, его готовности поставить заказчику продукцию, в полной мере удовлетворяющую его потребностям, в соответствии с указанными им же нормативно-техническими требованиями.
Такая трактовка противоречит не только положениям ст.ст. 66 и 67 Закона о контрактной системе, но также комплексным целям и принципам контрактной системы в сфере закупок; она (такая трактовка) основана на сугубо формальном восприятии нормативных требований и положений аукционной документации в отрыве от юридически и социально значимых результатов (последствий) организации и проведения соответствующей закупки.
Кроме того, вышеуказанное положение инструкции установлено Заказчиком в разделе 6 "Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе" Части III документации о закупке.
Согласно Части II (подпункт 3.1.3 части I) документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "При указании конкретных показателей поставляемого товара участник закупки вправе воспользоваться формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (приложение N 3 к техническому заданию) и порядком ее заполнения, приведенным в техническом задании документации об аукционе.".
Таким образом, согласно положения документации о закупке порядок заполнения рекомендуемой формы не является обязательным для применения при заполнении первой части заявки на участие в аукционе.
Иные части документации о закупке, устанавливающие требования к содержанию первой части заявки на участие в закупке, не устанавливают порядок заполнения первой части заявки аналогичный порядку заполнения рекомендуемой формы, в связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу о допустимости указания Заявителем значений показателей товаров в любой форме, не противоречащей требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, при отсутствии порядка заполнения первой части заявки Заявителя (Заказчиком установлен только порядок заполнения рекомендуемой формы) у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания при рассмотрении первой части заявки Заявителя руководствоваться порядком заполнения рекомендуемой формы.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, следовательно, в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе.
Таким образом, жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пчеленок" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июня 2017 г. N 44-2545/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017