Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2017 г. N 44-2571/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок(далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 14654-ЭП/17 от 15.06.2017) на действия Заказчикапри определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку одноразовых перчаток для СПб ГБУЗ "Городская больница Святого Праведного Иоанна Кронштадтского" на 2017 год (второе полугодие)(далее-аукцион), атакжев результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального законаот 05.04.2013N 44-ФЗ
"О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услугдля обеспечения государственныхимуниципальныхнужд"(далее-Законоконтрактнойсистеме),АдминистративногорегламентаФедеральнойантимонопольнойслужбыпо исполнению государственной функциипо рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственныхи муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.06.2017 на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru, номер извещенияN 0372200008917000068. Начальная (максимальная) цена контракта -697 170 ,00 рублей.
В жалобе ИП Кириллина С.И.указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к товарам, ограничивающих круг участников размещения заказа.
Представитель Заказчика пояснил, что при формировании аукционной документации Заказчиком был изучен рынок предлагаемой продукции по предмету аукциона, в ходе которого были получены данные о технических характеристиках предмета аукциона, были направлены запросы о предоставлении ценовых предложений коммерческим организациям, расположенным в г. Санкт-Петербурге.Были получены коммерческие предложения от 5-х коммерческих организаций, готовых поставить продукцию различных производителей (Benovy (Малайзия), Ардейл-Импекс (Россия), соответствующую по техническим характеристикам товарам,описанным в запросе ценовых предложений.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителейсторон, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из части 2 ст. 8 Закона о контрактной системе следует, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, уполномоченный орган, осуществляющие закупки по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация об аукционе в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к объекту закупки были установлены Заказчиком в табличной форме в Приложении N 1 к Техническому заданию документации "Технические характеристики товара", в котором, в частности по обжалуемым Заявителем позициям указаны следующие товара и их отдельные характеристики:
- перчатки латексные неопудренные нестерильные смотровые одноразовые, размер S: длина перчатки 240 мм, толщина стенок перчатки дифференцированная: палец-0,15 мм, ладонь-0,12 мм, манжета 0,08 мм (позиция 1);
- перчатки хирургические неопудренные: цвет натуральный. Длина перчатки не менее 265 мм, но не более 280 мм. Толщина на пальцах - 0,18 мм, на ладони - 0,16 мм, манжеты - 0,12 мм (позиция 4);
- перчатки повышенной защиты: Трехслойные стерильные хирургические неопудренные перчатки против проколов для работы с инфицированными больными. Наружный и внутренний слой состоят из термопластичного эластомера. Промежуточный слой - закапсулированныйдезифектант (смесь четвертичного аммония и двух производных биггуанида). Объем жидкого дезинфектанта в одной перчатке не менее 7 мл. Длина перчатки не менее 260 мм, толщина перчатки +480мкм. Отсутствие латекса природного каучука и свободного порошка. Индивидуальная герметичная упаковка с маркировкой для каждой пары. Срок годности - перчаток 3 года. Размеры 6,5 - 8,5 должны поставляться согласно заявке заказчика. Наличие декларации соответствия.
Наличие регистрационного удостоверения (позиция 11);
- перчатки нитриловые защитные с индикацией прокола: перчатки нитриловые с индикацией прокола. Состоят из 2-х перчаток предварительно надетых друг на друга и подготовленных к надеванию медицинским персоналом. Внутренняя перчатка фиолетовая, наружная белая. Должны обладать повышенной устойчивостью к агрессивным веществам, повышенной устойчивостью к разрывам и проколам, не вызывать аллергических реакций вследствие отсутствия латекса и пудры.Длина изделия: не менее 240 мм, Толщина (мм): манжеты не менее 0,16 ладонной поверхности не менее 0,24, пальцев не менее 0,28 Манжета с валиком. Рабочая поверхность должна быть полностью текстурированная. размер: M (7-8). Уровень качества- AQL-1,5.
Срок годности не менее 5 лет. Остаточный срок годности на дату поставки не менее 80% от основного срока годности. упакованы в картонные боксы по 50 шт/25 пар. Маркировка на заводской упаковке должна содержать информацию о изделии, Регистрационном удостоверении, сроках изготовления и годности, количестве пар в упаковке, размере изделия (позиция 12).
Из возражений Заказчика следует, что рынок медицинских перчаток на территории Российской Федерации насчитывает более 30 различных производителей, требования технического задания не могут удовлетворить всех производителей. Рынок предложений даже от одного завода-производителя представлен перчатками различного цвета и размеров.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчика в необходимом товаре. Такой вывод подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10.
Обжалуемая закупка осуществлялась в целях обеспечения медицинского персонала, в том числе, средствами индивидуальной защиты. Следовательно, установление в Технической части аукционной документации конкретных наименований товара обусловленореальными потребностями Заказчика с учетом специфики деятельности.
Кроме того, доказательств того, что установление требований Заказчиком ограничило Заявителя в участии в аукционе, подателем жалобы не предоставлено. Отсутствие товара с необходимыми характеристиками у участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 указанной статьи к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Закона о контрактной системе,Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к товару являются для него или некоторых участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
При данных обстоятельствах, учитывая потребность Заказчика в поставке товара с заявленными характеристиками, Комиссия признала жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 6, 8, 33, 64, 65, 99, 105, 106 Законао контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кириллиной С.И.необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2017 г. N 44-2571/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017