Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2017 г. N 44-2583/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик):
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей:
ООО "Альфа Тендер" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 14515-ЭП/17 от 14.06.2017) на действия Заказчика и Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта зеленых насаждений общего пользования "Муринский парк (участок 2) от Гражданского пр. до ул. Руставели" 1 этап (извещение номер 0172200002517000046) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.03.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002517000046. Начальная (максимальная) цена контракта - 373 396 200,00 рублей.
В жалобе ООО "Альфа Тендер" указывает на неправомерные действия Заказчика и Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- нарушении правил описания объекта закупки в отношении товаров по позициям 5 "Арматурная сталь", 6 "Геотекстиль", 8 "Арматурная сталь" и 9 "Состав гидроизоляционный";
- нарушении требований к содержанию извещения о проведении электронного аукциона;
- использовании при описании объекта закупки документов технического регулирования, утративших силу на территории Российской Федерации;
- установлении незаконных условий исполнения государственного контракта;
- установлении неверной даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
- нарушении правила объективного характера описания объекта закупки.
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара (или эквивалентности предлагаемого к поставке товара), товара используемого для выполнения работ, оказания услуг, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Заявитель обжалует установление требования к значениям показателей товаров по позициям 5 "Арматурная сталь", 6 "Геотекстиль", 8 "Арматурная сталь" и 9 "Состав гидроизоляционный".
Заявитель указывает на невозможность указать сведения о значениях, используемых при описании вышеуказанных товаров, показателей без проведения соответствующих испытаний. Однако, доводы Заявителя основаны на субъективных суждениях и не содержат каких-либо документальных доказательств, подтверждающих их обоснованность.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании требований к необходимым товарам. Данный довод жалобы признан необоснованным.
2. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит данную информацию и корреспондирующие к документации об аукционе ссылки, которые не имеют противоречий между собой, следовательно, данные доводы жалобы являются необоснованными.
3. Согласно части III "Техническое задание" документации об аукционе:
"Все работы на территории стройплощадки вести в соответствии с ППР, разрабатываемым подрядной организацией и согласованным с Заказчиком. Работы должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о нормах и стандартах, в том числе:
- Правилам уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334".
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга" утратило силу с 01.01.2017 в связи с изданием Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга".
Из пояснений представителей Заказчика следует, что данное требование обусловлено разработкой проектной документации до вступления в силу Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга".
Также Техническим заданием предусмотрены следующие условия: "Техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП, стандарт организации и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.)".
Таким образом, с учетом положений документации об аукционе работы надлежит выполнить в соответствии с действующими документами технического регулирования. Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы также является необоснованным.
4. Положениями Технического задания установлено следующее требование:
"2.6.1. При подготовке заявки участник закупки обязан учитывать указанные в настоящем Техническом задании требования для представления в дальнейшем результата работы в соответствии с настоящим Техническим заданием Заказчика или превышающего его по качеству".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которому при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара (или эквивалентности предлагаемого к поставке товара), товара используемого для выполнения работ, оказания услуг, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе
Участникам закупки надлежит представить в составе первой части заявки сведения о товарах, которые будут не хуже или превосходить установленные Заказчиком минимальные (либо максимальные) требования.
Данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
5. Заявитель обжалует следующие условия исполнения проекта государственного контракта (а также идентичное требование в Техническом задании документации об аукционе):
"Надлежащим исполнением Контракта со стороны Подрядчика является подписанный членами приемочной комиссии и утвержденный Заказчиком акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта по форме N КС-14".
Форма КС-14 является стандартной унифицированной межотраслевой формой, которая фиксирует завершение работ на объекте и его готовность к эксплуатации.
Установление данного требования не противоречит положениям Закона о контрактной системе, следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
6. Заявитель обжалует следующие условия исполнения проекта государственного контракта:
"5.2.22. Подрядчик предпринимает все необходимые меры для организации страхового обеспечения на изложенных ниже условиях, до момента полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств по Контракту:
5.2.22.1. В течение 30 дней с момента подписания Контракта Подрядчик страхует следующие виды рисков при выполнении работ по Контракту:
- риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненных работ, в том числе материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ по Контракту, на сумму 100 % цены Контракта;
- риск гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при осуществлении ремонта на сумму 5 % цены Контракта.
При страховании риска случайной гибели или случайного повреждения результата выполненных работ в договоре страхования в качестве выгодоприобретателя должен быть указан Заказчик.
Подрядчик обязан обеспечить наличие и действительность страхования строительно-монтажных рисков непрерывно в течение срока, превышающего конечный срок выполнения работ по Контракту не менее, чем на 1 месяц.
5.2.22.2. При наступлении страхового случая Подрядчик с согласия Заказчика получает страховое возмещение от страховщика, которое направляется исключительно на восстановление поврежденного имущества, закупку материалов и оборудования взамен утраченного.
Подрядчик обязан выплачивать страховые взносы в строгом соответствии с порядком платежей, указанным в договорах страхования, с учетом условий, предусмотренных п.5.2.22.1. Контракта".
При этом вопреки доводам Заявителя данные требования являются условиями исполнения контракта, а не требованиями к участникам закупки.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что данные положения проекта государственного контракта противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла относительно доводов об условиях исполнения государственного контракта, указанных в п. 5.2.4.
7. Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Установлено, что Заказчиком 29.05.2017 в 19 часов 51 минуту на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены сведения о внесении изменений в положения документации об аукционе при этом объект закупки и размер обеспечения данных заявок остались в неизменном виде.
Таким образом, Заказчик воспользовался правом, предоставленным ему нормами ст. 65 Закона о контрактной системе и внес изменения в положения документации об аукционе, что не противоречит действующему законодательству о контрактной системе, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Актуальные дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе установлены Заказчиком в отдельном файле "Изменения в документацию от 16.05[1].2017.doc", что не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является несостоятельным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 42, 64, 65, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Альфа Тендер" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2017 г. N 44-2583/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017