Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2017 г. N 44-2584/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ИП Черняка Георгия Евгеньевича (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 14615-ЭП/17 от 15.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений аптечного склада, установке приточно-вытяжных систем и реконструкции теплоснабжения систем центрального кондиционирования воздуха и приточных установок в СПб ГБУЗ ГКОД по адресу пр. Ветеранов, д.56 (извещение номер 0372100037117000256) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.05.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100037117000256. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 596 143,06 рублей.
В жалобе ИП Черняк Георгий Евгеньевич указывает на нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки, а также на неверно установленные дополнительные требования к участникам закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 1 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Заявитель в доводах жалобы указывает, что ряд характеристик, используемых Заказчиком при описании товаров, возможно указать только после проведения испытаний на определенные партии товаров.
К товару по позиции 44 "Краска водно-дисперсионная тип 1" Заказчиком установлены следующие требования: "Массовая доля нелетучих веществ краски: более 57 %. pH краски: более 8. Укрывистость высушенной пленки краски: более 110 г/м2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) °С: не менее 12 ч. Морозостойкость краски: не менее 5 циклов. Степень перетира краски: не более 30 мкм. Время высыхания краски до степени 3 при температуре (20
2) °С: не более 1 ч. Эластичность пленки краски при изгибе: должна быть 1 мм. Смываемость пленки краски: не более 3 г/м2. Коэффициент отражения пленки краски при геометрии угла от 0° до 45°: не менее 82 %. Условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20
0,5) °С: не менее 30 с. Дисперсия в основе краски: должна быть гомополимерная. Краска: должна быть пожаровзрывобезопасна".
К товару по позиции 80 "Краска водно-дисперсионная тип 2" Заказчиком установлены следующие требования: "Массовая доля нелетучих веществ краски: не более 53 %. Укрывистость высушенной пленки краски: не более 115 г/м2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202)°С: не менее 24 ч. Морозостойкость краски: не менее 5 циклов. Степень перетира краски: более 55 мкм. Время высыхания краски до степени 3 при температуре (20
2)°С: не более 1 ч. pH краски: не менее 7,5. Условная светостойкость краски: не более 5 %. Эластичность пленки краски при изгибе: должна быть 1 мм. Смываемость пленки краски: не более 3 г/м2. Условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20
0,5) °С: менее 35 с. Краска: должна быть пожаровзрывобезопасна. Цвет краски: должен быть светло-палевый. Коэффициент отражения при геометрии угла 0-45° пленки краски: не менее 82 %. Краска на основе сополимерной акрилатной дисперсии: нерельефная или рельефная".
При этом согласно положениям документации об аукционе данные товары должны соответствовать требованиям ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия".
Значение показателя "Массовая доля нелетучих веществ краски" определяют методом испытаний по п. 4.4 вышеуказанного стандарта и по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ"
Значение показателя "pH краски" определяют методом испытаний по п. 4.5 ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия".
Значение показателя "Укрывистость высушенной пленки краски" определяют методом испытаний ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75) "Материалы лакокрасочные. Методы определения укрывистости" и т.д.
Указанные государственные стандарты описывают процесс подготовки и проведения испытаний по определению значений характеристик, следовательно, конкретные значения данных показателей возможно определить только путем проведения испытаний на определенные партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла относительно доводов об описании товаров по позициям 71 "Эмаль алкидная" и 59 "Раствор строительный тип 1".
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2017 г. N 44-2584/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017