Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2017 г. N 44-2617/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБНОУ детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Кудинова А.Е. (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15152-ЭП/17 от 21.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по огнезащитной обработке в детских оздоровительно-образовательных лагерях ГБОУ "Балтийский берег" в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200078917000056. Начальная (максимальная) цена контракта - 496 386,98 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к товару, необходимому для выполнения работ, не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к конкретным показателям товара "Огнебиозащитный антисептик для древесины" установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Части III документации о закупке.
Согласно доводам Заявителя документация о закупке содержит требования к конкретным показателям товара, которые не установлены в нормативно-технических документах.
Вместе с тем, жалоба Заявителя не содержит указание на показатели, которые, по мнению Заявителя, являются нестандартными для данного вида товара. Документация о закупке не содержит требования о соответствии товара нормативно-техническим документам системы стандартизации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено доказательств того, что Заказчиком в документации о закупке установлены нестандартные требования к товару, которые противоречат характеристикам товаров, представленных на товарном рынке.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
16.06.2017 и 19.06.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД2 и NРД3 (далее - Разъяснения) на основании запросов участников закупки.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не установлены требования к содержанию разъяснений положений документации о закупке. Однако, Комиссия УФАС считает, что предоставление формального ответа, не содержащего разъяснения, которые позволяют участнику закупки однозначно установить соответствие требований Заказчика положениям документации о закупке, противоречит сути нормы ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Например, согласно Разъяснениям NРД2 предметом запроса является следующий вопрос: "ВопросN1: просим разъяснить, в каких технических регламентах (ГОСТ, СП и т. д.) указаны следующие требования к объекту закупки (см. Приложение N 2 к техническому заданию): Основа пропитки; pH-среды состава, цвет лакмуса; Плотность, при 20С, гр/см3; Готовность; расход для достижения антисептических свойств, гр/м2; расход для 2-й группы огнезащиты, гр/м2; расход для 1-й группы огнезащиты, гр/м2; расход для огнезащиты КМ-1,К0(15), Г-1, РП-01, В-1, Д-2, Т-2. гр/м2; цвет антисептика в таре; Цвет древесины после обработки?".
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации о закупке в отношении вышеуказанного вопроса: "В документации отсутствует указание на обязательное соответствие показателей товара требованиям ГОСТ.
Кроме того сообщаем, что согласно ст.4 ФЗ-162 Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;
п.5 ст.2 ФЗ-162 установлено, что национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
Установленные требования к товару, используемому при выполнении работ позволяют определить параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие потребности Заказчика. Обоснование использования не стандартных значений показателей товаров, для товара, по которому в соответствии с настоящим техническим заданием устанавливается обязательное требование о соответствии государственным стандартам. В связи с тем, что государственными стандартами устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также, если производимый в рамках данного государственного стандарта товар имеет более высокие показатели, Заказчиком может быть установлено требование о представлении более высокой технической характеристики товара, в рамках требований такого государственного стандарта. Также, в техническом задании может быть установлено требование к показателям товара, которые по ряду характеристик не нормируются по государственному стандарту, но данные характеристики дополнительно определяют его качественные, функциональные и потребительские свойства, требуемые заказчику. Такие показатели определены производителями и указаны в общедоступных источниках, в паспортах на требуемый товар и не противоречат государственным стандартам. Что, свидетельствует, о возможности определения таких показателей, а также о возможности поставки и использования таких товаров при выполнении работ."
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в установленный Законом о контрактной системе срок опубликованы разъяснения положений документации о закупке, которые не изменяют суть документации о закупке и содержат разъяснения по сути поступившего запроса.
Таким образом, довод Заявителя об опубликовании на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе признан необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кудинова А.Е. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2017 г. N 44-2617/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2017