Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 июня 2017 г. N рз-1100-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика - Надеин А. Ю., Панькова А.С., Алиева А.В.,
от ООО "НТЦ "ЮгПрофЭнерго" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "НТЦ "ЮгПрофЭнерго", на действия заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100007217000008 "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство 4-й очереди Большого Ставропольского канала (II этап), Ставропольский край"".
По мнению заявителя жалобы, документация аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Рассмотрев доводы жалобы ООО "НТЦ "ЮгПрофЭнерго", Комиссией установлено следующее:
1. Частью 6 статьи 15 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, ко-торые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
13 февраля 2017 года Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство), в лице директора Департамента мелиорации и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" (датее - Учреждение) было подписано Соглашение о передаче полномочий, в соответствии с которым Министерство передало Учреждению полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Министерства (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов) в целях осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
По смыслу данного соглашения ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ" при проведении закупки N 0321100007217000008 осуществляет полномочия государственного заказчика, предусмотренные Законом N 44-ФЗ. в полной мере. Доводы заявителя считаем несущественными.
2. В соответствии со статьями 63 и 64 Закона N 44-ФЗ в извещении о закупке и аукционной документации должна содержаться информация, в том числе: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 устанавливало запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турции. Действительно, данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N672.
В заключительном пункте Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 указано:
"3. Настоящее постановление применяется к внешнеэкономическим операциям, предусматривающим ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика. со дня его вступления в силу"
Данный документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.06.2017. следовательно, по истечении 7 дней после дня официального опубликования оно вступило в силу, а именно 10.06.2017 года.
На момент размещения изменения извещения о закупке и аукционной документации на сайте http://zakupki.gov.ru 22.05.2017 года запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1457 был актуален, и. поэтому доводы заявителя являются необоснованными.
3. Согласно пункта 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ: "в случаях, предусмотренных пунктом б статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом".
Статья 3 закона N 44-ФЗ содержит основные понятия, используемые в сфере контрактной системы, в том числе:
государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
Кроме того, частью 1 статьи 767 Гражданского кодекса РФ предусмотрено:
"При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ".
Таким образом, данное положение статьи предусматривает специальное основание для изменения государственного контракта на выполнение подрядных работ, которое как раз относится к существенному изменению обстоятельств. При уменьшении соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, у сторон появляется обязанность согласовать новые сроки, а если необходимо, -и другие условия выполнения работ.
4. При составлении требований к товарам, заказчик руководствовался требованиями Федерального Законодательства, государственных стандартов, сведениями, указываемыми производителями, в отношении товаров (материалов) и рекомендательных Писем различных ведомств, регулирующих госзаказ, а также Приказами, Постановлениями и правоприменительной практикой. Так, все требования к товарам, в полной мере соответствуют всем вышеуказанным нормативным документам. Для указания параметров товаров, у участников нет необходимости приобретения данных товаров и, соответственно, проведения каких-либо испытаний.
Все товары являются стандартными (не уникальными), распространенными и имеющими промышленное производство. Таким образом, производственные линии, настроенные в соответствии с требованиями ГОСТ, выпускают товар с идентичными свойствами, процентными соотношениями, цветом, запахом и прочим. Срок хранения товаров определен от 12 месяцев (в иных случаях более 12 месяцев). То есть паспорт с указанными характеристиками и свойства товара остаются неизменными на весь срок хранения выпущенной партии товара.
Дополнительно, в инструкции указано, что в случае, если участник не может указать конкретное значение показателя, он указывает диапазонное значение, в соответствии с требованиями документации и нормативно-технической документацией на товар от производителя и/или сведениями государственных стандартов.
На основании вышеизложенного, доводы указанные в жалобе ООО "НТЦ "ЮгПрофЭнерго" необоснованные.
Более того, на участие в данной закупки было подано 2 заявки, одна заявка допущена, отклонена была заявка не по основаниям указанным в жалобе.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НТЦ "ЮгПрофЭнерго", на действия заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100007217000008 "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство 4-й очереди Большого Ставропольского канала (II этап), Ставропольский край"" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 июня 2017 г. N рз-1100-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2017