Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 июня 2017 г. N 1173
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Анфиногенов Е.В., Пименов А.О.
от ООО "ЮгСпецСтрой" - представитель не прибыл
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Туркменская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300095017000011 Выполнение работ по ремонту кровли и окон в участковой больнице села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края.
Заявитель обжалует действия заказчика в части отклонения заявки ООО "ЮгСпецСтрой".
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0321300095017000011 Выполнение работ по ремонту кровли и окон в участковой больнице села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края.
Требования к товару, по предмету аукциона установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. Как установила комиссия, в действиях заказчика установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ:
Требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе предусмотрены п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Соответствующие требования установлены в документации об аукционе.
Таким образом, участник закупки в первой части своей заявки должен указывать конкретные показатели товара, необходимые заказчику.
В соответствии с ч. 1, 4, 5 ст. 67 Закона: Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Как установила комиссия, ООО "ЮгСпецСтрой" подало заявку для участия в аукционе.
В протоколе рассмотрения первых частей заявка N 5 отклонена по следующим основаниям:
По позиции "Пленка полиэтиленовая"
В разделе 3 "Требования к товарам" документации об аукционе в графе "Показатель (характеристика) товара" Заказчиком были установлены требования к наименованию показателя (характеристике) товара "Минимальная длина отрезка пленки в рулоне" и требования к значению показателя "не менее 50 м" в п.5 на стр.14 раздела 3 Требования к товарам части III Технического задания документации об аукционе. Требования установлены в точном соответствии и на основании п.1.4 ГОСТ 10354-82.
В заявке в позиции "Пленка полиэтиленовая" указано наименование показателя (характеристика) товара "Длина отрезка пленки в рулоне" со значениям "50 м".
То есть участник закупки должен был в заявке на участие указать наименование показателя (характеристику) товара по данной позиции соответствующее документации об аукционе и требованиям ГОСТ 10354-82, что собственно и сделали 4 участника закупки, за исключением Подателя жалобы, который исказил не только наименование показателя, указав ""Длина отрезка пленки в рулоне", но и исказив и суть требований. Суть требований Заказчика в рамках своих потребностей и ГОСТ 10354-82 сводится к тому, что "Минимальная длина отрезка пленки в рулоне не менее 50 м" предполагает использование при выполнении работ полиэтиленовой пленки отрезками длиной 50 м, а при необходимости, в целях соблюдения качества работ по герметизации и пароизоляции кровли, длину и более 50 м, а Податель жалобы исключил такую возможность, исказив наименование показателя.
Таким образом, поданные сведения Подателем жалобы в своей заявке на участие не соответствуют требованиям, установленным в документации об аукционе, а так же требованиям ГОСТ 10354-82.
2.По позиции "Оконные блоки из профиля ПВХ (Тип 1)"
В разделе 3 "Требования к товарам" документации об аукционе в таблице 1.5 на стр.56 п.5 Заказчиком были установлены требования к показателю товара "Маркировка" с требованиями к значениям показателей "каждый оконный блок должен быть маркирован водостойкой краской или этикеткой с указанием предприятия-изготовителя (товарного знака), марки изделий, даты его изготовления и (или) номера заказа, знака (штампа), подтверждающего приемку изделий техническим контролем.".
Требования установлены в точном соответствии и на основании п.5.11.1 ГОСТ 30674-99, п.5.6.1 ГОСТ 23166-99.
В заявке Подателя жалобы на стр.8 в позиции "Оконные блоки из профиля ПВХ (Тип 1)" указано наименование показателя (характеристика) товара "Маркировка" со значениям "каждый оконный блок маркирован водостойкой краской с указанием предприятия-изготовителя, марки изделий, даты его изготовления, знака, подтверждающего приемку изделий техническим контролем.", т.е. без значений показателя "товарного знака" и "штампа", указанных в скобках.
Так же в инструкции по заполнению заявке определены все случаи, когда участнику закупки при подаче сведений в первой части заявке необходимо сделать выбор среди предложенных значений, такого варианта выбора значений показателей, указанных в скобках, как предложил Податель жалобы, в инструкции нет.
В заявке Подателя жалобы на стр.8 указано о соответствии оконных блоков ГОСТ 30674-99. В соответствии с п. 5.11.1 данного ГОСТ маркировка изделий - по ГОСТ 23166. В п. 5.6.1 ГОСТ 23166-99 установлено, что каждое изделие маркируют водостойкой краской или этикеткой с указанием предприятия-изготовителя (товарного знака), марки изделий, даты его изготовления и (или) номера заказа, знака (штампа), подтверждающего приемку изделий техническим контролем. Причем в данном требовании государственного стандарта определены варианты выбора значений характеристик с использованием союза "или" и комбинации союзов "и (или)", выбор значений характеристик, указанных в скобках, данное положение ГОСТ не предполагает.
Таким образом, поданные сведения Подателем жалобы в своей заявке на участие" не соответствуют требованиям установленным в документации об аукционе, а так же требованиям государственных стандартов, регламентирующих оконные блоки из профиля ПВХ.
3.По позиции "Оконные блоки из профиля ПВХ (Тип 2)"
В разделе 3 "Требования к товарам" документации об аукционе в таблице 1.5 на стр.60 п.6 Заказчиком были установлены требования к показателю товара "Маркировка" с требованиями к значениям показателей "каждый оконный блок должен быть маркирован водостойкой краской или этикеткой с указанием предприятия-изготовителя (товарного знака), марки изделий, даты его изготовления и (или) номера заказа, знака (штампа), подтверждающего приемку изделий техническим контролем.".
Требования установлены в точном соответствии и на основании п.5.11.1 ГОСТ 30674-99, п.5.6.1 ГОСТ 23166-99.
В заявке Подателя жалобы на стр.9 в позиции "Оконные блоки из профиля ПВХ (Тип 1)" указано наименование показателя (характеристика) товара "Маркировка" со значениям "каждый оконный блок маркирован водостойкой краской с указанием предприятия-изготовителя, марки изделий, даты его изготовления, знака, подтверждающего приемку изделий техническим контролем.", т.е. без значений показателя "товарного знака" и "штампа", указанных в скобках.
Так же в инструкции по заполнению заявке определены все случаи, когда участнику закупки при подаче сведений в первой части заявке необходимо сделать выбор среди предложенных значений, такого варианта выбора значений показателей, указанных в скобках, как предложил Податель жалобы, в инструкции нет. Тем более что, в соответствии с правилами русского языка в скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний и не подразумевающие выбор.
В заявке Подателя жалобы на стр.9 указано о соответствии оконных блоков ГОСТ 30674-99. В соответствии с п. 5.11.1 данного ГОСТ маркировка изделий - по ГОСТ 23166. В п. 5.6.1 ГОСТ 23166-99 установлено, что каждое изделие маркируют водостойкой краской или этикеткой с указанием предприятия-изготовителя (товарного знака), марки изделий, даты его изготовления и (или) номера заказа, знака (штампа), подтверждающего приемку изделий техническим контролем. Причем в данном требовании государственного стандарта определены варианты выбора значений характеристик с использованием союза "или" и комбинации союзов "и (или)", выбор значений характеристик, указанных в скобках, данное положение ГОСТ не предполагает.
4.По позициям "Гвозди (тип 1)"
В разделе 3 "Требования к товарам" документации об аукционе в графе "Показатель (характеристика) товара" Заказчиком были установлены требования к показателю "Длина гвоздя l" со значениями "не > 80 мм, 120 мм" в п.8 на стр.9 раздела 3 документации об аукционе. Обращаю внимание членов комиссии, что в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона 44-ФЗ Заказчик в характеристике установил обозначение длины гвоздя латинской буквой "l", соответствующего требованиям таблицы 2 и черт.2 ГОСТ 4028-63.
В заявке Подателя жалобы на стр.1 в данной позиции указано "Длина гвоздя 180 мм; 120 мм". Так как заявка подана в формате JPEG, с размером и наименованием шрифта не возможным определить соответствие поданных сведений требованиям документации об аукционе, в частности после фразы "Длина гвоздя" у Заказчика и членов комиссии нет возможности определить значение "180 мм" это, либо числовой показатель 180 мм, что не соответствует требованиям документации и не соответствует требованиям ГОСТ 4028-63 (таблица 2 - максимальная длина гвоздя 80 мм для диаметра 3 мм, и 150 мм- для диаметра гвоздя 5 мм), либо это латинская буква l, но в каком-то другом шрифте, отличающимся от шрифта "Times New Roman" с условным обозначением l, соответствующему ГОСТ 4028-63 и документации об аукционе, так как в формате JPEG нет возможности проверить и установить в поданном значении "180 мм" средствами поиска через Ctrl F единица это или латинская буква l, тем более, что после значения "1" нет никакого разделительного знака, запятой, точки с запятой, слова отделяющего данное значение от числового 80 мм.
Таким образом, поданные сведения Подателем жалобы по показателю "Длина гвоздя l" не соответствуют требованиям установленным в документации об аукционе, требованиям инструкции по заполнению заявки, требованиям государственного стандарта 4028-63 и не позволяют определить соответствие поставляемого товара требованиям Заказчика.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика - ГБУЗ СК "Туркменская районная больница" установлено нарушение Закона при отклонении заявки ООО "ЮгСпецСтрой".
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Туркменская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300095017000011 Выполнение работ по ремонту кровли и окон в участковой больнице села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 июня 2017 г. N 1173
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2017