Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 июня 2017 г. N Г 576-04/2017
Резолютивная часть решения оглашена 21.06.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Современные бизнес технологии и системы" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об открытом конкурсе на услуги по созданию, развитию и обеспечению функционирования региональной автоматизированной информационной системы планирования и размещения государственного заказа в рамках государственной программы Владимирской области "Информационное общество (2014-2020 годы)" для нужд департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (N закупки 0128200000117004641).
20.06.2017 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 21.06.2017.
20.06.2017 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Современные бизнес технологии и системы" на положения документации об открытом конкурсе на услуги по созданию, развитию и обеспечению функционирования региональной автоматизированной информационной системы планирования и размещения государственного заказа в рамках государственной программы Владимирской области "Информационное общество (2014-2020 годы)" для нужд департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (N закупки 0128200000117004641).
Заявитель считает, что документация об электронном аукционе составлена с нарушениями п. 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Общество полагает, что в описании объекта закупки не указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, при описании объекта закупки не использованы требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) работы и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, а именно техническая часть конкурсной документации не соответствует требованиям по защите информации.
В связи с тем, что создаваемая автоматизированная информационная система планирования и размещения государственного заказа в рамках государственной программы Владимирской области "Информационное общество (2014-2020 годы)" для нужд департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области предназначена для реализации полномочий государственного органа и создается на основании правового акта государственного органа в соответствии со статьями 13, 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон информации, информационных технологиях и о защите информации), данная система относится к государственным информационным системам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 13 Закона информации, информационных технологиях и о защите информации государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.
Согласно статьи 14 Закона информации, информационных технологиях и о защите информации государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.
Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.
Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.
Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Для защиты информации в государственных информационных системах с 01.09.2013 применяются требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах (далее - Требования о защите информации), утвержденные приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 года N 17).
Настоящие Требования о защите информации являются обязательными при обработке информации в государственных информационных системах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также в муниципальных информационных системах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.
Защита информации, содержащейся в государственной информационной системе, обеспечивается путем выполнения обладателем информации (заказчиком) и (или) оператором требований к организации защиты информации, содержащейся в информационной системе, и требований к мерам защиты информации, содержащейся в информационной системе.
Таким образом, принимая во внимание положения пункт 12 Требований о защите информации, защита информации, содержащейся в информационной системе, является составной частью работ по созданию и эксплуатации информационной системы и обеспечивается на всех стадиях (этапах) ее создания, в ходе эксплуатации и вывода из эксплуатации путем принятия организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации в информационной системе, в рамках системы (подсистемы) защиты информации информационной системы.
Организационные и технические меры защиты информации, реализуемые в рамках системы защиты информации информационной системы, в зависимости от информации, содержащейся в информационной системе, целей создания информационной системы и задач, решаемых этой информационной системой, должны быть направлены на исключение: неправомерных доступа, копирования, предоставления или распространения информации (обеспечение конфиденциальности информации); неправомерных уничтожения или модифицирования информации (обеспечение целостности информации); неправомерного блокирования информации (обеспечение доступности информации).
Кроме того, положения пункта 13 Требований о защите информации предусматривают, что для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе; разработка системы защиты информации информационной системы; внедрение системы защиты информации информационной системы; аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее - аттестация информационной системы) и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.
Таким образом, заявитель утверждает, что при создании государственной информационной системы в обязательном порядке должны быть предусмотрены требования о защите информации, утвержденные Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
При этом выполнение работ (оказание услуг) по защите информации должно выполняться в соответствии с требованиями следующих документов: Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Методический документ "Меры защиты информации в государственных информационных системах" (утв. Федеральной службой по техническому и экспортному контролю 11 февраля 2014 года); Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К), утвержденные приказом Гостехкомиссии России от 30 августа 2002 года N 282; "Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (утверждена Заместителем директора ФСТЭК России 14 февраля 2008 года); "Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (утверждена Заместителем директора ФСТЭК России 15 февраля 2008 года); Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 года N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 года N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" (с изменениями и дополнениями).
Для соответствия требованиям защиты информации заявитель считает, что должны быть предусмотрены следующие мероприятия: классификация государственной информационной системы; моделирование актуальных угроз безопасности информации, обрабатываемой в государственной информационной системы (в том числе модель нарушителя); формирование требований к защите информации, содержащейся в государственной информационной системы; разработка системы защиты информации государственной информационной системы; внедрение системы защиты информации государственной информационной системы; аттестация государственной информационной системы по требованиям защиты информации. Также должен быть предусмотрен перечень итоговых документов по защите информации: технический паспорт государственной информационной системы; перечень программного обеспечения, применяемого в государственной информационной системы; перечень пользователей государственной информационной системы; разграничения прав доступа (уровней доступа) между пользователями государственной информационной системы; топологическая схема работы государственной информационной системы; технологический процесс обработки информации в государственной информационной системы; перечень информации подлежащей защите, обрабатываемой в государственной информационной системы; акт классификации государственной информационной системы; модель актуальных угроз безопасности информации (включая модель нарушителя) обрабатываемой в системе; топологическая схема работы государственной информационной системы; технологический процесс обработки информации в государственной информационной системы.
Также заявитель полагает, что в конкурсной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии у них лицензий на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Согласно пункту 10 Требования о защите информации для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Основной задачей выполнения работ по защите информации является разработка комплекса взаимосвязанных организационных мер и технических средств по обеспечению необходимого уровня защищенности системы и ее отдельных подсистем от несанкционированного доступа к данным. Применяемые средства защиты информации системы должны пройти установленным порядком оценку соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям по безопасности информации.
Лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", часть 1 статьи 12 которого содержит подробный перечень тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Среди них можно выделить виды деятельности, указанные в пунктах 1, 4 и 5, имеющие непосредственное отношение к работам, выполняемым в рамках конкурса.
Сама же организация лицензируемой деятельности регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", которым утвержден "Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности". В соответствии с данным Перечнем можно выделить следующие лицензируемые виды деятельности, основанные на пунктов 1, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (ФСБ России); разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации (ФСБ России, ФСТЭК России); деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК России).
Указанная деятельность регламентирована соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации: Постановление от 16.04.2012 N313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"; Постановление от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
Учитывая, что организация, оказывающая услуги по созданию, развитию и обеспечению функционирования региональной автоматизированной информационной системы планирования и размещения государственного заказа в рамках государственной программы Владимирской области "Информационное общество (2014-2020 годы)" для нужд департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, будет разрабатывать государственную информационную систему, она обязана иметь соответствующую лицензию ФСТЭК России, которая предусматривают выполнение соответствующих работ, а именно на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК России).
Согласно подпунктам "б", "д", "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат следующие виды работ и услуг: контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации; проектирование в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений; установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).
Тем самым заявитель считает, что учитывая наименование услуг по созданию, развитию и обеспечению функционирования региональной автоматизированной информационной системы планирования и размещения государственного заказа требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) работ (услуг), в состав конкурсной документации заказчиком должны были быть включены требования по включению к участникам конкурса о предоставлении в составе заявки копии лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на определенные виды деятельности.
Таким образом, заявитель полагает, что конкурсная документация не соответствует требованиям о защите информации, а также отсутствует требование к участникам закупки наличия действующей лицензии ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика пояснили следующее.
Для обеспечения нужд заказчика необходимы услуги по созданию, развитию и предоставлению в электронном виде по каналам связи посредством телекоммуникационной сети Интернет доступа, обеспечению функционирования и эксплуатации региональной автоматизированной системы планирования и размещения закупок товаров, работ, услуг, определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполнения контракта заказчиками (далее - Сервис).
Основными целями Сервиса являются: повышение уровня прозрачности закупок; повышение эффективности и оптимизация процессов, связанных с осуществлением закупочной деятельности; повышение эффективности взаимодействия структурных единиц организации в рамках выполнения закупочных процедур субъектов и уполномоченного органа; повышение оперативности сбора потребностей и формирования планов закупок субъектов; повышение качества и сокращение сроков предоставления информации субъектами в уполномоченный орган.
Представители заказчика пояснили, что функциональные и технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, в соответствии с п.п. 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок указаны в Разделе 4 "Требования к сервису" Технического задания к конкурсной документации, а именно: требования к сервису; требования к сервису в целом; требования к структуре и функционированию сервиса.
В состав сервиса должны входить следующие функциональные подсистемы: формирования и ведения плана закупок; формирования и ведения плана-графика закупок; определения поставщика (подрядчика, исполнителя); контроля закупки; формирования и ведения реестра контрактов; интеграции с единой информационной системой (далее - ЕИС) и электронной торговой площадкой (далее - ЭТП); формирования отчетности и генерации документов; администрирования; управления справочниками; документооборота. Все перечисленные подсистемы должны использовать единую базу данных и подходы к обработке, хранению и передаче данных. Сервис должен иметь трехзвенную архитектуру клиент-сервер и состоять из нескольких взаимосвязанных программных модулей. Архитектура аппаратно - программного комплекса региональной автоматизированной информационной системе планирования и размещения государственного заказа (далее - АИС "Госзаказ") сервиса должна включать следующие компоненты: сервер база данных (далее - БД); сервер приложений; клиентские модули.
Все данные должны храниться на сервере БД исполнителя, а операции с данными выполняться через сервер приложений исполнителя. Пользователи субъектов и уполномоченного органа на своих автоматизированных рабочих местах (далее - АРМ) должны работать с клиентскими модулями АИС "Госзаказ" по каналам связи посредством телекоммуникационной сети Интернет. Данные АИС "Госзаказ" должны храниться в БД сервиса, управление которой должна выполнять СУБД.
Сервер приложений АИС "Госзаказ" должен решать следующие задачи: взаимодействие с клиентскими модулями (получение заданий на доступ к хранимым данным, отправка данных); взаимодействие с сервером БД (отправка запросов на доступ к хранимым данным, получение данных).
Клиентские модули должны включать пользовательские модули и модули, предназначенные для администрирования сервиса. Взаимодействие клиентских приложений и сервера программного комплекса должно осуществляться посредством по протоколам TCP/IP.
Клиентский модуль должен обеспечивать пользователей сервиса средствами обработки накапливаемой в сервисе информации. Средствами данного модуля сотрудники субъектов и уполномоченного органа должны осуществлять операции по вводу, поиску и редактированию документов по закупочной деятельности, контролю их обработки, а также формировать отчеты. Каждый сотрудник субъекта и уполномоченного органа должен иметь индивидуальные параметры авторизации и аутентификации для входа в сервис, в соответствии с матрицей доступа. Графический интерфейс и функциональные возможности клиентского модуля должны определяться ролью сотрудника субъекта и уполномоченного органа в процессе осуществления закупочной деятельности.
Модули администрирования должны быть доступны на АРМ сотрудника уполномоченного органа, выполняющего функциональные обязанности системного администратора и администратора безопасности программного комплекса АИС "Госзаказ". Средства модулей администрирования должны позволять настраивать функциональные права пользователей субъектов и уполномоченного органа к информации, размещенной в АИС "Госзаказ" сервиса, добавлять учетные записи пользователей, редактировать их функциональные права, просматривать сообщения о событиях, происходящих в АИС "Госзаказ" сервиса, настраивать экранные и отчетные формы, маршруты согласования в процессе осуществления закупочной деятельности.
В конкурсной документации заказчиком установлены следующие требования по организации работы АИС "Госзаказ" с использованием сервиса.
Количество субъектов - заказчиков Владимирской области, включаемых в процесс автоматизации взаимодействия с уполномоченным органом при помощи сервиса - не менее 500. Субъекты должны быть зарегистрированы исполнителем в сервисе и сформированы в иерархическом порядке (в соответствии с административной принадлежностью заказчиков в ЕИС). Всем зарегистрированным субъектам в сервисе должны быть созданы личные кабинеты, присвоены логины и пароли, и осуществлена первоначальная привязка к учетным записям действующих усиленных квалифицированных сертификатов электронной подписи субъектов.
Исполнителем должна обеспечиваться гарантированная доступность сервиса через удаленные подключения субъектов и уполномоченного органа к АИС "Госзаказ" посредством телекоммуникационной сети Интернет. Сервис должен быть гарантированно доступен 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 (366) дней в году.
Сервис должен иметь унифицированный, единый пользовательский интерфейс по всем функциональным компонентам, простой в освоении и использовании конечными пользователями субъектов и уполномоченного органа.
Также заказчиком указаны следующие требования к функциональным возможностям сервиса.
Доступ пользователей субъектов и уполномоченного органа к АИС "Госзаказ" сервиса должен регулироваться единой системой администрирования.В АИС "Госзаказ" должна быть реализована возможность разграничения прав доступа пользователей субъектов и уполномоченного органа к объектам и функциям АИС "Госзаказ" по конкретным пользователям и группам пользователей. В АИС "Госзаказ" должна быть реализована возможность авторизации пользователей субъектов и УО при помощи усиленной квалифицированной ЭП. Требования к программному обеспечению АИС "Госзаказ" сервиса
Программное обеспечение и алгоритмы функциональных блоков АИС "Госзаказ" должно быть лицензионным и не должны являться предметом претензий любой третьей стороны о нарушениях патентного и/или авторского права.
Аппаратно - программный комплекс АИС "Госзаказ" сервиса должен быть реализован в трехуровневой интернет-серверной архитектуре, содержащей сервер приложений и сервер БД, развернутые на современном серверном оборудовании исполнителя, с использованием каналообразующего оборудования, позволяющего осуществление не менее 500 одновременных подключений к нему чубъектов и уполномоченного органа и строится на программном обеспечении: СУБД SQL; web-сервер Apache; сервисное программное обеспечение общего применения.
Персонал Сервиса должен включать следующие категории: пользователи; администраторы. Персонал (пользователи и администраторы) АИС "Госзаказ" должен иметь необходимые базовые навыки работы с компьютером и дополнительно пройти обязательную специальную подготовку организуемую исполнителем - обучение персонала АИС "Госзаказ" работе с сервисом. Исполнитель проводит обучение не менее 15 человек и разрабатывает учебно-методические материалы для самостоятельного обучения сотрудников субъектов и уполномоченного органа. Администраторы должны осуществлять централизованное управление сервисом, следуя единой согласованной политике администрирования АИС "Госзаказ". Администраторы должны при необходимости иметь возможность осуществлять логическую настройку программного комплекса АИС "Госзаказ", используя для этого модуль администрирования, модуль мониторинга действий пользователей и модули для настройки конфигурации сервиса.
Исполнитель должен провести специальную подготовку не менее двух администраторов АИС "Госзаказ", включающую в себя получение навыков работы с сервисом в объеме навыков администраторов с обязательным контролем знаний и приобретаемых навыков.
В конкурсной документации указаны требования к масштабированию и производительности АИС "Госзаказ", согласно которым сервис не должен накладывать ограничения по количеству зарегистрированных в АИС "Госзаказ" пользователей субъектов и уполномоченного органа и количеству АРМ, с которых возможен доступ к АИС "Госзаказ". Сервис должен обеспечивать хранение в БД не менее 500000 документов.
Заказчиком установлены следующие требования к режиму функционирования сервиса. Аппаратно - программный комплекс АИС "Госзаказ" сервиса должен обеспечивать отказоустойчивое бесперебойное использование субъектами и уполномоченного органа в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 (366) дней в году.
Также установлены требования к надежности, согласно которым должна обеспечиваться сохранность информации в сервисе при возникновении аварийных ситуаций. Должна быть предусмотрена возможность резервного копирования данных сервиса средствами системы управления базами данных (далее - СУБД) на резервные устройства хранения с обеспечением возможности последующего восстановления. В случае возникновения аварии или сбоя в процессе выполнения пользовательских задач в АИС "Госзаказ" должно быть обеспечено восстановление базы данных до состояния на момент последнего завершенного сервисом сохранения информации. Сервис должен обеспечивать возможность круглосуточного непрерывного функционирования с технологическими перерывами на проведение исполнителем плановых регламентных работ, согласованных с заказчиком. Выход из строя АРМ пользователя или получение несанкционированного доступа к нему не должно сказываться на функционировании серверной части АИС "Госзаказ" сервиса, а сбой в функционировании сервера приложений АИС "Госзаказ" не должен влиять на состояние данных сервиса.
Резервирование для обеспечения безотказного, устойчивого функционирования аппаратно - программного комплекса АИС "Госзаказ" сервиса должно осуществляться на двух и более географически - распределенных узлах. При этом выход из строя некритического количества узлов не должен сказываться на общей функциональности сервиса.
Аппаратно - программный комплекс АИС "Госзаказ" сервиса должен обладать возможностью балансировки нагрузки между отдельными узлами, модулями и функциями. В аппаратно - программном комплексе АИС "Госзаказ" сервиса должна быть предусмотрена возможность резервного копирования и восстановления данных без остановки функционирования АИС "Госзаказ". Программные средства Сервиса должны обеспечивать отказоустойчивость по отношению к ошибкам пользователей Сервиса.
В конкурсной документации указаны следующие требования к информационной безопасности. Сервис должен обеспечивать возможность хранения и обработки информации разных уровней доступа. В связи с этим сервис должен обладать следующими функциями: вся информация обрабатываемая на сервере приложений АИС "Госзаказ" сервиса должна храниться централизованно на сервере БД АИС "Госзаказ"; должна быть реализована возможность определения каждому пользователю АИС "Госзаказ": прав на выполняемые при работе с Сервисом функции; прав на объем информации, к которому он допущен; прав доступа к определенным документам, группам документов; проверка прав доступа к документам Сервиса должна выполняться на сервере АИС "Госзаказ"; каждый пользователь должен иметь индивидуальные параметры авторизации и аутентификации при входе в АИС "Госзаказ"; сервис должен обеспечивать протоколирование действий пользователей АИС "Госзаказ".
Конкурсная документация содержит требования к механизмам проектирования и адаптации сервиса, а именно сервисе должны быть реализованы все необходимые средства для обеспечения осуществления закупочной деятельности субъектов и уполномоченного органа с возможностью адаптации в процессе эксплуатации сервиса собственными силами специалистов заказчика, касающейся: создания и настройки структуры субъектов и уполномоченного органа; администрирования АИС "Госзаказ": регистрация пользователей субъектов и уполномоченного органа, создание ролей, назначение прав пользователей, создание групп пользователей, создание списков рассылки сообщений, редактирование профилей и политик доступа к ресурсам; создания и настройки различных видов документов, установки прав доступа на выбранные виды документов; создания и редактирования экранных форм; создания и редактирования словарей (одноуровневых и иерархических), загрузки содержимого словаря из текстового файла и выгрузки содержимого в текстовый файл; разработки маршрутов обработки документов при выполнении однотипных операций и процедур согласования с возможностью импорта/экспорта типовых маршрутов для последующего их тиражирования; создания и редактирования отчетных форм, позволяющих формировать отчеты уполномоченного органа на основании внесенных данных субъектами; настройки шаблонов уведомлений, сообщений и напоминаний (типы уведомлений, адресаты, сроки); настройки внутреннего календаря сервиса для соответствия принятой в организации продолжительности рабочей недели и общегосударственным нерабочим дням.
В сервисе должны быть предусмотрены механизмы гибкого реагирования на изменения бизнес-процессов и законодательства с точки зрения настройки и оптимизации программного обеспечения АИС "Госзаказ".
Согласно требованиям к эргономике и технической эстетике, сервис должен иметь русифицированный пользовательский интерфейс, а также должно быть предусмотрено наличие инструкций пользователя и программных подсказок на русском языке. В сервисе должно быть предусмотрено наличие процедур контроля и информирования пользователей, сводящих возможные ошибки к минимуму.
Заказчиком установлено следующие перспективы оптимизации, модернизации сервиса.
Сервис предусматривает незамедлительное внесение изменений в настройки и компоненты в части реализации схем оптимизации и модернизации сервиса для решения следующих задач: по соответствию сервиса требованиям вступивших в силу изменений законодательства в сфере закупок; поддержки изменений схемы осуществления закупок субъекта и уполномоченного органа; поддержки изменений схемы ведения документооборота субъекта и уполномоченного органа; поддержки изменений схемы взаимодействия субъекта и уполномоченного органа; обеспечения взаимодействия с внешними и смежными информационными системами; поддержки изменений схем интеграции с ЕИС и ЭТП.
Также заказчиком установлены требования к функциям, выполняемым сервисом и требования к автоматизированным функциям подсистем формирования и ведения планов закупок и планов-графиков закупок.
Подсистема формирования и ведения плана закупок должна включать в себя и автоматизировать: формирование субъектами среднесрочных планов закупок (на 3 года); формирование печатной формы плана закупок по предварительно настроенному шаблону; отправку плана закупок субъектов на согласование главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) по предварительно настроенному маршруту согласования; отправку уведомлений о ходе прохождения маршрута согласования плана закупок инициатору и согласующим сотрудникам по автоматически построенному маршруту уведомлений; формирование ГРБС сводных планов закупок подведомственных субъектов; формирование уполномоченным органом сводных планов закупок субъектов; хранение версий плана закупок; поиск версий плана закупок; публикацию согласованного плана закупок в ЕИС; внесения изменений в согласованные планы закупок с повторным направлением на согласование ГРБС; формирование сводного плана закупок уполномоченным органом по предварительно настроенному шаблону.
Подсистема формирования и ведения плана - графика закупок должна включать в себя и автоматизировать: формирование плана - графика закупок субъектов на финансовый год; формирование печатной формы плана-графика закупок субъекта по предварительно настроенному шаблону; с отправку плана-графика закупок субъекта на согласование ГРБС по предварительно настроенному маршруту согласования; отправку уведомлений о ходе прохождения маршрута согласования плана-графика инициатору и согласующим сотрудникам по автоматически построенному маршруту уведомлений; хранение версий плана-графика закупок; поиск версий плана-графика закупок; публикацию согласованного плана-графика закупок в ЕИС; внесение изменений в согласованные планы-графики закупок с повторным направлением на согласование ГРБС; процедуру определения регламентированных Федеральным законом сроков проведения закупочных процедур с последующим формированием уведомлений; планирования уполномоченным органом лотов закупок субъектов и сроков определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); формирование сводного плана-графика закупок уполномоченным органом по предварительно настроенному шаблону.
Конкурсная документация содержит требования к автоматизированным функциям подсистемы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которым подсистема определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должна включать в себя и автоматизировать: формирование и публикацию уполномоченным органом в ЕИС извещения о закупочной процедуре субъекта; работу с протоколами; контроль закупки на соответствие действующему законодательству; прикрепление к карточке закупки произвольного количества файлов документов, в том числе отсканированные документы; формирование изменений в извещение и изменений в конкурсную (аукционную) документацию, включая разъяснения, отмену закупки; учет деятельности аукционной, конкурсной комиссий уполномоченного органа; учет результатов проведения торгов на ЭТП.
Формирование и публикация уполномоченного органа в ЕИС извещения о закупочной процедуре должно включать: создание извещения о закупочной процедуре на основе строки плана-графика закупок субъекта; автоматизированный контроль заполнения полей извещения; формирование закупочной документации по предварительно настроенным шаблонам; ручное прикрепление файлов закупочной документации к проекту извещения; автоматическое создание версий присоединенных файлов документов в процессе разработки и согласования; указание типа документа для присоединенного файла; отправка извещения о закупочной процедуре на согласование по предварительно настроенному маршруту согласования; отправка уведомлений о ходе прохождения маршрута согласования извещения о закупочной процедуре инициатору и согласующим сотрудникам по предварительно настроенному маршруту согласования; просмотр истории изменений значений полей формы извещения о закупочной процедуре; отправка данных извещения о закупочной процедуре в ЕИС; формирование напоминаний для субъекта и уведомлений для уполномоченного органа о наступлении сроков запланированных процедур в разрезе согласованных закупок; поиск извещений о закупочной процедуре: реквизитный поиск по любому сочетанию реквизитов, в том числе с использованием логических выражений; полнотекстовый поиск с учетом морфологии русского языка; смешанный поиск - по тексту и по реквизитам с использованием логических выражений; поиск по контрольной информации - срокам исполнения, согласующим, контролерам; возможность сохранения типовых запросов в виде автоматически актуализируемых поисковых папок с возможностью организации их иерархической классификации.
Работа с протоколами должна включать импорт протоколов из ЕИС в АИС "Госзаказ".
Подсистема определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должна обладать функциями, позволяющими автоматизировать: внесение информации об организациях-исполнителях (поставщиках, подрядчиках, исполнителях) в АИС "Госзаказ"; создание карточки контракта; контроль заполнения полей контракта; прикрепление электронной копии текста контракта; создание версий присоединенных файлов документов в процессе разработки и согласования закупки субъекта; отправку проекта контракта на согласование по предварительно настроенному маршруту согласования, возможностью просмотра истории изменений значений полей формы договора; внесение информации и прикрепление документации об исполнении контракта; внесение информации и прикрепление документации о расторжении контракта; внесение информации по дополнительным соглашениям к контракту; связывание карточки контракта с карточками зарегистрированных дополнительных соглашений; публикацию сведений о контракте, сведений об исполнении и сведений о расторжении договора в ЕИС; поиск контрактов субъектов и дополнительных соглашений к ним: реквизитный поиск по любому сочетанию реквизитов, в том числе с использованием логических выражений; полнотекстовый поиск с учетом морфологии русского языка; смешанный поиск - по тексту и по реквизитам с использованием логических выражений; поиск по контрольной информации - срокам исполнения, согласующим.
Конкурсная документация содержит следующие требования к автоматизированным функциям подсистемы контроля закупки.
Подсистема контроля закупки должна автоматизировать функции: контроля уполномоченным органом планов-графиков закупок субъектов по ОКПД: в качестве кодов структурированной номенклатуры товаров, работ, услуг должны использоваться коды ОКПД высокого уровня, приведенные в указанном классификаторе; контроля заявок субъектов на закупку по ОКПД (заявки на закупку должны формироваться на основе утвержденных планов-графиков закупок; в качестве классификатора товаров, работ, услуг должен использоваться полный классификатор ОКПД); отслеживания уполномоченным органом исполнения плана-графика закупок субъектов в любой момент времени.
В конкурсной документации указаны требования к автоматизированным функциям подсистемы формирования и ведения реестра контрактов, согласно которым подсистема формирования и ведения реестра контрактов должна обеспечивать автоматизацию: ведения контрактов и их изменений; учета исполнения контрактов.
Также в конкурсной документации указаны следующие требования к функциям подсистемы интеграции с ЕИС и ЭТП.
В АИС "Госзаказ" должен быть реализован способ установления взаимосвязей со смежными и внешними системами с помощью подсистемы интеграции с целью импорта и экспорта информации.
Взаимодействие с ЕИС в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) должно осуществляться с помощью подсистемы интеграции в соответствии с Альбомом форматов XML-документов передаваемых в электронной форме. Взаимодействие с ЕИС должно осуществляться в рамках предоставления информации о закупках.
Подсистема интеграции с ЕИС и ЭТП должна обеспечивать автоматизацию процедур и процессов: 1. передачи сведений из АИС "Госзаказ" в ЕИС: извещений и документации закупок субъектов; изменений, внесенных в извещение и документацию закупок субъектов, включая направление разъяснений; сведений о заключении, изменении, исполнении или расторжении контрактов субъектов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; извещений об отказе от проведения процедуры, в том числе по части лотов процедуры; протоколов заседания комиссий уполномоченного органа, в том числе в случае отстранения участника открытого аукциона в электронной форме на любом этапе проведения торгов; извещений о приостановлении, а также возобновлении определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); протоколов и информации о заявках участников определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); номера реестровой записи закупок субъектов и дата их присвоения.
Из ЕИС в АИС "Госзаказ" должны автоматически загружаться: сведения о публикации отправленных из АИС "Госзаказ" сведений; справочники и классификаторы.
Заказчиком установлены требования к функциям подсистемы формирования отчетности и генерации документов, в которых указано, что подсистема формирования отчетности и генерации документов должна обеспечивать выполнение следующих функций: разработка отчетных форм; редактирование отчетных форм; сохранение отчетных форм в АИС "Госзаказ"; удаление отчетных форм из АИС "Госзаказ"; импорт отчетных форм; экспорт отчетных форм; формирования уполномоченным органом отчётов с учётом требуемого периода, динамических отчетов по ГРБС, подведомственным ГРБС субъектам и в целом по проведенным уполномоченным органом закупкам, в том числе с использованием классификатора ОКПД.
Подсистема формирования отчетности и генерации документов должна обеспечивать возможность формирования отчетов по предварительно настроенным отчетным формам и сохранения результатов в различных форматах. В отчет должны попадать только данные, правом просмотра которых обладает пользователь АИС "Госзаказ", формирующий отчет.
Согласно требованиям к функциям подсистемы администрирования, подсистема администрирования должно обеспечивать выполнение следующих функций: идентификация и аутентификация пользователей сервиса; управление доступом пользователей сервиса; регистрация пользователей АИС "Госзаказ", внесение сведений о пользователях, редактирование информации о них; блокирование и разблокирование пользователя в АИС "Госзаказ"; настройка прав пользователей в АИС "Госзаказ"; назначение ролей пользователям в АИС "Госзаказ"; добавление, редактирование, изменение настроек прав доступа; индивидуальная настройка полномочий учетной записи пользователя АИС "Госзаказ"; добавление ЭП пользователю АИС "Госзаказ"; разграничение прав доступа пользователей к различным функциям подсистем сервиса; назначение заместителей и уполномоченных; мониторинг событий (просмотр сообщений о событиях, происходящих в АИС "Госзаказ"; сортировка сообщений о событиях сервиса по различным параметрам; фильтрация сообщений о событиях сервиса по различным параметрам; управление подключениями пользователей сервиса к АИС "Госзаказ"; настройка логической схемы осуществления уполномоченным органом закупок субъектов; настройка маршрутов согласования; настройка экранных форм ввода информации.
Подсистема администрирования должна обеспечивать управление сервисом АИС "Госзаказ" с возможностью настройки параметров функционирования с целью: соответствия сервиса требованиям законодательства в сфере закупок; поддержки возможности внесения изменений в схемы осуществления закупок субъектом и уполномоченным органом; поддержки возможности внесения изменений в схемы ведения документооборота субъектом и уполномоченным органом.
В конкурсной документации отображены следующие требования к автоматизированным функциям подсистемы управления справочниками.
Средствами подсистемы управления справочниками должно осуществляться ведение словарей и справочников, используемых в АИС "Госзаказ".
Подсистема управления справочниками должна выполнять следующие функции: создания линейных и иерархических справочников; редактирования структуры и наполнения справочников; загрузки линейных и иерархических словарей; импорта справочников и классификаторов из ЕИС в АИС "Госзаказ".
Также в конкурсная документация содержит требования к функциям подсистемы документооборота, согласно которой подсистема документооборота должна выполнять следующие функции: регистрации документов субъектов и уполномоченного органа; хранения электронных версий документов субъектов и уполномоченного органа; подготовки различных видов документов субъектов и уполномоченного органа; направления документов на групповое, последовательное и/или параллельное ознакомление, согласование, исполнение; контроля исполнения документов и задач по документам; поиск документов.
Регистрация документов субъектов и уполномоченного органа должна включать в себя: регистрацию бумажных и электронных документов субъектов и уполномоченного органа; формирование текущего сквозного номера документа, зависящего от типа документа; поддержку шаблона номера документа индивидуально для каждого типа документа; возможность автоматического заполнения полей регистрационно-контрольных карточек (далее - РКК); использование словарей, как линейных, так и иерархических, для заполнения полей РКК; поддержку связанных полей РКК; автоматизированный контроль (заполнения полей РКК, дублирования при регистрации документов, установление связей с документами, зарегистрированными в АИС "Госзаказ", передачу согласованного документа на резолюцию руководителю, внесение резолюции руководителя в РКК, создание поручений на основании резолюции).
Хранение электронных версий документов субъектов и уполномоченного органа должно включать присоединение к РКК файлов различных форматов, в том числе текстовых и графических.
Подготовка различных видов документов субъектов и уполномоченного органа должна включать: создание и регистрацию проекта документа на АРМ субъектов и уполномоченного органа с заполнением РКК и возможностью присоединения/сканирования электронного документа, установления связи с другими документами, зарегистрированными в АИС "Госзаказ"; отправку на согласование по заданному маршруту средствами встроенной почтовой службы. Список согласующих определяется типовым маршрутом; автоматическое создание версий присоединенных файлов документов в процессе их разработки и согласования; отправку проекта документа на доработку при помощи механизма обратного маршрута с повторным прохождением процедуры согласования; визирование документов в АИС "Госзаказ" средствами усиленной квалифицированной ЭП субъекта с ролью "Аутентификация клиента"; регистрация документа на основе утвержденного проекта; формирование типовых документов, в том числе присоединенных файлов по шаблонам, обеспечивающим автоматизацию процесса интеграции сервиса с ЕИС и ЭТП, подготовленным с исполнителем совместно с уполномоченным органом и размещенным в АИС "Госзаказ".
Направление документов на групповое, последовательное и/или параллельное ознакомление, согласование, исполнение должно включать: возможность создания параллельных и последовательных задач по документу, группе документов (поручений, согласований, ознакомлений); возможность создания поручений соисполнителям; возможность выдачи заданий на рабочую группу, сформированную администратором сервиса либо из сотрудников одного подразделения субъекта или уполномоченного органа, либо из сотрудников разных подразделений субъекта или уполномоченного органа; возможность отправки документов на ознакомление пользователям АИС "Госзаказ" и контроль процедуры ознакомления; возможность переписки между пользователями АИС "Госзаказ" при помощи встроенной в АИС "Госзаказ" почтовой службы; возможность разработки маршрутов в графическом редакторе типовых маршрутов и в интерфейсе работы с конкретным документом путем внесения изменений в типовой маршрут; возможность отправки документа, группы документов по заранее подготовленным типовым маршрутам; возможность автоматического назначения типового маршрута обработки документа и контролера маршрута в зависимости от типа документа.
Согласно конкурсной документации, контроль исполнения документов и задач по документам должен включать в себя: постановку документа на контроль и снятие с контроля; назначение ответственного по документу; слежение за ходом исполнения задач по документу, рассылку уведомлений и напоминаний в личный кабинет пользователя сервиса с дополнительным дублированием на адрес внешней электронной почты пользователя; своевременное информирование пользователей сервиса о поступивших для обработки документах и контрольных сроках по их обработке; возможность контроля всей цепочки исполнения; автоматическое протоколирование хода исполнения задач по документу; отбор документов с истекшим или истекающим сроком исполнения с автоматическим повышением приоритета и соответствующим уведомлением участников цепочки обработки этих документов; формирование статистической отчетности по фактическому состоянию контроля исполнения задач; получение перечня заданий по исполнителям, авторам резолюций, по срокам исполнения и номеру документа; просмотр листа согласования и листа ознакомления документа.
Поиск документов должен включать: реквизитный поиск по любому сочетанию реквизитов, в том числе с использованием логических выражений; полнотекстовый поиск с учетом морфологии русского языка; смешанный поиск - по тексту и по реквизитам с использованием логических выражений; поиск по контрольной информации - срокам исполнения, исполнителям, контролерам; возможность сохранения типовых запросов в виде автоматически актуализируемых поисковых папок с возможностью организации их иерархической классификации.
Представители заказчика пояснили, что в рамках оказания услуг по созданию, развитию и обеспечению функционирования региональной автоматизированной информационной системы планирования и размещения государственного заказа исполнителем должна быть разработана и предоставлена заказчику следующая документация: технологический регламент Сервиса; технологический регламент АИС "Госзаказ"; программа испытаний; эксплуатационная документация; руководство администратора; руководство пользователя; программа обучения персонала; учебно-методические материалы.
Технологический регламент сервиса включает в себя описание: механизма реализации и схемы бизнес-процесса формирования плана закупок субъектом; механизма реализации и схемы бизнес-процесса формирования плана-графика закупок субъектом; механизма реализации и схемы бизнес-процесса формирования сводного плана закупок уполномоченным органом; механизма реализации и схемы бизнес-процесса формирования сводного плана-графика закупок уполномоченным органом; механизма реализации и схемы бизнес-процесса размещения закупки уполномоченным органом в ЕИС и на ЭТП; механизма реализации и схемы бизнес-процесса размещения закупки уполномоченным органом в ЕИС и на ЭТП в рамках совместной закупки для обеспечения нужд нескольких субъектов; механизма реализации и матрицы ролей АИС "Госзаказ" с описанием функциональных задач пользователей; механизма реализации и матрицы доступа пользователей к сервису; механизма реализации и схемы взаимодействия АИС "Госзаказ" со смежными информационными системами, включая ЕИС и ЭТП; механизма реализации и экранных форм "Личного кабинета" субъектов и уполномоченного органа; механизма реализации и экранных форм формирования заявок субъектов в план закупок субъектов; механизма реализации и экранных форм согласования ГРБС заявки субъектов в план закупок субъектов; механизма реализации и экранных форм формирования плана закупок субъектов; механизма реализации и экранных форм формирования сводного плана закупок уполномоченным органом из планов закупок субъектов; механизма реализации и экранных форм формирования заявок субъектов в план-график закупок субъектов; механизма реализации и экранных форм согласования ГРБС заявки субъектов в план-график закупок субъектов; механизма реализации и экранных форм формирования плана-графика закупок субъектов; механизма реализации и экранных форм формирования сводного плана-графика закупок уполномоченного органа из планов-графиков закупок субъектов; механизма реализации и экранных форм формирования сведений для проведения уполномоченным органом закупки; механизма реализации и экранных форм формирования субъектом разъяснений на запрос о даче разъяснений, полученный уполномоченным органом; механизма реализации и экранных форм рассмотрения и оценки заявок на участие от поставщиков, подрядчиков, исполнителей; механизма реализации и экранных форм заключения контракта; механизма реализации и экранных форма сведений об исполнении контракта; механизма реализации и экранных форм расторжения контракта.
Технологический регламент АИС "Госзаказ" включает в себя описание: механизма реализации функционирования серверного аппаратно-программного обеспечения АИС "Госзаказ"; механизма реализации функционирования АИС "Госзаказ"; по типу архитектуры клиент-сервер (клиент - сервер приложений - сервер баз данных) при осуществлении информационного обмена между пользователем сервиса и АИС "Госзаказ" через его веб-интерфейс; механизма реализации функциональных возможностей подсистем сервиса АИС "Госзаказ"; механизма реализации процесса, при котором АИС "Госзаказ" и входящие в состав АИС "Госзаказ" подсистемы в процессе функционирования ведут обмен информацией на основе открытых форматов обмена данными; механизма реализации процесса, при котором АИС "Госзаказ" функционирует на основе программного обеспечения (СУБД, сервер приложений) разработанного под лицензией программного обеспечения с открытым исходным кодом; механизма реализации процесса, при котором АИС "Госзаказ" не требует установки дополнительных компонентов (кроме средств криптографической защиты информации) на АРМ пользователей субъектов и уполномоченного органа; механизма реализации процесса, при котором установка АИС "Госзаказ" в целом, как и установка отдельных её частей, не предъявляет заказчику дополнительных требований к покупке или использованию компонентов, выпущенных под любой формой лицензии, отличной от открытой, за исключением средств криптографической защиты информации; механизма реализации процесса, при котором АИС "Госзаказ" имеет модульную архитектуру, позволяющую осуществлять администрирование и настройку через интерфейс сервиса без привлечения разработчиков сервиса; механизма автоматизации процесса управления качеством при реализации функциональных возможностей АИС "Госзаказ"; механизма реализации процесса, при котором архитектурное решение АИС "Госзаказ" обеспечивает возможность кластеризации и равномерное распределении нагрузки на оборудовании Исполнителя; механизма функционирования комплекса технических средств, используемых для реализации схемы резервирования сетевой структуры Исполнителя, обеспечивающей непрерывный доступ Пользователей субъектов и уполномоченного органа к сервису АИС "Госзаказ"; механизма реализации процесса регистрации пользователя субъекта в АИС "Госзаказ".
Все материалы представляются заказчику в двух экземплярах на бумажном носителе в сброшюрованном виде, и в двух экземплярах на машинном носителе DVD. Документация поставляется в формате PDF.
Заказчик контролирует ход выполнения исполнителем мероприятий в рамках контракта в любой момент времени по своему усмотрению. В случае обнаружения заказчиком отклонений в процессе создания информационной системы планирования и размещения государственного заказа от требований технического задания заказчик незамедлительно уведомляет об отклонении исполнителя. Исполнитель в свою очередь принимает все необходимые меры для устранения возникшей ситуации.
Таким образом, заказчик утверждает, что техническая часть конкурсной документации содержит требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) оказываемой услуги и соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Тем самым заказчик полагает, что в его действиях отсутствуют нарушения п.п. 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также заказчик пояснил, что им предусмотрен полный комплекс мероприятий по защите информации в создаваемой информационной системе, в соответствии с Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утеврждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах": Сервис должен предоставляться в форме модели, в которой исполнитель управляет программным обеспечением региональной автоматизированной информационной системы планирования и размещения государственного заказа, размещенным на собственном оборудовании, включая установку, обновление, обеспечение работоспособности, защиты информации от несанкционированного доступа и предоставления доступа в "Личные кабинеты" через веб-интерфейс АИС "Госзаказ" к сервису с АРМ посредством телекоммуникационной сети Интернет" (пункт 1.3 "Форма и срок предоставления услуг" Технического задания конкурсной документации), "Оборудование Исполнителя, предназначенное для предоставления Сервиса и физического размещения АИС "Госзаказ" должно находиться на территории Российской Федерации.
Исполнитель должен обеспечить проведение комплекса мер по физической и информационной безопасности, гарантирующее целостность и конфиденциальность данных обрабатываемых в АИС "Госзаказ" (Раздел 3 "Характеристика объектов автоматизации" Технического задания конкурсной документации).
Модули администрирования должны быть доступны на АРМ сотрудника уполномоченного органа, выполняющего функциональные обязанности системного администратора и администратора безопасности программного комплекса АИС "Госзаказ".
Средства модулей администрирования должны позволять настраивать функциональные права пользователей субъектов и уполномоченного органа к информации, размещенной в АИС "Госзаказ" сервиса, добавлять учетные записи пользователей, редактировать их функциональные права, просматривать сообщения о событиях, происходящих в АИС "Госзаказ" сервиса, настраивать экранные и отчетные формы, маршруты согласования в процессе осуществления закупочной деятельности (Пункт 4.1.1. "Требования к структуре и функционированию Сервиса" Технического задания конкурсной документации).
Всем зарегистрированным субъектам в сервисе должны быть созданы личные кабинеты, присвоены логины и пароли, и осуществлена первоначальная привязка к учетным записям действующих усиленных квалифицированных сертификатов ЭП субъектов (Пункт 4.1.2. "Требования по организации работы АИС "Госзаказ" с использованием Сервиса" Технического задания конкурсной документации).
В АИС "Госзаказ" должна быть реализована возможность разграничения прав доступа пользователей субъектов и уполномоченного органа к объектам и функциям АИС "Госзаказ" по конкретным пользователям и группам пользователей.
В АИС "Госзаказ" должна быть реализована возможность авторизации пользователей субъектов и уполномоченного органа при помощи усиленной квалифицированной ЭП (Пункт 4.1.3. "Требования к функциональным возможностям Сервиса" Технического задания конкурсной документации).
Сервис должен обеспечивать возможность хранения и обработки информации разных уровней доступа. В связи с этим сервис должен обладать следующими функциями: вся информация обрабатываемая на сервере приложений АИС "Госзаказ" сервиса должна храниться централизованно на сервере БД АИС "Госзаказ"; должна быть реализована возможность определения каждому пользователю АИС "Госзаказ" (прав на выполняемые при работе с сервисом функции; прав на объем информации, к которому он допущен; прав доступа к определенным документам, группам документов; проверка прав доступа к документам срвиса должна выполняться на сервере АИС "Госзаказ"; каждый пользователь должен иметь индивидуальные параметры авторизации и аутентификации при входе в АИС "Госзаказ"; сервис должен обеспечивать протоколирование действий пользователей АИС "Госзаказ"" (Пункт 4.1.9. "Требования к информационной безопасности" Технического задания конкурсной документации).
В Сервисе должны быть реализованы все необходимые средства для обеспечения осуществления закупочной деятельности субъектов и уполномоченного органа с возможностью адаптации в процессе эксплуатации сервиса собственными силами специалистов заказчика, касающейся: администрирования АИС "Госзаказ": регистрация пользователей субъектов и уполномоченного органа, создание ролей, назначение прав пользователей, создание групп пользователей, создание списков рассылки сообщений, редактирование профилей и политик доступа к ресурсам; (Пункт 4.1.10. "Требования к механизмам проектирования и адаптации Сервиса" технического задания конкурсной документации).
Подсистема администрирования должно обеспечивать выполнение следующих функций: идентификация и аутентификация пользователей сервиса; управление доступом пользователей сервиса; регистрация пользователей АИС "Госзаказ", внесение сведений о пользователях, редактирование информации о них; блокирование и разблокирование пользователя в АИС "Госзаказ"; настройка прав пользователей в АИС "Госзаказ"; назначение ролей пользователям в АИС "Госзаказ"; добавление, редактирование, изменение настроек прав доступа; индивидуальная настройка полномочий учетной записи пользователя АИС "Госзаказ"; добавление ЭП пользователю АИС "Госзаказ"; разграничение прав доступа пользователей к различным функциям подсистем сервиса; управление подключениями пользователей сервиса к АИС "Госзаказ" (Пункт 4.2.7 "Требования к функциям подсистемы администрирования" Технического задания конкурсной документации).
На заседании Комиссии представители заказчик пояснили, что согласно пункту 10 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N17 для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 34 информационной карты конкурса описание объекта закупки отражено в техническом задании аукционной документации, которое является приложением N 3 к информационной карте.
В данном техническом задании описаны технические, функциональные и качественные характеристики сервиса (создания, развития и обеспечения функционирования региональной автоматизированной информационной системы планирования и размещения государственного заказа).
Комиссия установила, что техническое задание содержит характеристики объектов автоматизации, требования к сервису, такие как: требования к структуре и функционированию сервиса, требования по организации работы АИС "Госзаказ" с использованием сервиса, требования к функциональным возможностям сервиса, требования к программному обеспечению АИС "Госзаказ" сервиса, требования к численности и квалификации персонала, требования к масштабированию и производительности АИС "Госзаказ", требования к режиму функционирования сервиса, требования к надежности, требования к информационной безопасности, требования к механизмам проектирования и адаптации сервиса, требования к эргономике и технической эстетике, перспективы оптимизации, модернизации сервиса, требования к функциям, выполняемым сервисом, требования к автоматизированным функциям подсистем формирования и ведения планов закупок и планов-графиков закупок, требования к автоматизированным функциям подсистемы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требования к автоматизированным функциям подсистемы контроля закупки, требования к автоматизированным функциям подсистемы формирования и ведения реестра контрактов, требования к функциям подсистемы интеграции с ЕИС и ЭТП, требования к функциям подсистемы формирования отчетности и генерации документов, требования к функциям подсистемы администрирования, требования к автоматизированным функциям подсистемы управления справочниками.
Доказательства того, что описание объекта закупки не соответствует пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявителем не представлено.
Заказчик пояснил, что им предусмотрены мероприятия по защите информации в создаваемой информационной системе, в соответствии с Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах". Данные мероприятия указаны в пункте 1.3 "Форма и срок предоставления услуг" технического задания конкурсной документации, в разделе 3 "Характеристика объектов автоматизации" технического задания конкурсной документации, в пункте 4.1.1 "Требования к структуре и функционированию сервиса" технического задания конкурсной документации, в пункте 4.1.2 "Требования по организации работы АИС "Госзаказ" с использованием Сервиса" технического задания конкурсной документации, в пункте 4.1.3. "Требования к функциональным возможностям Сервиса" технического задания конкурсной документации, в пункте 4.1.9. "Требования к информационной безопасности" технического задания конкурсной документации, в пункте 4.1.10. "Требования к механизмам проектирования и адаптации Сервиса" технического задания конкурсной документации, в пункте 4.2.7. "Требования к функциям подсистемы администрирования" технического задания конкурсной документации.
В силу статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Эта заявка должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии представители заказчика сообщили, что согласно пункту 10 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N17 для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем, данный довод своего подтверждения не нашел.
На заседание Комиссии заявитель не явился.
Согласно информации о рассматриваемой закупке, опубликованной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupкi.gov.ru запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации заказчику не поступали.
Таким образом, у Комиссии не имеется оснований полагать, что описание объекта закупки и требования к участникам закупки не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях конкурсной документации нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Современные бизнес технологии и системы" на положения документации об открытом конкурсе на услуги по созданию, развитию и обеспечению функционирования региональной автоматизированной информационной системы планирования и размещения государственного заказа в рамках государственной программы Владимирской области "Информационное общество (2014-2020 годы)" для нужд департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (N закупки 0128200000117004641) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 июня 2017 г. N Г 576-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017