Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МФЦ Регул" (далее - Заявитель) на действия ФКУ УПРДОР "ПРИКАМЬЕ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа. Подъезд к городу Пермь км 342+900 - км 477+644 и Р-242 Екатеринбург - Пермь км 8+550 - км 160+036 в Пермском крае (извещение N 0315100000317000108),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0315100000317000108 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа. Подъезд к городу Пермь км 342+900 - км 477+644 и Р-242 Екатеринбург - Пермь км 8+550 - км 160+036 в Пермском крае.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о закупках).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, принимая во внимание довод представителя Заказчика о том, что в Законе о закупках не установлены требования о том, каким образом Заказчику следует устанавливать показатели товара, отмечает, что требования документации не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Требования к используемым при выполнении работ материалам установлены в Приложении N 5 к документации о закупке. В одном из документов указаны наименования товаров с п.1 по п.77. В документе, оформленном в виде таблицы, показатели каждого из товаров указаны бессистемно, непоследовательно на разных страницах.
Так, например, показатели растворителя состоят из 12 показателей, которые непоследовательно, неупорядоченно размещены в документе, оформленном в виде таблицы.
Комиссия отмечает, что требования, в данном случае, установленные к показателям товара, должны быть понятными, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересован в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Установленные таким образом показатели могут ввести участников закупки в заблуждение, могут привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика, допустившего необъективное описание объекта закупки, имеется нарушение ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки административного нарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы подтверждения не нашли.
Так, в документации в редакции от 14.06.2017 г.Приложение N 12 отсутствует.
Порядок оплаты услуг по государственному контракту установлен разделом 10 проекта государственного контракта, который является приложением N 1 к аукционной документации.
Довод Заявителя об идентичности корректировки стоимости услуг и порядка оплаты услуг основан на неверном толковании требований Закона о закупках.
В соответствии с позицией Министерства экономического развития РФ, изложенной в письме от 01.07.2016 N Д28и-1660: Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона установлен статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона N 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе. По результатам проведения электронного аукциона заказчик осуществляет расчет цены за единицу товара (работы, услуги), которую включает в проект контракта, направляемый победителю электронного аукциона. Положения статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливают содержание документации об электронном аукционе. В соответствии с указанной статьей информация о порядке снижения цены контракта по результатам проведения электронного аукциона не включается в содержание документации об электронном аукционе. Вместе с тем после определения победителя электронного аукциона заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения электронного аукциона.
При включении в проект контракта цены, предложенной участником электронного аукциона, цена за единицу товара (работы, услуги) должна быть снижена пропорционально коэффициенту снижения по результатам электронного аукциона.
Сумма цен за единицу товаров (работ, услуг) должна соответствовать цене, предложенной победителем электронного аукциона и указанной в протоколе проведения электронного аукциона.
Введение заказчиком такого коэффициента снижения означает, что цена за единицу товара (работы, услуги) будет уменьшена на размер указанного коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 13.01.2016 N Д28и-116 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ", после определения победителя процедуры закупки заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки, в соответствии с формулой, указанной в письме Федерального казначейства от 19.04.2013 N 42-7.4-05/6.3-432 "О направлении обзорного письма Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в деятельности территориальных органов Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг".
Таким образом, в данной части нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Иного не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "МФЦ Регул" на действия ФКУ УПРДОР "ПРИКАМЬЕ" ( при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа. Подъезд к городу Пермь км 342+900 - км 477+644 и Р-242 Екатеринбург - Пермь км 8+550 - км 160+036 в Пермском крае (извещение N 0315100000317000108) обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.2 ст.8 Закона о закупках.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017