Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Волгаспецстрой" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии , ФКУ Упрдор "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 31+500 - км 35+200, Республика Марий Эл (извещение N 0315100000317000079),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0315100000317000079 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 31+500 - км 35+200, Республика Марий Эл.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок подателю жалобы отказано в допуске к участию в закупке ввиду предоставления недостоверной информации.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к используемым при выполнении работ материалам установлены в Приложении N 6 к документации о закупке.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N 6.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В ходе рассмотрения жалобы основания для отказа в допуске к участию в закупке, отраженные в протоколе, нашли свое подтверждение.
Так, в частности, в Приложении N 6 установлены показатели битума БНД 60/90, в том числе, глубина проникания иглы при 25 гр.С - не менее 61 и не более 90, минимальная температура размягчения по кольцу и шару - не менее 47, индекс пенетрации (ГОСТ 22245-90) не менее -1,0 не более 1,0.
В заявке Заявителя указаны следующие показатели: глубина проникания иглы при 25 гр.С - 61 и 90, минимальная температура размягчения по кольцу и шару - 47, индекс пенетрации - 1,0 1,0.
При этом указано, что битум нефтяной дорожный соответствует ГОСТ 22245-90.
Согласно п.1.2.2 ГОСТ 22245-90 по физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1. В Таблице 1 указано, что индекс пенетрации определяется в соответствии с приложением N 2 к данному ГОСТу.
Согласно Приложению N 2, при промежуточных значениях глубины проникания иглы при 25С индекс пенетрации определяют интерполяцией или по формуле:
где
где П - глубина проникания иглы при 25С, 0,1 мм;
Т - температура размягчения, С.
Так, исходя из представленных значений показателей, содержащихся в заявке Заявителя, следует, что индекс пенетрации будет равен - 1,526 (при глубине проникания иглы при 25 гр.С - 61).
Таким образом, Заявителем представлены недостоверные сведения о значении индекса пенетрации.
Согласно п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Как указано выше, в заявке имеются недостоверные сведения, и, как следствие, в действиях Аукционной комиссии, отказавшей участнику в допуске к участию в закупке, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Вместе с тем, в протоколе рассмотрения заявок указано, что индекс пенетрации с учетом представленных характеристик товара должен составлять - 0,5 - 1,6, тогда как Комиссией установлено, что индекс пенетрации равен - 1,526 (при глубине проникания иглы при 25 гр.С - 61).
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках.
В действиях членов Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что для указания индекса пенетрации при глубине проникания иглы при 25 гр.С 90 рассчитывать показатель не нужно, необходимо лишь воспользоваться таблицей из ГОСТ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок заявки NN 1 и 2 признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Однако, антимонопольным органом установлено, что в заявке N 1 по спорной позиции указаны аналогичные содержащимся в заявке подателя жалобы показатели битума, указан аналогичный индекс пенетрации, то есть в заявке имеются недостоверные сведения.
В заявке N 2 указанный индекс пенетрации - - 0,8 - 0 не соответствует иным указанным характеристикам. С учетом предложенных в заявке характеристик - глубина проникания иглы при 25 гр.С - 61, минимальная температура размягчения по кольцу и шару - 49, индекс пенетрации составит - 0,9876.
При указанных обстоятельствах, поскольку в заявках NN 1 и 2 содержится недостоверная информации, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение ч.1 и ч.3 ст.67 Закона о закупках.
В действиях членов Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о закупках, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 02.06.2017 г.
Поскольку жалоба подана в Пермское УФАС России 16.06.2017 г., т.е. по истечении установленных части 4 ст. 105 Закона о закупках сроков, доводы Заявителя о нарушении требований Закона о закупках при формировании аукционной документации, рассмотрению не подлежат.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться).
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Представитель Заказчика пояснил, что для того, чтобы указать показатели товаров, нет необходимости иметь данный товар в наличии, проводить испытания, достаточно воспользоваться ГОСТами, на которые имеется ссылка в документации о закупке.
Кроме того, антимонопольным органом были исследованы требования, установленные Заказчиком к товарам. Какого-либо несоответствия показателей требованиям ГОСТ не установлено. Иного не доказано.
Более того, Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, связанной с ремонтом автомобильной дороги федерального значения.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Волгаспецстрой" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 31+500 - км 35+200, Республика Марий Эл (извещение N 0315100000317000079) необоснованной.
2.Признать жалобу ООО "Волгаспецстрой" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 31+500 - км 35+200, Республика Марий Эл (извещение N 0315100000317000079) не подлежащей рассмотрению в соответствии с ч.4 ст.105 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ход внеплановой проверки.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения ч.1 и ч.3 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ход внеплановой проверки.
5. В целях устранения нарушений, выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание.
6. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2017