Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие ЖКХ Удмуртской Республики" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации объекта капитального строительства "Распределительные газопроводы в п.Быстрый Кудымкарского района Пермского края" (извещение N 0356300049117000027),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0356300049117000027 Заказчик проводился открытый конкурс на разработку проектно-сметной документации объекта капитального строительства "Распределительные газопроводы в п.Быстрый Кудымкарского района Пермского края".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Комиссия, изучив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, заслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п.п "а" п.25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть качество товаров (качество работ, качество услуг);
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей (п.26 Правил).
Критерии оценки заявок и порядок оценки установлены в Главе 3 документации о закупке.
Так, одним из критериев является критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Предметом оценки является качество работ. В рамках указанного показателя оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ. По каждой заявке оценивается качество работ на основе информации указанной в предложениях о качестве работ, представленных в составе заявки на участие в конкурсе. При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и содержащая наиболее полные и качественные сведения по следующим вопросам:
- детализированное описание условий выполнения работ, предлагаемых в Техническом задании на выполнение проектно-изыскательских работ.
Оценка заявок на участие в конкурсе производится путем сравнения между собой условий выполнения предлагаемых в Техническом задании на выполнение проектно-изыскательских работ, предложенных в заявках на участие в конкурсе.
Участник предоставляет описание выполняемых работ (детализирует и прорабатывает организационно-технические предложения, с учетом требований Технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ, обосновывает сроки, методологию (принципы, методы и способы) выполнения работ, обосновывает необходимость ресурсов для выполнения работ) в виде комментариев к соответствующим разделам Технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ с детальным обоснованием предложений.
- внедрение системы управления качеством работ.
Оценка заявок на участие в конкурсе производится в зависимости от сроков внедрения и использования участником системы менеджмента качества выполняемых работ, подтверждается сертификатом соответствия, а также от полноты и качества сведений.
Участник представляет сведения о внедрении и сертификации системы менеджмента качества, об определении потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон, о политике и целях организации в области качества, об определении процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества, об определении необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества, о разработке методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса, о применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса, об определении средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин, о разработке и применение процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю определяется как среднее арифметическое (в баллах) всех членов комиссии.
Расчет баллов производится следующим образом:
- отсутствие предложения по качеству работ;
и/или
- отсутствие основных видов работ по контракту в описании работ, части требуемых сведений в предложении участника;
и/или
- несоответствие требованиям конкурсной документации;
и/или
- наличие существенных противоречий, несоответствий в пояснительной записке
0 баллов
- наличие несущественных упущений, несоответствий в описании работ
- низкая степень детализации и конкретизации предложения участника
40 баллов
- полное и подробное описание выполняемых работ, соответствующее требованиям документации
100 баллов
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю определяется как среднее арифметическое (в баллах) всех членов комиссии
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что порядок оценки по спорному критерию, обозначенный в документации о закупке, не соответствует требованиям, установленным Законом о закупках.
Так, в частности, из содержания конкурсной документации четко и однозначно не следует, что необходимо понимать под "несущественными упущениями, несоответствиями в описании работ", "низкой степенью детализации и конкретизации предложения участника", "полным и подробным описанием выполняемых работ", и, как следствие, данное обстоятельство не исключает произвольное проставление членами Конкурсной комиссии баллов в пределах заданных значений от 0 до 100 по спорному критерию.
Кроме того, установленный Заказчиком показатель критерия "Квалификация участника конкурса" - "Сроки выполнения работ" не предусмотрен ни Законом о закупках, ни Правилами. Более того, в соответствии с п.2 ст.42 Закона о закупках срок завершения работ указывается в извещении о проведении закупки, то есть устанавливается Заказчиком.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированное монтажно-наладочное предприятие ЖКХ Удмуртской Республики" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации объекта капитального строительства "Распределительные газопроводы в п.Быстрый Кудымкарского района Пермского края" (извещение N 0356300049117000027) обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать Заказчику предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2017