Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Волгаспецстрой" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги А-151 Цивильск - Ульяновск км 33+000 - км 37+000, в Чувашской Республике (извещение N 0315100000317000109),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0315100000317000109 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги А-151 Цивильск - Ульяновск км 33+000 - км 37+000, в Чувашской Республике.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе установлен в ч.5 ст.66 Закона о закупках. В том числе, согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках установлено, что участник закупки - юридическое лицо, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не должен быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичное требование к участникам закупки установлено Заказчиком в разделе 4 аукционной документации.
Вместе с тем, в п.5.1.3 раздела 5 аукционной документации, содержащем требования к составу второй части заявки установлено требование о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, что не соответствует требованию, установленному Законом о закупках.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностного лица Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что Заказчиком не установлено требование о подтверждении опыта выполнения аналогичных работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, подлежит отклонению, поскольку доказательства в обоснование данного довода, в нарушение ч.9 ст.105 Закона о закупках, в жалобе отсутствуют, тогда как Заказчиком в материалы дела представлены доказательства того, что в объект закупки входят работы, которые согласно приказу Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402 отнесены к ремонту.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы, представитель подателя жалобы отказался от упомянутого довода.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к используемым при выполнении работ материалам установлены в Приложении N 5 к документации о закупке.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N 5.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться).
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Представитель Заказчика пояснил, что для того, чтобы указать показатели товаров, нет необходимости иметь данный товар в наличии, проводить испытания, достаточно воспользоваться ГОСТами, на которые имеется ссылка в документации о закупке.
Довод Заявителя, указанный в жалобе, о том, что при установлении требований к товарам, в частности, битум нефтяной дорожный, эмульсия битумная, песок для строительных работ, щебень и т.д., Заказчиком нарушены нормы Закона о закупках, поскольку данные требования являются избыточными, направлены на ограничение конкуренции, установлены не конкретно, в данном случае, удовлетворению не подлежит, поскольку требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и во исполнение требований ст.33 Закона о закупках.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, не представлено.
Антимонопольный орган также отмечает, что податель жалобы правом, предусмотренным ч.3 ст.65 Закона о закупках, не воспользовался.
Кроме того, податель жалобы указывает на наличие нарушений Закона о закупках при установлении требований к товарам, которые не используются при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки и требования к которым отсутствуют в приложении N5. Например, "Смесь асфальтобетонная дорожная горячая мелкозернистая пористая марка 1 в соответствии с ГОСТ 9128-2013", "Щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-20 в соответствии с ГОСТ 31015-2002", "Лак битумный", "Смесь песчано-гравийная в соответствии с ГОСТ 23735-2014".
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Волгаспецстрой" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на на ремонт автомобильной дороги А-151 Цивильск - Ульяновск км 33+000 - км 37+000, в Чувашской Республике (извещение N 0315100000317000109) обоснованной в части установления требований к составу второй части заявки с нарушением требований Закона о закупках.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленного нарушения Аукционной комиссии выдать предписание.
4. Материалы настоящей жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017