Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 июня 2017 г. N 856
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЭлектроКлуб" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБУ "Лыжная база "Оль-Гуль", г. Норильск, Вальковское шоссе", на электронной площадке ЭТП "Национальная электронная площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300026117000153, установила следующее.
В адрес Красноярского У ФАС России поступила жалоба ООО "ЭлектроКлуб" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБУ "Лыжная база "Оль-Гуль", г. Норильск, Вальковское шоссе" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, ООО "ЭлектроКлуб", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В адрес Красноярского поступили письменные пояснения заказчика.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. В Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком установлены избыточные требования к расходному материалу по позиции 7 "Ткани технического назначения (ветошь)". Заказчиком установлено значение марки по средней плотности бетона, не соответствующей требованиям ГОСТ 26633-2015 и ГОСТ 25192-2012. Заказчиком установлено требование к характеристикам кабеля не соответствующее фактически применяемому при выполнении работ. Участнику закупки не представляется возможным указать в первой части заявки на участие в электроном аукционе одно точное значение разнотолщинности всех плиток, а также одно точное значение одновременно для всех плиток по перечисленным дефектам.
Заказчиком в документации о закупке не установлены требования, согласно которым подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а так же ответственность за их неисполнения.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБУ "Лыжная база "Оль-Гуль", г. Норильск, Вальковское шоссе", номер извещения 0319300026117000153.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России установила, согласно пункту 1.6. аукционной документации описание объекта закупки содержится в части II "Техническое задание" к настоящей документации об электронном аукционе. Приложением N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов) установлена таблица с наименованиями материала (материалов, используемых при выполнении работ) и их показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров (материалов) потребностям заказчика.
Согласно Приложению N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов) заказчику необходимы "7. Ткани технического назначения (ветошь) ГОСТ 5530-2004. Вид ткани должна быть льняная или полульняная, группа обыкновенная и повышенная, сорт первый или второй, ширина 112 или 140 см".
Комиссия отмечает, что заказчик во исполнение требований статьи 33 Закона о контрактной системе должен объект закупки описать объективно. Объективность это характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека. Таким образом, Заказчик, в частности, при закупке строительных работ, должен исключить из описания объекта закупки требования к товарам, которые не указывают и не влияют на результат (итог) работы. Такой товар, как ветошь не влияют на качество выполняемой (выполненной) работы. Данный товар расходуется в процессе выполнения той или иной работы. Установить обладает ли результат работ свойствами, указанными в договоре (заявке победителя закупки), возможно только по результатам оценки (экспертизы) товаров, которые остаются у заказчика в наличии, по факту выполнения работ. Таковым товаром ветошь не является.
Ветошь является обтирочным материалом, назначение которого заключается в том, чтобы протирать любые поверхности от загрязнений различного характера.
Требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения, искусственно увеличивают объем первой части заявки участника, что в конечном итоге может привести к отказу участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе по формальным основаниям.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требования, установленные заказчиком к расходным материалам являются избыточными и нарушают правило объективного описания объекта закупки, в чем усматриваются нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
Согласно Приложению N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов) заказчику необходимы "1. Смеси бетонные ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 31384-2008, ГОСТ 7473-2010. Вид бетона бетон должен быть тяжелым или мелкозернистым, марка по средней плотности должна быть не менее D1800".
В соответствии с пунктами 3.2 и 3.3. ГОСТа 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия":
3.2 бетон тяжелый: Бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях.
3.3 бетон мелкозернистый: Бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе.
При этом ГОСТ 26633-2015 не регламентирует значение марки бетона по средней плотности, также как и ГОСТ 31384-2008, ГОСТ 7473-2010.
В соответствии с пунктом 4.3.3 ГОСТа 26633-2015 виды бетонов по темпам набора прочности устанавливают в соответствии с ГОСТ 25192.
В соответствии с пунктом 2.10 ГОСТ 25192-2012 "Межгосударственный стандарт. Бетоны. Классификация и общие технические требования" по средней плотности бетоны подразделяют на:
- особо легкие (марки по средней плотности менее D800);
- легкие (марки по средней плотности от D800 до D2000);
- тяжелые (марки по средней плотности более D2000 до D2500);
- особо тяжелые (марки по средней плотности более D2500).
При этом Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что ГОСТ 25192-2012 не указан среди, перечня ГОСТов, указанных в пункте 1 Приложения N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов).
Таким образом, заказчиком установлено значение марки по средней плотности бетона, не регламентируемое ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 31384-2008, ГОСТ 7473-2010, указанными в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), что нарушает требование пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие положениям ГОСТа значения показателей. Довод жалобы является обоснованным.
Согласно Приложению N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов) заказчику необходимы "24. Кабель силовой. Огнестойкость кабелей 90; 120; 180 мин". Податель жалобы указывает, что в локально-сметном расчете в файле "Смета Оль-Гуль, основное здание", заказчиком рассчитан кабель марки ВВГнг-LS, который не является по своим свойствам огнестойким.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно пункту 9.2.10 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы/оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренным в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (Во избежание пропуска наименований товаров, отраженных в Приложениях N 2 части II "Техническое задание" - ведомости материальных ресурсов настоящей документации об аукционе, Участник аукциона может воспользоваться непосредственно самой ведомостью материальных ресурсов и предоставить её в составе первой части заявки, дополнив её соответствующими сведениями, оговоренными выше, при этом, наименование страны происхождения товара необходимо указывать в отношении каждого товара в отдельности).
Таким образом, участнику закупки необходимо составить заявку в соответствии со значениями, установленными документацией об аукционе и оговоренными в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), а не в соответствии с локально-сметным расчетом. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Согласно Приложению N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов) заказчику необходимы "6. Плитки керамические для полов ГОСТ 6787-2001. Разнотолщинность не должна быть более 0.5 мм. Дефекты щербины и зазубрины общей длиной не должны быть более 10 мм. Дефекты щербины и зазубрины шириной в направлении, перпендикулярном ребру не должны быть более 1 мм. Посечка длиной не должна быть более 10 мм".
В соответствии с пунктом 4.6. ГОСТа 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" разность между наибольшим и наименьшим значениями толщины одной плитки (разнотолщинность) не должна быть более 0,5 мм.
Согласно пункту 5.1.4. ГОСТа 6787-2001 на лицевой поверхности плиток не допускаются трещины, цек, а также дефекты, размеры которых превышают значения, приведенные в таблице 2.
Согласно таблицы 2 установлено следующее:
В миллиметрах
Вид дефекта |
Значение для одной плитки, не более |
Щербины и зазубрины: |
|
шириной в направлении, перпендикулярном ребру |
1 |
общей длиной |
10 |
Посечка длиной |
10 |
Согласно ГОСТ 6787-2001 значения разнотолщинности плиток и допускаемых дефектов установлены для одной плитки в партии. При этом, пункт 6 Приложения N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов) содержит требование не к одной плитке керамической для полов, а ко всему количеству плиток, притом что у каждой конкретной плитки в партии может быть свой показатель разнотолщинности и допускаемых дефектов, но не более значений, установленных ГОСТом. Таким образом, участнику закупки не представляется возможным указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе одно конкретное значение разнотолщинности всех плиток, а также одно конкретное значение одновременно для всех плиток по перечисленным дефектам.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что ГОСТ 6787-2001 предполагает изготовление "идеальных" плиток, т.е. плиток без дефектов, но допускает их наличие в установленных пределах. Установленные заказчиком требования о предоставлении конкретных показателей разнотолщинности плиток и допускаемых дефектов заставляет участника предложить к поставке "дефектные" плитки, т.е. плитки, в каждой из которых имеется допускаемый ГОСТом дефект, что не позволяет участникам закупки предложить к поставке плитки без каких-либо дефектов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требования, установленные заказчиком в пункте 6. Приложения N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов) нарушают правило объективного описания объекта закупки, в чем усматриваются нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы ООО "ЭлектроКлуб" по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "ЭлектроКлуб" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 июня 2017 г. N 856
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2017