Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 июня 2017 г. N 180/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Дубровиной С.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Гришечкиной В.А. - главного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в отсутствии представителей от уполномоченного органа, заказчика и заявителя, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом.
Рассмотрев жалобу - ООО "Ермак" (далее Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным бюджетным образовательным учреждением СОШ N2 г. Шахтерска Сахалинской области (далее Заказчик) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт фасада МБОУ СОШ N2 г. Шахтерска" (извещение N 0361300004617000120) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик, составляя аукционную документацию, нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и приостановить заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представив письменные возражения, из которых следует, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По мнению Заказчика требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки не противоречат положениям Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба Заявителя - необоснованная.
Комиссия, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сети Интернет http:// www.zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадке ЗАО Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru 06.06.2017 г. N 0361300004617000120.
Начальная (максимальна) цена контракта: 39 059 320 руб. 54 коп.
Исходя из первого довода Заявителя, в проект контракта не включено обязательное условие гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что нарушает ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно аукционной документации, п. 5.4.20 проекта договора предусмотрено привлечение к исполнению Договора соисполнителя из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ, стоимость которых поставляет 50 (пятьдесят) % от общей цены Договора.
П. 7.3 проекта договора установлено в случае неисполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного п. 5.4.20 настоящего Договора, Подрядчик несет ответственность в соответствии с п. 7.2.4. настоящего Договора.
П. 7.2.4. проекта договора предусматривает: "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Договором. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 13% цены Договора в случае, если цена Договора не превышает 3 000 000' (три миллиона) рублей, в сумме рублей от стоимости Договора.
б) 5% цены Договора в случае, если цена Договора составляет от 3 000 000 (трех миллионов) рублей до 50 000 000 (пятидесяти миллионов) рублей, в сумме рублей от стоимости Договора".
Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным.
Заявитель утверждает, что в аукционной документации установлено требование, в котором вторая часть должна содержать "решение об одобрении или совершении крупной сделки", что позволяет предоставлять исключительно оригинал и не позволяет предоставлять в составе заявки на участие в аукционе копию решения о крупной сделке, что нарушает п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В п. 27 информационной карты документации установлено требование к составу заявки, из которого следует, что вторая часть заявки должна содержать в том числе "решение об одобрении или совершении крупной сделки".
Таким образом, Заказчик нарушил п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как отсутствует возможность представить копию указанного решения. Однако отсутствие данного требования не повлияло на результат определения поставщика; по данному факту заявки не отклонялись.
Из довода Заявителя следует, что Заказчиком установлены требования, значения показателей которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пп "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия установила, что в аукционной документации при описании применяемых материалов, товаров установлены необходимые Заказчику требования, в том числе функциональные, технические и иные характеристики товара.
Согласно р. 3 аукционной документации, например, в цементно-песчаном растворе согласно ГОСТ 28013- 98:
"Раствор по подвижности не менее Пк2. Норма подвижности по погружению конуса, см 1...14. Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Прочность на сжатие не ниже Ml 00. Морозостойкость не ниже F100. Средняя плотность D, затвердевающих растворов в проектном возрасте должна быть, кг/мЗ, менее чем 1500. Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения допускается не более 10% установленной проектом. Содержание щелочей в цементных вяжущих, предназначенных для приготовления штукатурных и облицовочных растворов, не должно превышать 0,6% по массе".
Все нормируемые технологические показатели качества растворных смесей являются необходимыми и обязательными (Приложение Б,В, Г ГОСТ 28013-98). То же самое и на другие материалы. Требования на проведение испытаний партий товара (материалов) Заказчиком в документации не установлено, установлено, что данные материалы, применяемые при работах должны соответствовать показателям, указанным Заказчиком.
Вместе с тем, согласно условий договора, если у заказчика возникают сомнения в качестве применяемых материалов при выполнении работ, то заказчик имеет право осуществлять контрольную проверку количества и качества материалов, их соответствия с требованиями нормативных документов, проводить экспертизу своими силами или привлеченными экспертными организациями.
Таким образом, Заказчиком при составлении перечня товаров использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, которая касается технических и качественных характеристик товара, указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения, которые не могут изменяться. Все эти показатели установлены в технических регламентах, стандартах и иных требованиях законодательства РФ о техническом регулировании. Ссылки на нормативно-технические документы в Техническом задании (ГОСТы, ТУ) также имеются. Выходящих за дозволенные законом рамки требований к поставляемой продукции, помимо показателей, указанных в нормативно-технических документах, Заказчиком не установлены.
Вместе с тем, заявитель жалобы не представил доказательств того, что данные значения показателей товара, характеризующие его, не должны указываться в описании объекта закупки. Документы, подтверждающие данный довод, к жалобе также не приложены. Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Заявитель считает, что Заказчиком в аукционной документации установлены такие требования к товару, по которым невозможно определить какими свойствами должен обладать материал.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия установила, что Заказчиком в аукционной документации указаны необходимые функциональные и технические характеристики материалов.
Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.
Требования к значениям характеристик приобретаемого товара определены Заказчиком в техническом задании аукционной документации, исходя из его потребности и в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные Заказчиком необходимые характеристики материалов не нарушают Закон о контрактной системе; довод Заявителя необоснованный.
Из последнего довода Заявителя следует, что размещенная в единой информационной системе информация не является достоверной, так как в п. 39 аукционной документации установлено требование к поставляемому товару, при этом, предметом закупки является выполнение работ.
Также Заявитель утверждает, что в приложенном к документации локально сметном расчете не сходится итоговая сумма "всего" по смете и сметная стоимость.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Однако, п. 39 относится к закупке на поставку товара, в закупке "Капитальный ремонт фасада МБОУ СОШ N 2 г. Шахтерска" этот пункт не применим.
Также Комиссией установлено, что на последнем листе локального сметного расчета стоит цена с учетом индекса-дефлятора цен 39 059 320,54 рублей.
В аукционной документации сумма закупки по объекту "Капитальный ремонт фасада МБОУ СОШ N 2 г. Шахтерска" составляет 39 059 320 руб. 54 коп.
Оформление смет осуществляется согласно Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее Методика), (МДС 81-35. 2004), разработанной Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.
Согласно п. 3.26.Методики, результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации рекомендуется приводить следующим образом:
В локальных сметных расчетах (сметах) построчные и итоговые цифры округляются до целых рублей;
В объектных сметных расчетах (сметах) итоговые цифры из локальных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей (в текущем уровне цен) с округлением до двух знаков после запятой.
Таким образом, Комиссия по данному доводу установила, что в аукционной документации разночтений и недостоверной информации нет, а довод заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что установленные в документации требования не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу - ООО "Ермак" на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным бюджетным образовательным учреждением СОШ N2 г. Шахтерска Сахалинской области путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт фасада МБОУ СОШ N2 г. Шахтерска" (извещение N 0361300004617000120) - частично обоснованной.
2. Заказчика - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ N2 г. Шахтерска Сахалинской области признать нарушившим п. 4 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать, так как нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
С.А. Дубровина
В.А. Гришечкина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 июня 2017 г. N 180/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017