Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 июня 2017 г. N 419/17
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - "Строй-Мастер" -не явились, уведомлены;
от заказчика -Управления единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула - Жигулина Н.Ю., Варнавской Е.А.,
от уполномоченного органа -Комитета муниципального заказа г. Барнаула -Зайковой А.Ю., Хлестского С.Ю.;
рассмотрев жалобуООО "Строй-Мастер" на положения аукционной документации при проведении закупки N 0317300301917000463 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" I-этап", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
На сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении закупки N 0317300301917000463 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" I-этап".
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалобаООО"Строй-Мастер" на положения аукционной документации при проведении закупки N 0317300301917000463 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" I-этап".
В своей жалобе Заявитель указывает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1. По позиции 18 Технического задания "Бетонная смесь" Заказчиком установлен выбор между подвижными (П) и растекающимися (Р) смесями, но далее Заказчик требует указать марку, как подвижной, так и растекающейся смеси. Таким образом, требования Заказчика невыполнимы. Учитывая, что согласно ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь не может быть одновременно растекающейся и подвижной.
2. Участнику не ясно, каким образом трактовать использование Заказчиком знака "-". Удовлетворяют ли потребностям Заказчика крайние значения или все же нет, интервальное (диапазонное) значение необходимо указать или все же конкретное.
3. В пункте 13 Технического задания "Доски обрезные тип 2" Заказчик установил требования, которые не соответствуютположениям ГОСТ 24454, а именно значение ширины - 90 мм.
4. В пункте 26 Технического задания "Горячекатаная арматурная сталь тип 4" Заказчик изначально устанавливает значение показателя (углеродистая), который не соответствует указанному в Техническом задании ГОСТ.
Таким образом, Заявитель полагает, что Заказчик установил требования к характеристикам, которые становятся известным только в процессе (числе) испытаний, что противоречит Закону о контрактной системе, который не обязывает участника закупки иметь товар в наличии на момент подготовки и подачи заявки.
На основании изложенного ООО "Строй-Мастер" просит: признать жалобу обоснованной, приостановить размещение заказа, выдать предписание о внесении изменений в документацию об аукционе, провести внеплановую проверку.
Представители Заказчика представили письменные объяснения, а также пояснили, что считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представители Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. В Техническом задании по позиции 18 "Бетонная смесь тип 4" установлено: Группа по удобоукладывемости - Подвижный или растекающийся; Марка по осадке конуса - не выше П3; Марка по жесткости - не выше Р4.
Согласно п. 4.2 ГОСТ 7473 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.
Заказчиком установлен выбор между подвижными (П) и растекающимися (Р) смесями, но далее Заказчик требует указать марку, как подвижной, так и растекающейся смеси. Таким образом, требования Заказчика невыполнимы. Учитывая, что согласно ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь не может быть одновременно растекающейся и подвижной, Заказчиком при составлении описания товара "Бетонная смесь" установлены необъективные требования к показателям, которые невозможно указать в заявке в точном соответствии с Законом о контрактной системе.
2. В инструкции установлено: "В случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием знака "-" установленного между числовыми значениями и без использования иных слов, то Участнику необходимо указать конкретное (не интервальное) значение показателя, входящее в указанный диапазон числовых значений, где крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика".
Далее указано:"Использование знака "-" между двумя значениями показателей указывает на необходимость предоставления диапазонного значения, заданного техническим заданием (включаются верхние и нижние границы диапазона), либо конкретного значения, входящего в данный диапазон, в зависимости от столбца таблицы, в котором указаны требования к показателю".
Таким образом, не ясно, как все же трактовать использование Заказчиком знака "-". Удовлетворят ли потребностям заказчика крайние значения или все же нет, интервальное (диапазонное) значение необходимо указать или все же конкретное.
Заказчик дал разъяснение: В случае, если техническим заданием Документации предусмотрено указание интервального значения, согласно п. 10.2 документации "Инструкция по заполнению заявки" это могут быть столбцы 5 и 7 таблицы "Используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться", участник указывает значение показателя в интервале , где включаются верхние и нижние границы диапазона, указанного в требованиях к значению показателя. В случае, если техническим заданием Документации предусмотрено указание только конкретного значения показателя, согласно п. 10.2 документации "Инструкция по заполнению заявки" это можетбыть столбец 6 таблицы "Используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться", участник указывает значение показателя, входящее в указанный диапазон числовых значений, где крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика.
В инструкции Заказчик не указывает применительно, к каким столбцам таблицы указаны те или иные правила.Указанное разъяснение изменяет суть документации, что противоречит положениям ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 13 Технического задания "Доски обрезные тип 2" установленные следующие требования: Порода древесины - ель ил кедр или пихта или лиственница; влажность - сухие; номинальные размеры: длина - м - от 4 до 6,5; ширина - мм - от 90 до 150; толщина - мм - свыше 44.
Согласно ГОСТ 18288 доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Согласно ГОСТ 24454 толщина свыше 44 мм - 50 мм.
Требования Заказчика противоречат позиции ФАС России и вводят участников закупки в заблуждение, устанавливая требования к значениям показателей, которые не соответствуют положениям Стандарта, которому должен соответствовать товар. Значение ширины 90 мм - не соответствует требованиям ГОСТ, при ширине 90 мм и толщине 50 мм пиломатериал будет именоваться бруском, а не доской, как установлено Заказчиком.
4. В пункте 26 Технического задания "Горячекатаная арматурная сталь тип 4": тип профиля - периодический; класс арматурной стали - А- III; класс стали по химическому составу - низколегированная или углеродистая.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 5781 арматурная сталь класса А- III изготавливается из марок 35ГС, 25Г2С,32Г2Рпс, которые являются низколегированными. То есть, Заказчик изначально устанавливает значение показателя (углеродистая), который не соответствует требованиям ГОСТ.
Данные требования Заказчика противоречат позиции ФАС России и вводят участников закупки в заблуждение, устанавливая требования к значениям показателей, которые не соответствуют положениям Стандарта, которому должен соответствовать товар.
Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, делает невозможным
Комиссия, не оспаривает возможность Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, однако данные показатели должны устанавливаться с учетом требований Технического регламента, ГОСТов.
Кроме того, из письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 следует, что в случае установления Заказчиком требований подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара такие действия имеют признаки ограничения доступа к участию в аукционе.
А так же, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Заказчик не доказал необходимость такого подробного описания материалов указанных в аукционной документации и соответственно в заявках участников.
А так же, Заказчик устанавливая необъективные требования, вводит участников закупки в заблуждение, делает невозможным формирование достоверных предложений участников закупки, что является нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того УФАС по Алтайскому краю была проведена внеплановая проверка действий Заказчика при проведении аукциона в электронной форме N 0317300301917000463 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" I-этап". В ходе проверки были выявлены нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, подробнее о нарушениях описывается в решениях N 422/17, 432/17.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Мастер" обоснованной;
2. Признать действия Заказчика - Управление единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула, уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа г. Барнаула выразившимися в нарушении пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе неправомерными;
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н.Кудельникова |
|
_____________________________ |
Н.С. Пахомова |
Уполномоченному органу - Комитет муниципального заказа г. Барнаула
Никитина ул., д. 59 а, г. Барнаул, 656043
Заказчику - Управление единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула
Гоголя ул., д. 48, г. Барнаул, 656043
Оператору электронной площадки -
ООО "РТС-тендер
Долгоруковская ул., д. 38, стр.1, г. Москва, 127006
ПРЕДПИСАНИЕ N 69 (419/17)
об устранении нарушения в сфере контрактной системы
"27" июня 2017 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
по результатам рассмотрения жалобООО "Строй-Мастер", ООО "АльянсСтройПодряд", ООО "М-Транс" на положения аукционной документации при проведении закупки N 0317300301917000463 на "Выполнение работ по строительству объекта: "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул - горнозаводской город", Алтайский край. Комплекс "Нагорный парк". Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка" I-этап"и на основании решений N 419/17 от 27.06.2017 г.,N 422/17 от 27.06.2017 г., N 432/17 от 27.06.2017 г., руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, предписывает:
1. Заказчику, уполномоченному органу - отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки; внести изменения в документацию о закупке N0317300301917000463 с учетом решений N 419/17, N 422/17, N 432/17;продлить сроки подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
2. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного Заказчику, уполномоченному учреждению. Кроме того оператору электронной площадки уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме о продлении срока подачи заявок и внесении изменений в документацию об аукционе;
3. Оператору электронной площадки, Заказчику, уполномоченному учреждению -исполнить предписание до "13" июля 2017 года.
4. Оператору электронной площадки, Заказчику, уполномоченному учреждению - направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего за "13" июля 2017 года.
В случае неисполнения настоящего предписания, управление ФАС по Алтайскому краю на основании части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Алтайского края.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н.Кудельникова |
|
_____________________________ |
Н.С. Пахомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 июня 2017 г. N 419/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017